Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Традиции и прогресс



Давно хотелось написать о том , сколь мало мы думаем как выглядит наша жизнь.
Мы привыкли говорить о прогрессе, о новых открытиях и увлекательных далях.
А на самом деле для большинства населения планеты жизнь нисколько не изменилась за семь тысячелетий со времени появления городских цивилизаций. И ошибка эта проистекает из того что все мы родились в Советском Союзе государстве и обществе совершенно ином чем остальной мир. СССР был по истине новым государство от начала и до конца, настолько новым, что даже убогость старых русских провинциальных городов мало что меняла в мироощущении и сознании наших граждан.
К этому времени промышленная революция сдвинула Европу от архаики к прогрессу, но на тот момент этот прогресс заключался в чисто материальной перестройке городов и условий жизни. Бывшие крестьяне и ремесленники стали наемными рабочими, а мелкие мастерские превратились в огромные промышленные предприятия
Изменения значительные, приведшие экономистов, таких как Маркс, к пониманию роли и силы рабочего класса.
Но рабочий класс – это только один сегмент в социальном расслоении населения промышленных стран.
В Советском Союзе весь народ стал рабочим классом. Не осталось места ни торговцу, ни мелкому частнику, ни кустарю-одиночке. Иными словами, исчез целый сегмент мелкобуржуазного социального класса, а вместе с ним – менталитет частника, психология потребителя и образ жизни традиционно обывательский.
Советский Союз стал единственным в мире уникальным государством, понять всю значимость которого, можно только теперь, когда мы можем наглядно увидеть черты тысячелетней архаики по всему миру.

В СССР новое утвердилось не только в новых городах, в новых заводах и фабриках, в новых колхозах и совхозах. Новый менталитет свободного от заботы о завтрашнем дне и от забот о частном хозяйстве утвердил в людях стремление к знаниям, к идеальной цели, к свободе.

Что мы имели в СССР? Много старых городов. Но жизнь в них сводилась к работе, к домам культуры, к вузам. Семейные связи, интернациональное единство, отсутствие религиозной розни создало в нашей стране новый образ жизни.
И каково было наше удивление, когда однажды пришлось побывать на Востоке и увидеть образ жизни народов вне Европы и СССР.
Вот тогда и пришла в голову мысль, что на самом деле человечество живет так же как во времена Нувоходоносора или Аменхотепа.
Что мы увидели? Огромные рынки со всевозможным товаром от специй до предметов домашнего обихода. Предметы роскоши, золото, ковры, чеканка, венецианское стекло. Ряды, ряды, ряды, переходы, улички, переулочки. Крытые площади со снедью, бесконечные улицы со снедью.
Торговцы владеют рядами из поколения в поколения. След их предков теряется в веках. То же самое можно сказать и о кварталах ремесленников. Мыло, утварь, засолка оливок, производство крупы, сладостей.


Рынок Средняя Азия

Рынок Средняя Азия

Рынок Хамидия Алеппо

Рынок Хамидия Алеппо

Рынок Хамидия Дамаск

Рынок Хамидия Дамаск

Рынок Марракеша

Рынок Марракеша

Марракеш

Египет рынок Каира

Алеппо Уличная еда

Стамбул

Стамбул

Индия

Уличная еда Маррокеш

Барселона

Греция

Лондон

Эти кварталы, эти базары насчитывают по меньшей мере две тысячи лет и то с учетом начала христианской эры. Но ведь и до Христа они были такими же.
И дело не в их виде, не в товарах и традиционных сладостях. Дело в образе жизни этих людей.
Они рождаются, входят в возраст, помогают отцу, женятся строят свой дом и свою лавку. На улицах города, вне базаров располагаются такие семейные магазины, традиционные кафе. На окраинах – новые мастерские с новомодной мебелью или с ремонтом машин.
Это тот самый мелкий бизнес, в который нас так упорно втягивают. Это тот традиционны1й образ жизни, где сын продолжает дело отца, а женщины выходят замуж, рожают детей, ходят в гости, пьют кофе и смотрят сериалы по ТВ.
Зачем им книги, знания, наследие прошлого? Если они побогаче, то дадут детям образование, чтобы они стали врачами или юристами. Дальше этих специальностей их представления о культурном социальном слое не распространяются.
О фольклоре и традициях они вспоминают только на свадьбах, на рождении детей и крещении их, если это христиане.
Думаете в Европе иначе? Только с точки зрения общей культуры: уметь играть на пианино, читать кое-какие книги, смотреть спектакли в театре. Но даже эти культурные усилия делаются далеко не всеми. Буржуазный стиль жизни – это хорошие достойные предки, это свое дело, это друзья и знакомые твоего круга и диплом о высшем образовании, чтобы продолжать дело отца.
Мы привыкли к романам и историям из кладовой высокой культуры. Мы когда-то читали о рыцарях, потом о смелых страстных героях из высшего общества. Но высшее общество – это именно тот слой, который удобно делать идеальным и достойным подражания: он слишком узок и слишком богат, чтобы усомниться в его достоинствах и увидеть в нем всего лишь обычных заурядных людей.

Иногда критики пишут, что вся наша русская литература – это литература высшего сословия. Все писатели – богатые, или слегка обедневшие дворяне и находящие источник существования в службе Отечеству в разного рода департаментах. Иногда – в собственном имении. Но чем отличается европейский писатель? Только тем, что он раньше перешел из разночинцев в творческую элиту.
О бедняках не писали и не пишут.
Сейчас мир склоняют именно к этой, давно используемой модели: мелкое ремесленное производство ( не следует думать, что это кустарщина)и торговля. Вот вам постиндустриальное общество, тем более, что новые технологии позволяют уйти от масштабных фабрик и масштабного же наемного рабочего труда.
Задумайтесь сами: чем товар ручной работы лучше машинного? уж, конечно, не качеством и не красотой. Всю жизнь человечество уходило от ручного труда, изобретало машины, технологии, безопасность, санитарные нормы и внешний вид, чтобы нас теперь повсеместно заманивали продукцией "ручной работы". Но в том-то и дело, что эта ручная работа такой же обман как и экологически чистые продукты. Это переход от масштабных цехов к мелкому частному бизнесу, использующему те же самые машины вместо своих рук, но в меньших количествах и п упрощенных конструкций. Все возвращается на круги своя: одна семья, одна мастерская, один магазинчик. От отца к сыну.
Да, Советский Союз был обществом совершенно нового ни с чем не сравнимого типа. Это было общество будущего. Но будущее у нас отняли и вернули к Египетским пирамидам. А были ли у древних египтян или древнегреческих, арабских, византийских купцов смартфоны и айфоны – не важно. Важен принцип: родился, женился, продолжил дело отца и никаких вам звезд или общественной собственности на средства производства.
Посмотрели бы вы на европейцев и на бывших социалистических европейцев. Они все заняты трудом на процветание собственного маленького «свечного заводика». Как это прекрасно сделать свой сыр, купажировать свое вино, сделать свой хамон, вырастить свою черешню или персики, заквасить самому свою капусту. А потом все это вынести на рынки и торговать во славу мелкого частного бизнеса.




Греческая мыловарня

Мендоса. Область в Аргентине

Греция

Производство итальянского прошутто

Но разве наши новомодные очень современные ТРЦ чем-то отличаются от древних базаров? Антураж отличается, хозяин иной, более крупный и удаленный в пространстве и времени.Но мы с вами, проводя часы и дни в толкотне ТРЦ разве не живем той же самой жизнью, что и тысячи лет назад? Разве нужны нам книги, музыка, дипломы о высшем образовании? Разве стремимся мы к творческому труду или хотя бы интересному труду?
Весь интерес - это новый товар, новая еда, новая мечта о своем "свечном заводике".
Вот и возвращают нам понемногу вкус частного мелкого бизнеса. Сам посадил, сам приготовил, сам продал.

Помню, как в Советское время многие наши девушки выходили замуж за иностранных студентов, веря в то, что любовь на свете самое важное. Они видели студентов, приехавших учиться, научившихся нашему языку, перенявших наши манеры поведения и образа жизни, дружески настроенных и часто щедрых (стипендия иностранного студента была 90 р., а нашего - 40 р.). Но вот не припомню ни одного случая, чтобы уехав в чужую страну,не в Европу, эти девушки задерживались там навсегда. Из мусульманских семей они уезжали быстро. Из христианских задерживались, если семья была богатая.Но даже оставшись, бывали случаи смены страны на близкую нам, социалистическую Чехию или Болгарию.
Причины крылись именно в том, что мы уже не могли жить мечтой о своем хозяйстве и проводить жизнь за чашками кофе в гостях и с детьми на руках.
Нам хотелось оставить свой след в жизни и не рождением детей, а своим трудом, своими знаниями. Принести пользу и тем создать себе бессмертие делами, а не верой в Бога.
Теперь большинство не поймет нас, а не поняв, не поверит. Теперь наши девушки спокойно остаются жить в мусульманских семьях, забывают то, что когда-то учили.Рожают детей сколько позволит здоровье и проводят время в созерцании сериалов по ТВ или в гостях за чашкой кофе.
Впрочем и в нашей стране достаточно подвижниц, готовых сидеть дома и рожать детей, довольствуясь в помыслах тем, что они - матушки.
Странно было слушать однажды, как монахини одного монастыря рассказывали, что они закончили кто физфак МГУ, кто МФТИ, кто истфак МГУ или московскую консерваторию, но вот призвание нашли в монастыре на грядках с баклажанами, клубникой и огурцами.
И подумалось: человек рожден, чтобы не думать и не тревожить себя мечтами о подвигах, о творчестве, о труде по способностям. Чем проще, тем лучше. Было бы что есть и с кем спать.
Закончились усилия по превращению homo sapiens,а в творческую личность. "Рожденный ползать летать не может". Идеологи Запада это поняли, потому так активно продвигают они идеи мелкого частного бизнеса, самозанятости населения, "свечного заводика" на каждого желающего. И это не утопия, а тысячелетний образ жизни человечества.
Tags: традиции культура жизнь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments