ansari75

Просто — власть и деньги....


kalakazo

Еще одна "Анкета анонимного священника".
Несколько характерных отрывков из нее:
"Что изменилось для тебя за последние годы власти Патриарха Кирилла?

Меняться начало не с приходом патриарха Кирилла, меняться начало тогда, когда в мир иной стали отходить люди, стоявшие во главе епархий, которые знали цену веры, которые на личном опыте прошли давление и даже застенки безбожной власти, которые видели в тебе собрата, а не денежный мешок или покорного раба, которым в своё время приходилось защищать храмы от закрытия, а священников — от произвола старост и уполномоченных. При патриархе Кирилле просто этот процесс ускорился. В церковь по карьерной лестнице взобрались люди, не знающие цену веры, не прожившие её на личном опыте не отстаивавшие её перед кем-то или в борьбе со своими страстями. В 2002 году я впервые столкнулся с только что рукоположенным неверующим (!) епископом.

Что касается лично патриарха, то я скажу следующее: ведь никто не будет спорить, что Кирилл очень неглупый, а может быть, даже один из умнейших людей нашего времени. И поэтому мне кажется, что он намеренно разрушает Церковь изнутри, своей политикой провоцируя в ней расколы и нестроения, и я думаю, он это понимает, а может быть, просто — власть и деньги.

Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?
Мне приходилось служить в разных епархиях, и я увидел одну общую проблему всех епархий — маразматичность принимаемых решений и указов. Я не стал бы утверждать, что все архиереи плохие, есть хорошие, порядочные, добрые. Но все они живут в другом измерении, какой-то другой жизнью, они оторваны от реальной жизни, как сказал мне один священник, архиереи — это испорченные люди.


Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?

Каждый по-разному, у нас епископ в глухомань не посылает служить, наверное, потому, что и посылать некого, нехватка духовенства дикая. У нас благочиния находятся в границах адм. района, и в большинстве районов настоятель (и он же благочинный) — один на весь район, имея в подчинении ещё несколько приходов, такая же ситуация и у меня.

Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?

За 18 лет служения было всякое: и регресс, и прогресс. Этот процесс идёт всегда, можно сказать лишь об определённом времени. Если брать данный момент, то в чём-то прогресс, а в чём-то регресс.

Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?

В разные моменты жизни на этот вопрос я отвечал по-разному. Может быть, не так тесно, но с церковью я свою жизнь, наверное, бы связал, причём, таким образом, чтобы быть как можно независимей от церковной системы.

Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?

Иногда бывает желание, и год назад была даже попытка. Я встречался со старообрядческим патриархом Александром (Русская Древлеправославная Церковь), и он меня уже согласился принять, но с условием, что мне нужно будет принять у них Крещение, а потом меня заново рукоположат, и это, наверное, к счастью, меня остановило.

Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?

Проблема! И ещё какая, более 10 лет назад из-за вранья одного епископа рухнула моя семья, я не говорю уже о том, что постоянно приходилось переезжать с квартиры на квартиру. Сейчас в той семье всё стабильно, как и у меня.

Каким видится будущее (собственное и РПЦ): ближайшее, лет через 10?

Трудно сказать. У нас и страна и РПЦ непредсказуемы. Поживём — увидим, но на данный момент, как я вижу, рейтинг РПЦ будет падать дальше и, возможно, её будут сотрясать мелкие расколы. Из архиереев вряд ли кто попытается учинить раскол, а вот из рядового духовенства или из служения, или в расколы уходить будут".

Вот текст, который касается современного положения дел в РПЦ МП. Тем, кто пишет и тем, кто читает проблема видится либо в патриархе Кирилле, либо в непредсказуемости русской души и веры.

На самом же деле проблема вообще в религии и в ее соответствии общему развитию общества. 

Религия — это всегда диктат одной идеи, осуществляемый через регламент, канон и запрет.

Как может народ, только что вырвавшийся на необузданную свободу из тисков советского контроля и духовно-нравственного ограничения, принять новое ярмо?

Когда-то римское общество увлеклось идеями аскетизма и умеренности, потому что пользовалось излишествами слишком неумеренно, а рабы даже без материальной заинтересованности, ощутили духовную свободу, равенство со свободными и обрели надежду.

Это европейский мир может вновь увлекаться идеями аскетизма и социального равенства, принимая советскую модель образа жизни и духовно-нравственных свобод. Но бывшие советские люди вырвались на простор неограниченного потребления, свободы от морали и нравственности и в бизнесе, и в быту. Для них появились новые боги: вседозволенность, богатство и потребительство здесь и сейчас. А им предлагают запреты, регламент, послушание и смирение вместо разума, образования и культуры.

Странно, что еще находятся некоторые, совсем уж ограниченные духовно и умственно персонажи, которые нашли в церкви не спасение, а способ выделиться из толпы, проявит принципиальность через фанатизм и при этом считать себя избранными именно за благонравие и правильность. Странное сочетание эгоизма и тщеславия. 

Не старое духовенство ушло, как полагает пишущий, а ушла целиком старая советская церковь, которая как и все советское общество, была лишена духа стяжательства, показного честолюбивого самовозвеличивания и расточительности.

Кому нужна бессильная, скромная, умеренная в потребностях и амбициях структура, даже если это церковь? Не в патриархе дело, и не в молодом духовенстве, а в том духе тщеты и стяжательства, который воцарился во всем постсоветском обществе.

Не случайно до сих пор всякого рода антисоветчики с презрением пишут о своей недавней родине СССР как о совке, нищем и примитивном. Они знают на какую точку давить: на материальную роскошь и изобилие в настоящем. Ни наука, ни культура, ни медицина, ни образование, ни равенство возможностей и свобода духовная, без молитв и постов, их не интересует. Они пишут только о том, что заведомо в СССР не могло быть уже в силу временной и технической разницы того периода и нынешнего. 

Так и с церковью. Советскую церковь склоняют и унижают из-за политического акта: подписания Декларации митрополитом Сергием. Но никто не пишет о духовно-нравственном состоянии самого клира, о сохранении в православии всех древних традиций, которые, к слову, сейчас повсеместно и полностью разрушены, так что читая Чехова или Шмелева нынешний православный уже не все поймет.

Сейчас можно повернуть народ к церкви можно только силой, как вовремена Владимира Красное Солнышко. И нынешняя церковь подобную политику вместе с властью пытается проводить. О каком же благочестии и нестяжательстве может идти речь? 

Разочаровываются в основном только те, кто на какой-то момент поверил в силу новой идеи. Но как в сказке Андерсена, король оказался голый. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic