Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Нравственность не спустится на нижнюю ступень

Внедрение основ православия в детские сады откладывается
Алексей Зыгмонт

Тэги:

дошкольное воспитание, детский сад, священники, основы православной культуры, евгений бунимович Дети из православных семей могут получить воспитание в церковных дошкольных учреждениях. Фото с сайта www.venskie-kupola.org
Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ игумен Митрофан (Шкурин) на открытии в Москве курсов повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов заявил, что недавний закон «Об образовании в РФ» (ФЗ от 01.09.13 № 273) предоставляет для Церкви возможность внедрения в детские сады некоего «духовно-нравственного» воспитания. Напомним, в соответствии с новым законом детские сады были включены в систему общего образования в качестве его первой ступени.

Документ под названием «Православный компонент дошкольного образования» был принят Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ в 2014 году, однако речь в нем идет отнюдь не обо всех или многих детских садах, а о специализированных православных дошкольных образовательных организациях и о православных группах в государственных и муниципальных учреждениях, которые могут быть созданы по желанию родителей и педагогов детского сада. В тексте указывается, что православный компонент дошкольного образования может использоваться только на добровольной основе, то есть по согласию педагогического коллектива и родителей или законных представителей детей. В соответствии с этими документами и нынешним законодательством их решение пока что может коснуться только детей из религиозных семей.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович не считает слова Шкурина серьезной заявкой и утверждает, что говорить здесь пока не о чем: «Вопрос о том, принимают ли религиозные структуры участие в образовании и если да, то какое, решается не образовательным сообществом, а страной в целом. Конституция говорит об этом, может быть, и общими, но ясными фразами. Речь может идти не о религиозном образовании, а о некой культурно-нравственной компоненте. Я был бы очень осторожен с тем, кто это осуществляет или будет осуществлять. То, что дошкольное образование стало частью общего, – очень правильно, это всемирная тенденция. При этом многие родители, да и сами работники детских садов до сих пор воспринимают сады как камеру хранения ребенка: сдал, получил назад без синяков – и слава богу. То, что детские сады стали развивающей, образовательной средой, это история сама по себе новая, экспериментальная, и мне кажется, что сначала надо ее поставить на ноги, а потом уже обсуждать другие вопросы».

Насчет проблемы религиозного, нравственного или какого-либо еще духовного воспитания эксперт заявил следующее: «Второй вопрос – когда и что говорить. Мне кажется, что такие непростые вещи для дошкольного возраста должны говориться в какой-то особенной манере, осторожно. Это означает, что должны быть разработаны и экспериментально проверены некие методики. Сегодня пока говорить, в общем, не о чем. В принципе детям нужно объяснять мир вокруг – они же ходят по земле, видят храмы, мечети, синагоги, кто-то ходит с семьей туда регулярно. Представления об этом сегодняшние семьи так или иначе дают, и, возможно, в этом им нужна помощь». «При этом я хочу напомнить, что у нас есть негосударственные, в том числе конфессиональные детские сады, воскресные школы, и, например, для глубоко религиозных родителей это путь осмысленный и эффективный», – заключил Бунимович.

Однако в обществе высказывается опасение по поводу проникновения религиозного воспитания в дошкольные учреждения, ведь Московский патриархат не удовлетворен существующим положением дел с курсом религиозных культур в средней школе и неоднократно требовал его расширения. Пока РПЦ требует начинать знакомство с духовными традициями во втором классе, но в связи с новой конфигурацией системы образования церковная планка может поползти вниз.

P.S. То, что церковь хочет воспитывать в религиозном духе самое юное поколение, вполне понятно. Взрослые и даже школьники склонны сомневаться, задавать вопросы, но главное, у них уже не сформировать ассоциативного восприятия мира. А для формирования личности это один из ведущих компонентов.
Для примера воспользуюсь опытом собственных детей. Они росли в 90-е годы, когда экран был заполнен американскими мультфильмами. Я по наивности не видела в этом ничего плохого, пока не возник один интересный разговор. Мой сын стал говорить о Донателло, Рафаэле, Микеланджело. Я обрадовано сказала, что как хорошо вас учат в школе. Даже Донателло знаете. Увы, все эти имена были присвоены черепашкам-ниндзя.А Робин Гуд в восприятии детей оказался лисом. И теперь, уже взрослые люди по ассоциации вспоминают не легендарных героев, не великих художников эпохи Возрождения и их труды, черепашек-ниндзя, котов, лисов и прочую ерунду, делая усилия, чтобы перевести эти образы в реальную историческую канву. Это была диверсия против культуры и образования, страшная разрушительная диверсия по восприятию духовности. Мы ее просмотрели. Теперь подумайте, какую двойственность поселим мы в детских душах и умах, преподавая им научные знания и мифы, как научные знания.О нравственности, о добре и зле нужно говорить детям, но не на основе первородного греха или всемирного потопа.
Tags: детский сад, дошкольное воспитание, евгений бунимович, основы православной культуры, священники
Subscribe

  • КРОКУС-ПОКУС

    Оригинал взят у andrey_kuprikov в КРОКУС-ПОКУС Закрытие станции метро в Мск из-за спора хозяйствующих субъектов это нечто новенькое в…

  • Очень интересное кино

    Скорбное киноговно Габрелянова. Антимайдановский боевик «Майор Гром. Чумной Доктор» провалился вслед за столь же идейно…

  • Ленинград 80-х глазами западных туристов

    Необыкновенные впечатления иностранцев о Ленинграде конца 80-х. Перестройка, Горбачёв… Посещение СССР тогда было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments