ansari75

Мелкий бизнес

Водитель на машине с символикой «Яндекс.Такси» сбил мексиканцев в воскресенье в Москве, что стало первым резонансным ЧП с начала чемпионата мира по футболу в России.

На следующий день похожее ДТП случилось в Санкт-Петербурге, где машина, снова с символикой «Яндекс.Такси», вылетела на тротуар и врезалась в столб.

Хотя некоторые СМИ намекают, что это были попытки «давильных» терактов, все же происшествия похожи на банальное ДТП. И они особо неприятны именно тем, что они банальны.

В первом случае за рулем был киргиз, во втором — узбек.

Водитель-киргиз заявил, что проработал 20 часов за рулем и заснул. Чем объясняет произошедшее узбек, пока не известно.

Засыпание водителей такси за рулем уже давно не кажется чем-то из ряда вон выходящим — люди (и это касается не только извоза, но и всего мелкого частного бизнеса) вынуждены в буквальном смысле спать на работе, чтобы свести концы с концами.

Но если о тяжелых буднях большей части мелкого бизнеса известно только посвященным, то с такси сталкивается практически каждый житель страны. Причем слово «сталкивается» в свете последних ДТП надо иногда понимать буквально.

Корень проблемы в том, что посредники (агрегаторы) взяли на себя право устанавливать тарифы, отобрав это право у таксиста, оставив на нем всю ответственность за нештатные ситуации. Думаете, „Яндекс.Такси“ в этой истории что-то компенсирует мексиканцам? Ха!— заявил «Ридусу» лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Петр Шкуматов сильно упрощает схему работы агрегаторов с таксопарками, опровергает представитель «Яндекс.Такси» Владимир Исаев.

Перевозчиком является не „Яндекс“, а таксопарк, — в случае с московским ДТП это компания Checkpoint. Водитель работает именно там, и ответственность несет именно таксопарк. Точно так же и тарифы, и зарплату водителей „Яндекс“ устанавливает совместно с таксопарками; мы рынок цен не регулируем,— сказал он «Ридусу».

Зато «Яндекс» оплачивает страховку водителя и его пассажиров на время поездки — до 2 миллионов рублей на человека, так что ответственность за ДТП агрегатор тоже разделяет, добавляет его представитель.

По словам Исаева, таксопарки заинтересованы в «оклеивании» своих автомашин логотипами «Яндекса» в силу большей узнаваемости последнего: кто знает, что такое тот же самый Checkpoint?

Мы выполняем только роль информационного посредника. Наша задача — привлечь к таксопарку пассажиров. Таксопарк может и без нашей помощи размещать рекламу, но делать это через „Яндекс.Такси“ намного эффективнее с точки зрения затрат на маркетинг,— говорит он.

Это означает, что два такси с одинаковым логотипом «Яндекса» юридически никак между собой не связаны и у их водителей могут быть совершенно разные трудовые договоры, зарплата и прочие условия работы. Поэтому обвинения Шкуматова в адрес агрегаторов — не по адресу: ведь все трудовые отношения с водителями устанавливают их работодатели, которым «Яндекс.Такси» не является, заключает Исаев.

Не о такси и не о таксистах следует поговорить, а о самом понятии «мелкий бизнес». Помнится на заре перестройки очень многие наши граждане стали говорить о частном производстве как о самой вожделенной мечте. Завести свой магазинчик или свечной заводик для них стало той морковкой, за которой не задумываясь они кинулись в рынок. И дело не в жестких 90-х, когда мелкого частного бизнеса лишились очень многие, а ненекоторые вместе с жизнью. Дело в том, что никакой мелкий кооператив или печение тортов на дому не может не только дать возможность хозяину процветать, но еще и превращает его в раба этого самого мелкого бизнеса.

Сталинская индустриализация и коллективизация, сметшие с нашего образа жизни мелкий частный бизнес, были форсированными мерами по подготовке к противостоянию с Западом, но и без них и НЭП, и кулак скоро пришли  к закрытию своего мелкого бизнеса, поскольку никогда  не дали бы ни стране, ни самим себе ни интенсивного развития с ростом капитала, ни прогресса.

Мелкий бизнес - это тот же самый рабский труд, от которого стремятся освободиться все, кто хочет жить свободно, причем гораздо более изматывающий, чем наемный труд. Все блага быть хозяином и иметь возможность жить, учить детей, лечиться и иметь хорошее жилье, не стоят того, чтобы привязать себя к одному месту, одному делу и заботам, не дающим покоя ни днем, ни ночью.   

Если бы наемный работник получал приличную зарплату, то никакой частный бизнес не привлек бы его в самой своей идее. 

Чтобы процветать, нужно становиться крупным хозяином крупного производства. Но пока производство мелкое, но наемный рабочий труд используется, хозяин будет немилосердным эксплуататором, чтобы заработать не за счет роста производства, а за счет усиления эксплуатации.

Вот и выбирайте: либо мелкий частный бизнес с рабским трудом и привязкой к нему самого хозяина, либо с наемными работниками и интенсивной эксплуатацией.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic