Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Немытая Европа ?


И.Босх Сад земных наслаждений
У читающей и пишущей публики от избытка информации формируется странный подход и к истории, и к действительности. Нечто очень сродни мистическому состоянию ума в некоторые периоды человеческого развития, потому что информация подается так, чтобы задело и привлекло внимание.
Сетует молодой политик: молодежь не смотрит их ролики, не приходит на их митинги. А вот стоит только каким-нибудь разболтанным, одетым как хипстеры или даже как бомжи молодым людям записать ролик с жаргонной, а иногда и с ненормативной лексикой, с такой же жестикуляцией и не очень умными мыслями и ограниченными знаниями, так ролик набирает миллионные числа просмотров.
А почему политик удивляется? Он и его коллеги говорят правильные вещи, говорят, чтобы заставить думать, принимать решение и проявлять активность не в играх на компьютере и не в клубах, а в реальной жизни, на работе, в собственном дворе или доме. Но правильные вещи могут понимать организованные, дисциплинированные (в интеллектуальном отношении), развитые люди.
Не для того молодежи дали свободу от ответственности и обязанностей, чтобы она начинала думать и слушать умных дядей.
Свободу дали тем, кто обрабатывает эту молодежь идейно и мировоззренчески.
Дали для того, чтобы жизнь показалась одним большим развлечением, где не нужно думать. Все уже продумано за тебя: и пешеходные зоны, и концерты на площадях, и увеселительные программы в парках. Даже активность зрителей задействована по примеру детей в песочнице. Вот вам квест и совсем не дорого. Вот вам аниматор и тоже не дорого. Можно и караоке спеть, но чуть дороже, потому что разогреться вначале нужно. А если хочется творческой самостоятельности, то вот вам театр одного актера или сам себе режиссер.
Принцип один: кто-то работает для твоего развлечения, для тебя и за тебя, а ты потребляй плоды чужих трудов. Думать не надо.
Конечно, и читать, свободные от мыслей, граждане будут такие же статьи, легкие для чтения и не утомительные для восприятия. И в таких статьях очень легко переставить акценты и изменить весь смысл преподносимого материала.
Именно на такой подмене строится идеология патриотизма: вся Европа с самой древности плоха и убога. А вот мы…
Публикуют о том, какая на самом деле варварская была эта знаменитая античная Греция. Детей-младенцев убивали отцы. Козлом отпущения называли калек и идиотов, либо присужденных к смертной казни, которых при наступлении голода или эпидемии приносили в жертву богам. Козла отпущения обыкновенно побивали камнями, а иногда сжигали и пепел развеивали над морем. Но при этом очень толерантно опускают тот момент, что козел отпущения – это все-таки иудейская традиция и в праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев.16). Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев.16:20-22). После чего, жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла, и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду (Лев.16623-28). Отсюда — «козёл отпущения».
И ни словом не обмолвливаются, что на тот момент все цивилизации мира исповедовали политеизм, и все их традиции были далеко не теми, которые мы себе представляем. Но это не от того, что тогда было плохо, а сейчас хорошо. Тогда был иной начальный этап развития. Назывался он рабовладельческим строем и соответственно, отношение к рабам и свободным было примерно такое, как сейчас в агрохолдингах к производимому для мяса скоту.
Все ужастики о Средневековье, не имевшем в городах канализации и льющем экскременты на головы горожан, являются смешением правды с ложью. И цель у этих искажений проста: с одной стороны уверить сограждан, что европейцы сами по себе были ужасным народом, грязным и некультурным, а с другой стороны уверить тот же читающий контингент, что сейчас мы живем в идеальном мире.
Что делать, были времена до самого последнего периода, когда природные условия властвовали над человеком.
Еще Пушкин писал :
« О х, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.»

Но природа никогда не могла сделать из человека покорного раба. Люди всегда стремились к красоте, удобствам и чистоте, хоть и в каждый период по - своему. Впрочем, был один период в истории человечества, когда природа и ее явления вместе с неудобствами бытовыми воспринимались как Божественный Промысел, как неизбежность, данная человеку за грехи, и менять ее было не только не нужно, но подчас даже преступно. Почти две тысячи лет человечество жило с такой мыслью и терпело все, что касалось неудобств бытовых, хотя при этом не забывало о сословиях, богатстве и бедности, тоже якобы данных от Бога, не пыталось постичь опыт древних и не мыслило тратить деньги на улучшения общегородские. А ведь городские власти не бездействовали.
Городские коммуны Италии вводили законы, по которым горожане не имели права строить балконы, навесы или возводить порожки, выступающие из ровной линии домов. Заботились о мостовых, о фасадах домов, о церковном убранстве. Но те же городские власти ничего не могли сделать с физиологическими отправлениями граждан, с отходами и нечистотами. Все это считалось естественным, но полученном в наказание за первородный грех, и придумать было ничего нельзя, хотя древние народы с этой проблемой справлялись когда-то очень успешно.
Канализация была известна еще древнему миру. И не только Греции или Риму. Остатки канализаций находят даже в городах бронзового века на Ближнем ВостокеМногие археологи по результатам раскопок датируют появление канализации еще 3-м тысячелетием до нашей эры! Именно с этим временем связывают артефакты похожие на прообраз современной канализации, которые были обнаружены на местах проведения раскопок на территориях Древнего Вавилона, Месопотамии, Древнего Египта и нынешнего Ирака. На этих территориях нехватка воды всегда была характерной, в связи с чем земледельцы уделяли просто огромное внимание оросительной системе плодородных земель. Позже, некоторая часть таких систем преобразовалась в прообраз будущей канализации. Канализационные канавы выкладывали булыжниками, камнями и кирпичами. Их обычно покрывали несколькими слоями кирпича, что позволяло добиться отсутствия неприятного запаха на улице.
Канализацию широко использовали и жители Древнего Рима. Удивительно, но древние канализационные сооружения в Риме используются и по сей день, ведь они сохранились просто в отличном состоянии! Стоки с нечистотами были направлены к реке Тибр. С течением времени к центральному коллектору прирастали все новые и новые сточные канавы. В него выходили трубы из знаменитых римских бань (терм), домов богатых жителей, из амфитеатров и всевозможных общественных заведений. К чести римлян следует сказать, что подобные сооружения строились не только в столице. В отдаленных провинциях при раскопках также были найдены следы канализационных сооружений.
Канализация городов средневековой Европы после падения Рима, вплоть до расцвета промышленного производства уже в Новом времени, была совершенно примитивной. Не было каналов с чистой проточной водой, увлекающей продукты жизнедеятельности в далекое путешествие к полноводным рекам, исчезла традиция общения в общественных туалетах, зато стены домов украсили характерные будочки с дыркой внизу.

Туалет средневекового замка (вид изнутри)

Туалет средневекового замка (вид с фасада)



В городских домах и замках использовались в основном выгребные ямы, причем делали их нередко прямо под домом. Исторические хроники донесли до нас следующий эпизод: в 1183 году в Эрфуртском замке (Германия) пол главного зала проломился, и император Фридрих со своими рыцарями упал прямо в нечистоты. Императора слуги успели вытащить, а вот многие графы и бароны утонули. Говорят, что именно после этого случая аристократические дома массово перешли на описываемые выше будочки в наружных стенах и сливные желоба для жидких нечистот, отводящие стоки либо просто на фасад, либо в крепостной ров. Простые же горожане в массе своей пользовались ночными горшками, опорожняя их из окон прямо на улицу.
Создателем прообраза современного унитаза принято считать британского поэта, офицера и мастера на разные выдумки Джона Харрингтона (John Harrington, 1560–1612), построившего для королевы Елизаветы оригинальную «ночную вазу», которую не нужно было регулярно выносить и опорожнять. Она омывалась водой из подключенного сверху бачка. В отличие от древнеримской проточной системы, где вода льется постоянно, смывная конструкция экономит воду, которую во дворце английской королевы приходилось поднимать до покоев ведрами. Однако в королевском дворце не было и канализации, так что снизу под свой унитаз Харрингтону пришлось приделать специальную емкость-накопитель.
Только в XVIII веке с началом строительства водопроводных систем в дома горожан на смену ночным горшкам стали приходить первые сливные унитазы. В 1778 году изобретатель Джозеф Брамах (Joseph Bramah, 1748–1814) придумал унитаз с откидной крышкой, дабы оградить помещение от зловония, распространяющегося из сливной трубы. В XIX веке проблему запахов разрешил Томас Креппер (Thomas Crapper, 1836–1910), изогнув выходную трубу унитаза и создав тем самым водяной затвор, препятствующий выходу неприятных запахов из канализации. Для усиления же напора при смыве Креппер расположил бачок под самым потолком, как это можно видеть у старых советских унитазов.

Экспозиция музея туалета в Киеве
Развитие водоснабжения и, как следствие, многократно возросший объем сточных вод заставили европейцев проявить интерес к устройству канализации. Сначала, разумеется, сооружали лишь канализационные сети, направлявшие потоки нечистот в реки. Однако сильные эпидемии (холера, чума), опустошавшие Европу, вынудили задуматься и о строительстве очистных сооружений.
Самым первым способом очистки сточных вод в Европе стали забытые на много веков поля орошения, использовавшиеся еще древними народами. Имеются сведения, что уже в 1559 году примитивные поля орошения (в современной терминологии — поля фильтрации) используются в Бунцлау (Германия) и в 1709 году в г. Эдинбурге в Англии, где сточными водами орошался бесплодный песчаный пустырь, превращенный благодаря орошению в плодородный луг. В 1876 г. уже 60 городов Англии применяли поля фильтрации для очистки сточных вод.

И напрасно нынешние историки пытаются уверить мир, что пренебрежение к гигиене, чистоте, заботе о телесных удобствах, о санитарии в городах и селах являются отличительной чертой Средневековой Европы. Они забывают в этом случае добавить христианской Европы. Те же самые пороки стали присущи и русской православной действительности. Русские города, как и европейские, не имели ни канализации, ни бань. Власти не заботились ни о гигиене, ни о санитарии в еще меньшей степени, чем европейцы.

В 1904 году только 38 российских городов из 1082 (то есть 3,5%) могли похвастаться наличием канализационных сооружений. Причем среди них не было столицы страны — Санкт-Петербурга, в котором в то время проживали свыше 1,5 миллиона человек (только с 1911 года начала работу созданная городской думой Исполнительная комиссия по сооружению канализации и переустройству водоснабжения Санкт-Петербурга).
В многоэтажных домах, расположенных в центральной части города, были распространены ватерклозеты, в которых человеческие испражнения смывались водой.
Но были и простые отхожие места так называемой пролетной системы. Они имелись на каждом этаже дома и располагались на лестнице. С выгребной ямой отхожее место соединялось специальным рукавом, расположенным под определенным уклоном. Уклон был недостаточным, рукав слишком длинным. В итоге нечистоты застревали на полпути, не достигая выгреба. А зимой они еще и замерзали. Такие отхожие места распространяли страшное зловоние не только по лестницам, но и по всем квартирам дома. В остальных частях города, окружавших центральный район, использовался «простой ретирадник» (небольшие деревянные домики на улице с дыркой в полу над выгребной ямой. — Прим. TUT.BY).
Выгребные ямы, в которые поступали нечистоты из отхожих мест всего дома, располагались нередко в подвалах этого же здания. Стенки выгребных ям были проницаемыми, и жидкости просачивались сквозь них, пропитывая почву под домами и вокруг.
Из некоторых домов содержимое выгребных ям по городским трубам затем поступало в каналы и речки. Чтобы твердые отходы оставались в выгребных ямах, требовалось, чтобы входное отверстие трубы имело перегородки. На самом деле это требование практически никогда не соблюдалось, и нечистоты полностью текли в Неву.
В других домах выгребные ямы очищались ассенизаторами. Зимой отходы вывозились на свалки, летом — при помощи специально организованных барок отвозились по Неве на взморье возле Кронштадта, где и спускались в море. Владельцы частных барок «проявили смекалку». Они проделывали специальные отверстия в дне своих барок, через которые нечистоты незаметно вытекали в Неву. Это давало возможность спустить нечистоты еще в черте города, вернуться назад, загрузиться вновь и получить от города дополнительную плату.
Из воспоминаний моих родственников могу добавить, что по улицам одного провинциального города, с населением в 300 тыс. человек канализационные трубы были проложены только после войны, в 50-е годы.

В Сирии есть крепость крестоносцев Маркаб. И если европейцы ради туристического бизнеса реставрировали свои крепости с приданием им благовидного внешнего вида, то Маркаб не претерпел подобных изменений. И вот для любителей средневековья там есть весьма интересная система канализации, где нечистоты спускались по трубе за стены крепости.
Зал для собраний рыцарей соседствовал с конюшней. Правда она располагалась под ним, а не рядом с ним. Но думается, запахи конюшни довольно свободно распространялись по замку.
Замки являли собой очень ограниченную территорию, окруженную толстыми каменными стенами. О какой чистоте и гигиене можно было говорить на столь небольшом пространстве, где размещались не только рыцари, но и простолюдины из обслуги, воины, лошади и домашний скот.
Но зато в каждом замке, в Маркаб тоже, находилась церковь, с красивыми мраморными колонами.
Чем объяснить подобное небрежение гигиеной и чистотой быта ? Почему падение Римской империи стало катастрофой для культурной и здоровой жизни Европы, а затем и России?
Ведь уничтожение римских достижений в градостроительстве, уничтожение водопровода и канализации сказалось на жизни средневекового населения страшными эпидемиями болезней, которые происходят только от грязи (чума, холера, дизентерия, тиф и т.п.) В России даже в конце 19 в. крестьяне, ежегодно переживавшие эпидемии холеры, сопротивлялись любым методам профилактики болезней и прежде всего с санобработкой источников инфекции. Врачи в их представлении становились врагами номер один.
Итак, Средневековая Европа, а затем и Россия на много столетий опустились в страшную яму из болезней, грязи и отсутствия заботы о гигиене, как в городах, так и в селах.
Римская империя пала под натиском германских и тюркских племен. Завоевания случаются в мире. Когда-то Рим завоевывал германские племена, теперь пришел их черед. Но когда Рим приходил на новые территории, он приносил народам свою культуру, свой образ жизни, свои достижения.
Как жили народы, вторгшиеся в пределы Римской империи, можно себе представить, глядя на сельских жителей. Для всех древних народов, живущих вне цивилизации Древнего Рима, ни канализация, ни водопровод не были насущными проблемами. Но когда древние германцы, гунны, венгры вторглись в Европу и заняли культурные центры античного мира, казалось бы они должны были воспринять римскую культуру, как воспринимали ее народы, попавшие под власть Рима. Но, увы, древние германцы (вандалы, лангобарды, венеты, франки) на тот момент почти все были христианами.
А что главное для христианина? Правильно: ненависть к язычникам, роскоши и аскетизм и восприятие всего, что вокруг как наказание за грехи. Язычники и их мир – это источник разврата и погибели. Их боги – это ложные боги, это бесы в различных обличьях. А чистота и красота – это искушения, насланные этими бесами. Уж если монахи-отшельники причислялись к святым за их образ жизни в пустыне, где они не мылись, не стриглись, не выходили из пещеры как Макарий Великий или не сходили со столба, как Симеон Столпник, а только боролись с искушениями и видениями, как Антоний Великий, то что говорить о простых людях, даже богатых? Чистота и гигиена – залог погибели, источник искушений.
Вот и отказались христиане-европейцы не только от канализации, но и от бань.
Первый европейский туалет со смывной системой был спроектирован еще Леонардо Да Винчи, однако, это его изобретение, наряду с другими, не нашло своего воплощения на практике, оставшись лишь на бумаге.

В мире любое изобретение должно быть рентабельно на тот момент, когда оно появилось и должно быть востребовано. Но как это часто бывает, менталитет населения, живущего традиционно, восстает против нового, а использование этого нового требует денег и работ.
Древние греки изобрели массу машин, вплоть до парового двигателя. Но общество, где труд рабов стоит дешевле любой машины, не могло оценить значения этих механизмов. Экономически они были не выгодны, а ментально – просто интересные приспособления для развлечения. И применяли их только в театрах .
Но вот в отношении изобретения Леонардо да Винчи причиной невостребованности оказалась идеология. Религия стала на пути прогресса, здоровья и удобств населения.
Можно было бы сказать, что знать и короли не заботились о населении. Население рассматривалось как рабы древнего мира. Но это будет идеологическим обманом. Ведь и сами знатные особы не отличались пристрастием к чистоте и не имели в своих обширных дворцах самых элементарных гигиенических приспособлений. Единственно доступным предметом туалета был ночной горшок.
В Версаль, резиденцию короля Людовика XIV воды из реки Сены поднимались с помощью сложных конструкций и акведуков. Фонтаны функционировали, услаждая взоры и удивляя всех чудом инженерной мысли. Для услаждения обоняния изобретались духи с замечательными ароматами.
Но вот подумать о том, чтобы устранить запахи от ночных горшков и выгребных ям , чтобы использовать техническую мысль для проведения оттока сточных вод, не приходило никому в голову. Вот парадоксы роскоши, себялюбия и смирения перед природой, благословленной Богом.
Правда, трудности физиологические, аскетизм и терпеливое перенесение природных неудобств вызвали к жизни небывалый расцвет духовности через мечты об идеале.
Рыцарские романы, куртуазность, подвиги святости возмещали неудобства практические и рисовали жизнь такой же прекрасной, как мы видим ее сейчас.
Потом куртуазность, изящество манер и рыцарские подвиги во имя идеала надоедают настолько, что появляются «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Декамерон» Боккаччо, картины Иеронима Босха и проповеди Савонаролы.
В наши дни бунтующая молодежь Европы, отбросив все нормы приличия, сдержанности и благонравия ринулась в нигилизм, но уже не Базарова, а в нигилизм хиппи. И хотя движение хиппи было специально созданным движением идеологов капитализма, не желавших, чтобы отпрыски буржуазных семей шли в революционеры и коммунисты, но искусственность эта на какое –то время имела успех.
В наше время подобные, отрицающие ценность культуры и идеологию, группы стали создавать в СССР. Теперь на их смену пришли ЛГБТ и прочие нетрадиционные движения. А причина в том, что время от времени молодежи надоедает быть культурной и ограниченной в свободе эгоизма и самовыражения.
С людьми, особенно молодыми, такое происходит частенько. Вот только дело в том, что за века идеологи капитализма и частной собственности научились хорошо распознавать и направлять юную жажду подвига. В наше время востребован нигилизм всеядный и бездумный. Именно на воспитании его и построена вся дискредитация предшествующих периодов, особенно советского периода.


Tags: культура идеология прогресс
Subscribe

  • Православная церковь, получившая свободу.

    Демонтаж Никодимова наследства. Итоги яркой синодальной недели в РПЦ МП Заседание Священного Синода РПЦ МП (очное 13 апреля и…

  • Единственный выход

    Государство, нацеленное на войну Об официальной исторической памяти. В истории СССР было два несомненных триумфа добра, два…

  • Зимняя Москва 1959 года

    Я люблю смотреть старые фотографии. Это как машина времени. Люди, лица, обстоятельства. Может это потому, что в то время фото…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments