Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Человек и время

Когда проедешь по России, особенно по ее провинциальным городам, то с удивлением заметишь, что народ русский ничуть не изменился со времен Советского Союза, не стал распущенней, наглее и вороватей. Он стал бедным. Это верно. Но бедность его – это бедность благородного человека. Ничего общего со столичной жизнью. Впечатление, что из провинции в Москву едут не те, кто способен к творчеству, дерзаниям, научным поискам, а те, кого провинция вытолкнула за ненадобностью: презирающие простую честную жизнь и свой родной город, невежественные, но самоуверенные и наглые , ничего не умеющие, но рассчитывающие на шикарную столичную жизнь только потому, что это столица, т.е. весь тот мусор за редким исключением, кто и создает в столице ощущение мусорной кучи.
Посмотрите последний клип Киркорова, послушайте Урганта или Камеди Клаб. Это совершенно иная страна и иные люди, не имеющие ничего общего с провинцией.
Это о людях. А вот о системе. Здесь разительные перемены, словно семьдесят лет Советской власти были сном, сладким сном простого народа. Создается впечатление, что сказка Пушкина о рыбаке и рыбке исключительно национальная. Сидел народ у разбитого корыта, страдал и прозябал в нищете и безграмотности. Но судьба решила одарить его благом свободы, достатка и социального равенства. Не учла она только одного самого главного, что нельзя строить дом на ветхом фундаменте или вообще без фундамента. А фундамент этот – долгое воспитание культурой, просвещением, свободой и привычкой к взаимоуважению.
На энтузиазме построили великолепное здание. Но энтузиазм иссяк. И вместо привычки к культуре и просвещению, победила привычка к авось и небось. Захотелось разом стать европейскими буржуа, не меняя менталитета и цели чисто меркантильного благополучия. Что могла дать судьба? Только вернуть к старому разбитому корыту.
Не хочу сказать, что социальный эксперимент по воспитанию советского человека не удался. Он удался, но только в условиях полной изоляции. Иммунитет не был выработан. И как только тлетворный дух собственности проник в умы советских руководителей, они сдали страну и свой народ. И, конечно, там, где обосновалась эта власть, ложно понявшая свободу и цель общества, там вернулось то болото, из которого тысячу лет выбирался русский народ.
Все, что мы читаем у Гоголя, Салтыкова –Щедрина, Тургенева, Писемского, Чехова вернулось настолько схоже, будто з в зеркальном отражении. 70 лет Советов представляются миражом , сном, вымыслом, легендой об Атлантиде. Народ бы хотел жить как жил. И в силу бедности и зависимости от капитала, он так и продолжает жить. В нем не пробудились ни цинизм, ни алчность, ни наглость плутократов всех мастей и уровней. Но вот понимания того, что же произошло и кто виноват, у него до сих пор нет. Потому он так охотно поверил в сказку о добром Боженьки и записал себя в православные. В церкви он видит теперь единственное средство спасения от разочарования, уныния и безнадежного будущего. Он верит до сих пор власти и ее обещаниям, потому что социальное неравенство еще не стало осознанным фактом, потому что он верит в возможность успеха для себя и своих детей не понимая, что социальный низ, в котором он оказался, никогда не станет верхом.
Ну, а власть получила то, о чем возмечтала, получила право жить, как и жила сто лет назад: лжет, обещает, заманивает картинками о светлом будущем и ничего не делает. И опять у нас на первом месте дураки и дороги.
Четыре года назад ездили мы из Юрьева Польского в Суздаль. Дороги хуже не придумаешь. Через четыре года они не только не изменились, но стали хуже, едешь ли ты через Гаврилов Посад или по дороге на Владимир. Но вот церкви за четыре года преобразились неузнаваемо.
Юрково, Подолец, Менчаково, Романово. Села проезжие, церкви по обочине. Все отреставрированы, все ухожены, белокаменные, с золотыми куполами, с цветами вокруг и домиками настоятеля. А вокруг полупустые постройки, заброшенные дома и элеваторы. Нет ни школ, ни больничных пунктов. И везде ужасные дороги. Проехать посуху немыслимо, а в распутицу или в ливень – даже страшно подумать.
Понять, почему дороги в таком состоянии, не мудрено. Расстояния между селами – это не Европа, где через каждые 5 км населенный пункт. Да и климат не европейский. Но вот почему такой щедрый подарок церкви в виде реставрированных и украшенных храмов? Там-то и пономарей со свечницами нет. Висит табличка с телефоном священника. Нужно – вызывай.
Если мыслилось нечто вместо советских клубов, так для этого нужны кадры не только духовенства, а сами прихожане, могущие организовать свою жизнь. Но ни того, ни другого.
И ведь ничего удивительного. В России церковь никогда не была центром жизни ни сельской, ни городской. Церковь всегда была некой государственной структурой, в которой осуществлялась проверка на лояльность, да учет рождений и смертей зачисленных в православие граждан империи.
«Войдя в алтарь, Бегушев пожал священнику руку, и тот ему тоже пожал.
- У меня к вам, батюшка, покорнейшая просьба, - начал Бегушев. - Вам, конечно, известны бедные прихожане ваши. Я желал бы им помочь, особенно многосемейным, больным и старым!
Такого рода просьбы священник никак не ожидал. Сначала он откашлянулся, а потом проговорил:
- Мы, признаться, не всех наших прихожан знаем; я вот поспрошу кой у кого.
- Так вы, батюшка, узнаете мне?.. - поспешил он (Бегушев) отнестись к священнику.
- Непременно разведаю, у кого лишь можно, хоть все-таки советую вам справиться и в квартале, ибо там доскональнее это должны знать.
- В квартале? - спросил с удивлением Бегушев.
- В квартале... Потому что мы, священники, что ж? Придем в дом со славой, пославим и уйдем; а полицейский во всякое время вхож в дом и имеет право войти.
- Совершенная противоположность Англии: там пастор имеет право войти всегда в дом, а полисмен - никогда!
- Англия - страна просвещенная, - возразил священник, - а у нас, особенно последнее время, стало очень трудно жить духовенству; в нашем, примерно, приходе все почти дома скупили либо немцы, либо жиды; дворянство почти не живет в Москве... купечество тоже сильно ослабло в вере».
И откуда, в таком случае, взяться привычке у нашей церкви заботиться о народе, знать его нужды, заниматься бедными и слабыми?
Но власти почему-то упорно насаждают церковное мировоззрение, реставрируют и строят церкви, полагая, видимо, что они самый надежный помощник в воспитании нищего населения в покорности и смирении.
Идем в ногу с прошлым и в вопросах патриотизма.
«Прежде всего она начала с ним разговаривать об Европе.
Татьяна Васильевна обыкновенно никогда не говорила: Париж, Лондон, Франция, Германия, - все это было для нее безразлично, и она, совершенно соглашаясь с довольно ходячим мнением, считала, что весь Запад гниет или даже уже сгнил!» (Писемский «Мещане»)
Мы теперь тоже придерживаемся давнего мнения, что Запад гнилой, и поэтому с Запада могут идти только самые вредные разлагающие флюиды.
И грандиозный крах биржевых спекулянтов мы тоже обрели вместе с капитализмом. МММ Мавроди – это ведь была не игра в фантики, а все те же великие подвиги, которые разорили вначале массу англичан (Диккенс «Крошка Доррит»), потом русских (А.Ф.Писемский «Мещане»), а потом в полной мере восстановились и у нас на наше разорение.
Сетуют: развелось много мошенников. Будьте осторожны. Мошенники теперь не только могут всучить вам негодный товар, лекарства или услуги, но и ограбить ваш счет и банковский, и телефонный. Похождения Чичикова мы вроде бы в школе изучали, но никогда не могли поверить, что Чичиковы обоснуются во всех сферах нашей жизни. И законов на них найти теперь очень трудно: свобода. Но вот почему-то критикуют не нашу свободу мошенничества и беззакония, а западную, социальную и культурную, хотя разница между ними такая же как между современностью и архаикой.
«- Не известно ли вам, как человеку, ближе нас стоящему к судебному ведомству, за что арестован Хмурин? - спросил доктор Грохова.…- Факты эти вы знаете?
- А такие, - продолжал Грохов, - что будто бы найдены в банковском портфеле господина Хмурина векселя с фальшивыми подписями от людей уже умерших, и фальшивыми… Далее, прокурорский надзор рассказывает, что существуют подложные накладные от фирмы господина Хмурина, подложные счеты для залога товаров...!.. Вот-с вам факты прокурорского надзора!..
- Но какой же богач ваш Селивестр Кузьмич, когда он банкротом сделался! - воскликнул доктор. - Разорил целый банк, а с ним и тысячи людей!
- Банкротом он сделался последнее время, … а векселя и накладные гораздо раньше существовали.»
Разве не наши газеты мы читаем?
И теории о фальсификации истории, и о мировом правительстве, мировом заговоре, об иллюминатах и масонах, обвинения евреев во всех грехах общества - все это старо и быльем поросло, но у нас вдруг расцвело как откровение и истина.
Видимо не может общество, основанное на неравенстве, несправедливости и эксплуатации человека человеком быть здравомыслящим и честным. Идеология должна быть подобна туману или призрачному миражу, в котором угадываются фантомы и призраки, похожие на реальность, но совсем не похожие на разумное видение происходящего.
И какой из этого вывод? А вывод очень прост: ни время, ни прогресс, ни 3Д программы, компьютеры и мобильные телефоны, ни новые виды оружия и изысканные меню в ресторанах, ни мода и пластические операции, ни лозунги о демократии, толерантности и свободе определяют глобальные условия жизни общества, его пороки и добродетели, а система экономических отношений, которая одна способна вернуть в новый мир все атрибуты старого, заклеймившего себя социальным неравенством, экономической эксплуатацией и отсутствием цели и смысла жизни, несмотря ни на какие религиозные догмы.
Капитализм 19 века отличается от капитализма 21 века только внешней атрибутикой и новыми приемами зомбирования населения.
Нищета 21 века менее безобразная, но не менее безнадежная. Роскошь 21 века более ослепительная и яркая, но не менее расточительная и бесполезная, расходующая силы природы и человека на праздные удовольствия, не менее оскорбительная для бедных и самодовольная как и сотни лет назад.
Наемный работник остался столь же бесправным, что и сто лет назад, несмотря на уверения, что он - средний класс. Эксплуатация человека человеком не становится меньше, чем сто лет назад. А завоевания другой системы и другого общества, направленные на освобождение человека труда, постепенно отбираются под всякими предлогами. Рабочий день давно стал 14 часовой. И тот факт, что рабочая неделя выросла всего на 2 -3 часа, не меняет сути. Отработав 14 часов, человек не способен заняться ни саморазвитием, ни пойти на культурные мероприятия, ни увидеть даже собственную семью.
Потому так активно ведется очернение идей Маркса-Ленина, потому так энергично из советского прошлого извлекается только негатив. Причина в цели этих действий, а цель нового капитализма одна, прямая и убогая как он сам: доказать, что нет никакой разницы между системами, а есть только время и прогресс, улучшающий жизнь человека-потребителя, что кроме потребления нет иного смысла, что СССР был плох именно в силу отсутствия свободного и неограниченного потребления. Никто вам не разъяснит, что возможности советских людей и нынешних в удовлетворении потребностей не только не равные по возможностям , но и по сути. В настоящее время потребности есть у всех, но удовлетворить их могут одни, и не могут другие. Недоступность очень многих благ для большинства – это условие капитализма, тогда как в прошлом все граждане находились в равных условиях, и получение благ могло ограничиваться только временем и желанием. Отличия же более существенные заключены в самом характере потребностей, когда в число их включается возможность получения самого высокого образования, возможность труда по призванию и творческим способностям, а не только колбаса и джинсы. Но именно эти нюансы тщательно вуалируется, а на первый план выдвигают пресловутые колбасные очереди и джинсы.
Бытие определяет не только сознание, но и социально-экономические условия жизни общества. Вернулся капитализм и теперь мы можем читать классиков 19 века и узнавать в их героях себя, а в их образе жизни наш нынешний образ жизни с одними и теми же проблемами богатства и бедности, социального неравенства, разорениями и нищетой. Капитализм не имеет времени. Он имеет систему, объединяющую любые народы и эпохи.
Tags: общество прогресс капитализм
Subscribe

  • Немного о цветах

    На протяжении столетий пополнялись сады растениями из дальних стран. В 1596 году из Африки был привезен бальзамин, в 1799 году - из Канады рудбекия,…

  • Православный социализм

    "Считаю поведение В.В. Квачкова недопустимым и неприемлемым". Заявление митрополита Антония (Орлова), первоиерарха РосПЦ(А)…

  • Революционер Дерипаска.

    Вы считаете, что у нас в лидерах оппозиции, в лидерах борцов за народное процветание и благополучие один только Навальный? Или интеллигенты типа…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments