Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Героика подвига


Недавно попалась статья под заголовком:
«Сталинградская битва: вымысел и правда».
И вспомнилась еще одна: «Миф 28 героев-панфиловцев», а там и дальше «Мифы и правда про пионера Павлика Морозова», « Страшная правда о молодой гвардии».
Не стоит перечислять все подобные статьи, да и суть заключается не в том, что пытаются изобличить пишущие, не в настроении их ума или размере их гонораров. Странно само постоянное употребление слов «миф», «вымысел» рядом со словом «правда». А такое употребление лексики, несущей в себе вполне определенное значение, имеет целью не дискредитацию Советского прошлого, а в полной мере отрицание его как правды реальности.
Странно все-таки в наше время используется лексика. Если место имеет факт, если он – реальные события, то даже в название статьи нельзя выносить подобные термины. Это все равно, что приравнять историческое событие к чьей-то семейной истории о любовных похождениях отца семейства. Вот тогда правда может соседствовать с вымыслом.
В наше слишком информированное и потому очень путаное время в головах людей соседствуют все виды фантазий, причем примерно в одинаковом восприятии: вымысел, миф, легенда. Все они имеют прямое отношение к фантазии, не опирающейся ни на один факт, либо искажающие факты, а формируется сказочное мышление в результате религиозной веры, незнания и непонимания природных явлений, но всегда на основе социального заказа.
Слово « миф» – происходит от греческого слова mythos –предание, сказание.
Вымысел – это анекдот, выдумка, обман, скандал, домысел, ложь.
Разница, как видим, велика. Если вымысел – это откровенно ложь, то легенда или миф обязательно имеют под собой переосмысление подвигов людей или действий богов.
Например, Библия и Жития святых, Исландские саги, Германский эпос, Русские былины. Это произведения, сочетающие в себе социальный заказ на возвеличивание своего прошлого и на связь его с богами, и лишь в малой толике они имеют в основе факты. И эти факты умноженные, переставленные во времени, перемешанные с вымыслом и непониманием природных явлений, тем не менее, могут для историка служить источником, в котором он находит достоверность, очищенную от шелухи заказного сочинения.
Но даже здесь мы можем видеть, как идеология и религия управляют нашим сознанием.
Дело в том, что слово миф, эпос, легенда, сказание – это всегда истории богов и людей, связанных с богами. Это истории, выросшие из религии и несущие религию в массы.
Мы говорим «Мифы Древней Греции» и почему-то никогда - «Древнееврейские мифы», хотя и те и другие есть изложение истории богов и их связи с людьми.

Нас постоянно уверяют, что мифы древних евреев, изложенные в Библии, а вернее в Ветхом Завете – это истина и Божественное Откровение, а вот древние мифы шумеров, вавилонян, финикийцев и греков с римлянами – мифы, сплошь состоящие из сказок. И только слепому поэту Гомеру позволено называть его «Илиаду» и «Одиссею» поэмами, основанными на реальных событиях.
Дело в том, что между разного рода сказаниями, эпосом, мифами, поэмами есть одно очень тонкое различие. Иногда они посвящены истории богов и событиям этими богами вызванных. Так, например шумерский Эпос о Гильгамеше рассказывает и о сотворении богами человека из глины, и о гневе богов, и о потопе.
Есть в «Илиаде» Гомера так же история о том, как богиня Афина обиделась на Париса и стала помогать грекам, а не троянцам.
Но у шумерийцев в центре внимания – боги, а у Гомера – люди и их действия, благословляемые или осуждаемые богами.
Так обстоят дела со всеми эпосами и легендами: в центре их находятся боги и человек-герой, которого ведут боги, наказывают, мешают или помогают и спасают, и рассказы касаются его дел и событий, связанных с ним для прославления его как героя. Герой – это пример для подражания, это – условие веры народа в подвиг и стремление к будущему в качестве продолжения дел героев.
И только в одном Ветхом Завете изложена история о том, как один народ стал любимцем одного бога и как этот бог приложил максимум усилий, чтобы привести избранный народ к идее спасения.
Во всех мифах и сагах с эпосами богов всегда было много. Все они – результат политеизма или язычества, которое стало врагом единобожия. Вполне по понятным причинам проигравшие боги ушли из истории в вымысел и фантазию, а один единственный Бог-победитель утвердил свою историю как незыблемый факт и реальность.
С той поры миф стал синонимом вымысла, а Ветхий Завет из понятия миф был исключен полностью и бесповоротно.
Не будем вдаваться в дополнительные исследования того факта, что любой миф, будь он языческий или нет, так или иначе имеет под собой некоторую долю исторической правды. Только подана она, естественно, в переосмысленном и идеологически обработанном виде. Нужно древним евреям показать силу своего Бога, и они не задумываясь рассказывают, как Самсон ослиной челюстью разгромил войско филистимлян.

Нужно намекнуть на чудесное воскрешение Миссии и появляется пророк Иона, которого проглатывает левиафан, и Иона прибывает в его утробе ровно три дня как трехдневная смерть и воскрешение Миссии.
Нужно показать богоугодным завоевание Иерихона, и появляются иерихонские трубы, от звука которых пали стены крепости.

Но Бог иудеев победил богов и Шумера, и Вавилона, и Рима, и остались Гильгамеш, Зевс и Юпитер всего лишь мифом. А Библия с ее избранным народом и Единым Богом стала источником правды и Божественного откровения.
И тем не менее, и эпос о Гильгамеше, и поэмы Гомера живут по сей день и являются великими творениями человека, потому что цель и смысл их совершенно иной, чем смысл библейских текстов.
И неважно, что какие-то части этого эпоса были заимствованы библеистами. Не важно, что темы некоторых фрагментов из истории Гильгамеша и Энкиду встречаются и в древнеегипетских текстах, например, повесть о двух братьях, или сходство ушедшего в пустыню после смерти Энкиду Гильгамеша с древнегреческим Хароном, перевозчиком души людей в царство мертвых. Заимствования и пересказы – это обычная практика древности. Главное в них - это все-таки общечеловеческие проблемы, страдания человека, трудности его жизни и неизбежная смерть.
И над всей трагичностью человеческого бытия встает великая мысль о героических поступках не только богов или полубогов, но и человека.
Героизация поступков людей и героизация самого человека – это важный идеологический прием, понятый еще древними. Чтобы укрепить в человеке веру в будущее, отвести от него пессимизм и уныние нужно дать ему образцы подвига и героизма. Богам все позволено, вплоть до чудес. Они не могут стать образцом для человека. Человек может только молиться им, просить и приносить жертвы. А вот сам человек вопреки любой злой воле способен на поступок, равный богам. Даже смерть героев не является безысходной трагедией, потому что становится залогом и примером для будущего.
Без столь важного момента как героизация не может развиваться история народа. Не может народ получить подтверждение собственной силы и значимости, не может верить в собственную правоту, а значит строить будущее для себя и потомков.
Для чего нашу недавнюю историю постоянно пытаются низвести к степени фальсификаций, мифов и вымысла?
Ведь была Сталинградская битва, были молодогвардейцы, была Зоя Космодемьянская, были герои воины, даже если и не совсем 28 панфиловцев, но они были. Так зачем им приписывать сплетни, ложь и домыслы?
Неужели кто-то думает, что журналист-фронтовик, написавший о подвиге панфиловцев, был столь ущербен и глуп, что писал вымысел? Глупы те, кто пытаются найти в подвигах советских воинов , в реальных событиях и людях, живших в великой стране СССР, мифы и вымысел.
Не было ни мифов, ни вымысла. Была необходимая героизация людей и событий, чтобы цинизм и ложь врага не нашли бы благодатной почвы из страха и пессимизма среди населения Советского Союза.
На подобной героизации еврейского народа построена вся Библия, но героизация та сродни себялюбивой гордыни, сродни презрению избранного народа ко всему остальному миру.
Но Библия является для новых православных священной книгой. Задеть их чувства сейчас грозит судебным разбирательством и наказанием вплоть до тюремного.
Почему же так безбоязненно ищут новые мещане-филистеры доказательств того, что подвиги советских людей – сплошь вымысел и миф? Нет, не было никаких мифов, и нет необходимости сочинять пасквили и искать доказательства собственной лживости. Да, была героизация. Но она всегда является элементом гордости народа и веры его в себя и свое будущее.
Отобрать эту веру, унизить подвиг и тем самым лишить народ будущего – вот задача все тех, кто ищет вместо правды ложь.
_________________________________________________

P.S.А на верхней картинке изображен Геракл, побеждающий немейского льва.
А это - библейский Самсон-супергерой.


Tags: идеология пропаганда очевидность и факты
Subscribe

  • Молоко и молочные продукты СССР

    Молоко в Советском Союзе делалось из молока. В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло. А еще молоко…

  • "Школа аристократа"

    Отдельные женские вагоны полезны для "разграничения" мужчин и женщин, считает председатель ДУМ Москвы Отдельные вагоны метро…

  • Историк — это круто.

    Путин приказал Мединскому промыть мозги россиянам за их счёт Президент России издал указ "О формировании Межведомственной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments