ansari75

Мудрствующий Кураев и простачок патриарх

"Так называемая современная культура, которую я бы назвал антикультурой, псевдокультурой, навязывает идеи, которые идут вразрез с нравственным чувством человека...".
 

Это бабкино клише на днях озвучил патриарх Кирилл.
 

А ведь патриарх читал хотя бы мой учебник по ОПК для 4 класса.
 

В той моей рукописи на первой же странице было сказано:
 

"Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура".
 

Антоним слова cultura – natura, природа.
Песенка советского строителя возглашала: «А без меня, а без меня здесь ничего бы не стояло, здесь ничего бы не стояло, когда бы не было меня!». Это – довольно точное определение культуры: то, что появилось на свет благодаря человеку. Следует только уточнить, что культура, в отличие от строителей, созидает не только в окружающем, но и во внутреннем мире человека, созидает самого человека.
 

Слово культура не равняется слову искусство, а культурология не равняется искусствоведению.
Я исхожу из определения культуры, которое предложил классик культурологии английский ученый польского происхождения Бронислав Малиновский: «Культура производит существ, чье поведение не может быть определено только путем исследования анатомии и физиологии» Т.е. культура – это человеческое в человеке. Культура – это все те действия человека, которые нельзя объяснить, исходя из его анатомии и физиологии.
Первый вывод из этого: со слова «культура» нужно снять нимб. Культура не означает только что-то очень высокое и хорошее. Культура – это все то, что делаем мы, люди. А мы творим немало гадостей. Свинья не свинячит – свинячит человек. Например, существует культура криминального мира. Отнюдь не обезьяны поют про романтику тюрьмы на радио «Шансон». Есть психоделическая (наркотическая) культура, есть нацистская культура, сталинистская культура. Культура – это просто то, что сознано людьми, а не нечто обязательно мудрое и возвышенное.
Эта этическая неоднозначность слова культура сопоставима с аналогичной неоднозачностью понятия ноосфера По академику Вернадскому ноосфера это геологически значимые следы деятельности человечства . Грубо говоря, это те перемены на земной поверхности, которые мог бы заметить астроном с Марса. А это не только великие строения, парки и сады. Это и озоновые дыры, и нефтяные пятна в океане, и пустыни на месте лесов.
Второе следствие определения Малиновского: человеческим, а не животным в человеке является именно рефлексия, понимание и планирование своих действий, наличие осознанных мотивов.
 

(это уже из моей книжки для учителей про ОПК).

Вся статья Андрея Кураева, призванная как бы уесть патриарха и ткнуть его в собственное его невежество, по большому счету проявляет то же самое невежество самого автора. 

Как вредно отказываться от классовой теории Маркса.  Ведь описывая сталинскую или нацистскую культуру, культуру криминальную или субкультуру, Кураев просто перечисляет их нынешние наименования или называет временной промежуток, делая вид, что суть этих культур заключается только в том, что человек навязывает свой вид культуры обществу или культивирует свой, особый.   Но ни какой правитель, ни какой социальный слой не могут быть сами по себе. Они – отражение той системы ценностей, которые царят в мире. Они – видимая часть той социальной группы  или класса, которому принадлежит власть. Но коль скоро культура – это то, что возделано руками человека, то плоды его деятельности могут быть и ядовитыми.

Да, можно выращивать и культивировать не только благие садово-огородные культуры, но и яды, суррогатные заменители , шипы и вролчцы, о которых говорил Христос. Он первый сказал о враге рода человеческого, который сеет плевелы на добром поле. Все дело в том, что под культурой всегда нужно понимать смысл направления ее развития, цели, которые она реализовывает и плоды, которые она приносит человечеству.

«В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включаявсе формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом вцелом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характер, компетентностей , навыков, умений и знаний).»

Так определяют культуру сейчас и связано это с общим направлением идеологии, заточенной на иллюзию свободы и вариативности самовыражения. Будто бы нет никаких классов, нет никакой классовой и идеологической борьбы, а есть только некие Сидуры или Павленские, которые имеют право на самовыражение, хотя плоды их усилий по самовыражению трудно назвать культивированием. Их деятельность больше похожа на деятельность нашего сельхозсектора, который со времен перестройки некогда обработанные поля отдал в свободное зарастание сорнякам, березкам и кустарнику. Вроде бы поле, вроде бы и некогда обработанное, но плоды, растущие на нем все-таки не результат природы, как хочет сказать Кураев, а результат бесхозяйственности, и  следовательно рукотворный процесс антикультуры. Ведь тот род сорняков, что поселяется на некогда культурном поле, связан именно с тем, что поле было обработано и ухожено когда-то.

И не стоит глумиться над патриархом. Если культура – это возделывание и преобразование, то запустение и произвольное зарастание поля плевелами, будет, конечно, антикультурой. Патриарх имел в виду именно это. 

Свободное развитие культуры через полную свободу личности и ее самовыражение на самом деле никогда не было и не будет полностью свободным. На каждом этапе развития общества определенные силы будут стремиться упрочить свое господство и затуманить в умах человечества цель, которой эти силы служат. А служат они единственной цели: умножению своего богатства и абсолютизации собственной власти. И если попутно совершается развитие культуры и прогресс, то это отнюдь не результат заботы этих сил о благополучии народа.

Соответственно, гораздо легче посеять плевелы и волчцы, оставить поле   сорнякам, чтобы население питалось ни культивированными полезными овощами и фруктами, а  сурепкой, пасленом, пастушьей сумкой и тому подобным. Вот тогда и будут слова патриарха справедливы: в нашем обществе либерализм занялся не культурой, а вбросом на культурное поле плевел, которые заглушали и будут заглушать  культивированные всходы.

Кураев вообще- то любит показать свою эрудицию и умственное превосходство по долгу службы, особенно в отношении идеологической борьбы. ( 8-го марта и человеческие  жертвоприношения финикийцев.) Теперь эта идеологическая борьба ведется против патриарха Кирилла, который не глупее и отнюдь не менее эрудирован, чем сам Кураев.

Псевдо культура или антикультура в устах патриарха должна  была указывать на цель, которой служит или не служит культура, а  не на философское умствование, которым похваляется Кураев.  Ведь культивирование всегда несло на себе нагрузку со знаком плюс: возделывание, позднее -воспитание, образование, развитие, почитание. Отсюда и привычка человека видеть в культуре благое развитие к высшей точке бытия. Любое действие всегда имеет цель. Цель культуры – принести человеку прогресс и полноту духовной свободы. Но наше время – это время девальвации и дискредитации прежних понятий, это время борьбы с традиционализмом и патриархальностью. Вот и пытаются теперь многие новые мыслители доказать, что культура многолика и многорука как индийский бог Шива. Все, что делает человек – это культура, даже если человек культивирует яды и сорняки и непроверенные ГМО продукты, если занят изготовлением суррогата и заменителя натурпродуктов. 

С этой точки зрения Кураев вправе насмехаться над патриархом, мыслящим традиционно и патриархально. Но как бы ни казался прав Кураев, с точки зрения будущего,  он абсолютно не прав. Нет и не будет культуры, не имеющей внутри себя блага или зла,  не пропитанной укрепляющим дух составом или отравляющим душу ядом. И хочется Кураеву или нет, действие этих культур и их суррогатов нужно различать и квалифицировать. Нельзя объединять все, что производит хитрый и расчетливый ум человека в единое понятие свободной деятельности человека. Нимб с культуры давно снят. Но именно поэтому квалифицировать разные виды культуры как положительные или отрицательные, остается задачей общества, стремящегося к духовной свободе. Ведь многие виды культуры призваны именно с одной целью -лишить человека этой свободы, внушая ему, что все благо и все ноосфера.

Вот и пытается патриарх донести эту мысль до общества. Пусть положительность культуры в его понимании не соответствует нынешним запросам общества, тем не менее, он имеет право на попытку донести до людей ту мысль, что создание озоновых дыр и атомных взрывов все-таки есть антикультура.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic