Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Мистический туман современности



Люди любят тайну и чудо. Трудно сказать, чем это обусловлено, но ясность и простота для большинства представляются скучными и неинтересными. Скорее всего, причина в необходимости думать и анализировать, что для многих весьма утомительно. Тогда как тайна предоставляет возможность сочинять, лгать себе и гордиться собственной изобретательностью ничего не анализируя, не делая обобщений и умозаключений. Это сродни детской психологии, когда ребенку просто не хватает знаний и аналитических способностей, чтобы понять происходящее, и он с удовольствием украшает действительность собственными фантазиями.
Для любителей конспирологии и чуда всегда существует только одна логика: «после этого значит по причине этого». И доказать им, что подобное умозаключение есть логическая ошибка, невозможно. С таким же успехом им можно объяснять, что если селедка – это рыба, то далеко не вся рыба селедка. Для них всегда будет: селедка – это рыба, значит вся рыба – селедка. Логика для них – это прямолинейная последовательность без дедукции и индукции, без дискретности и непрерывности. Для них Ахилл всегда догонит черепаху, потому что иного они допустить не могут. Для них очевидное всегда и есть вероятное.
Очень многие задаются вопросом, отчего наше грамотное в массе и просвещенное постсоветское население с таким энтузиазмом кинулось в темную пучину суеверий, религиозных чудес, магических заговоров под видом веры в Бога с поклонением мощам, реликвиям и использованием «целебных свойств» всякого рода святынь.
Ведь когда-то в школе, читая классику, наши дети прекрасно понимали, что на паломничество и поклонения святыням русский народ толкала беспросветная нужда, невежество и жажда хоть в мечтах о Божьей благодати обрести капельку счастья.
Теперь же взрослые, выросшие на реализме и здравомыслии люди, заполнили некогда туристические тропы паломниками, крестными ходами, молитвами и надеждами на помощь свыше во всех делах.
Мысль о том, что не существует никаких доказательств важности, ценности и значимости молитвы, что ею не сотворился ни один предмет, не совершилось ни одного события, что все дела человеческие всегда были и будут плодом труда рук человеческих, а не молитв или крестного знамени, что полученное специальное образование нужно применять по назначению, а не на монастырских послушаниях у грядок или торговых точек со свечами, перестала посещать умы наших людей. Они увлеклись абсолютно пустым занятием, безрезультатным и бесплодным, но создающим иллюзию деятельности: креститься, молиться, кропить святой водой все вокруг, именовать природный источник – святым, или вдруг вспомнить далекие времена и впасть в древнюю религию язычества, полагая, что магический ритуал сделает то, чего не способны эти люди сделать своей волей. Алкоголик или наркоман не превращаются в достойных граждан по молитвам матери, девушки не находят женихов по запискам св.Матроне, не устраняются аварии на окропленном святой водой участке дороги и не приходит богатырское здоровья к купающимся в святых источниках. А если и случается исцеление или устройство личной жизни, то не мешало бы вспомнить, что после этого не значит по причине этого, т.е. изменения после молитвы отнюдь не следствие этой молитвы. Иначе человечество, молящееся всю свою историю, давно бы достигло благодати и полного счастья.
Но все приверженцы религии очень любят объяснять свои неудачи в молитвенных подвигах происками злых сил, дьяволом, порчей, сглазом и тому подобными еще менее рациональными, чем сама религия, вещами.
Страх рождает суеверия и именно суеверия внедрились в психологию наших граждан.
Рационально объяснить такой странный, доходящий до экзальтации и фанатизма поворот к вере в чудеса, объяснить невозможно. Даже пропаганда церковных духовных ценностей не может заставить обычного здравомыслящего человека идти пешком 21 км с молитвами и хоругвями к месту предполагаемого захоронения царя и его близких, стоять по 10-12 часов при любых погодных условиях в очереди к мощам или поясу Богородицы, руководимых только одной надеждой на молитвы святых угодников.
Конечно, процент таких верующих не слишком велик, но он есть и в этом странность нашей постсоветской эпохи.
Вольно западным верующим отмечать религиозные праздники крестными ходами с реликвиями и статуями святых, ездить в паломничество в Лурд или Сант Яго де Компостелла. Для них это всего лишь утвердившаяся в веках и не прерывавшаяся никогда, традиция. Это не фанатизм и не суеверия. Это привычка, которая, тем не менее, уже начала утомлять многих из числа европейских верующих. Что же касается суеверий, то они давно переместились у них в область околонаучных изысканий конспирологии, теории заговоров, и прочего ширпотреба на злобу дня. Но ни порчи, ни сглаза, ни беснования у них не плодится так массово как у нас.
Что же касается России, то единственное объяснение подобного феномена нужно искать в резкой смене социально-экономической системы в стране.
Как некогда нужда, нищета, невежество и убогость существования толкали русский простой народ в паломнические странствия по стране, так и ныне потеря всех ориентиров и смыслов превратило часть русского населения в больных духовно, дезориентированных и брошенных на произвол судьбы собственной властью, граждан.
Очень показательно отражение социально-экономической ситуации на здоровье женщин, в частности, при исследовании кликушества и беснования. Такое явление как кликушество в народе считалось результатом порчи, сглаза, и лечилось только церковными методами отчитки и святой водой.
Врач Н. Краинский в 1900 году писал: «Кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль»
Пришла Советская власть и кликушество исчезло вместе с верой в порчу и бесов. 70 лет тишины и покоя. Но вот совершилась перестройка. Россия вернулась к капитализму и всем особенностям дореволюционного бытия. Результат не замедлил сказаться и на здоровье людей.

Откуда же взялись забытые на семьдесят лет кликуши? Откуда бесноватые и отчитки
В. Бехтерев писал: «Кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости».
Все эти психические расстройства оказались связанными с властными отношениями социально-экономического порядка, начиная с угнетения женщины в рамках патриархальной семьи. О кликушестве можно говорить, рассматривая проблемы телесности и дисциплины тела. Наконец, это явление — практически сугубо женское (о чем говорил уже В. Даль), следовательно, оно (как роды, беременность и другие проявления этой «закрытой сферы») принадлежит к женской отечественной субкультуре того периода, о котором собрано недостаточно конкретно-исторических данных. Кликушество следует рассматривать в качестве продукта социально-исторического явления.
«Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму благодаря воззрениям простого народа, допускающего возможность “порчи людей” различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии с разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах» (Бехтерев В., с. 235, 229).

И вот это явление вернулось к нам снова. Снова вера в порчу, снова припадки беснования, снова отчитки и святая вода.

Религия – зло, но не в ней же одной причины так резко изменившегося социального облика постсоветских граждан
То, что состав верующих по гендерному признаку – это в основном женщины, во все времена являлся очевидным фактом. А причиной всегда было слишком сильное давление на женщин в семье. Особенно тяжело и отчаянно было оно в жизни русской простой женщины.
Дискриминация по половому признаку в обществе всегда являлась основной причиной женских психических расстройств. Но как правило, это касалось женщин из низших слоев общества. Бедность, невежество, тяжкий труд и бесправие могли деформировать женскую психику. Время и прогресс сделали женщин равноправными членами общества, но в семье они остались в полной зависимости от мужского темперамента. Особенно тяжело стало женщинам в нынешних условиях, когда ни профком, ни партком не могут остановить мужского насилия.
Социально и экономически общество деградировало само и тянет в деградацию всех своих членов. Когда в обществе институт брака и семьи низведен на уровень торговли или сию минутной прихоти с легким разводом после первых же трудностей, когда проституция вновь стала востребованным времяпрепровождением и потаканием пороку, в ущерб здоровью и разуму, когда женщина остается одна с ребенком в условиях далеко не благополучных, без заботы государства и уверенности в будущем своем и своего ребенка, когда женский труд эксплуатируется в гораздо большей степени, чем мужской, тогда не стоит удивляться и изменению психического здоровья женщин.
Женская психология требует, чтобы к женщине относились с вниманием именно мужчины, но в то же время внимание это должно быть нейтрально. В семье муж должен быть не просто сожителем или добытчиком, но и другом, и помощником, и лекарем. Однако, в последнее время в семье муж это только потребитель, причем потребитель не только материальных благ и заботы, но еще и сексуальный вымогатель. На него очень подействовала антисоветская пропаганда о том, что в СССР секса не было, и он решил, что секс и есть основа любви, брака и полноценной жизни.
Я знаю не один пример, когда молодые люди рассуждают следующим образом: я должен с девушкой вначале переспать, чтобы узнать ее физически и решить, подходит мне она в постели или нет. Естественно, дальнейшая семейная жизнь будет протекать под знаком постели, а не взаимопонимания и уважения друг к другу. Теперь ведь постель с сексом и считаются любовью.
Стоило бы молодежи почитать Чехова А.П.: « Лет восемь назад у нас тут был агентом старичок, величайшего ума человек. Так вот он говаривал: в семейной жизни главное — терпение. Слышишь, Ваня? Не любовь, а терпение. Любовь продолжаться долго не может. Года два ты прожил в любви, а теперь, очевидно, твоя семейная жизнь вступила в тот период, когда ты, чтобы сохранить равновесие, так сказать, должен пустить в ход всё свое терпение...» (А.П.Чехов «Дуэль»)
Вот и идут женщины в церковь, где их окружают мужчины в сане, но именно из-за этого сана они вынуждены обращать на женщин лишь духовное внимание. Бывают, конечно, и исключительные отношения, но, как правило, общение священника и его духовной дочери не переходит за границы этой самой дружеской духовности. И женщина обретает в мужчине в рясе и советчика, и слушателя, и покровителя, прощающего ей ее ошибки. Она не ждет от него скандала, завязанного на личном эгоизме, не ждет никаких требований по вопросам чисто материальным. В то же время, она ощущает его мужское эго и потому, готова идти за ним и подчиняться. Не случайно при подготовке семинаристов к будущему служению им и их матушкам говорят о женщинах, которые непременно будут окружать священника , и ревность в этом случае со стороны матушек, неуместна. Их так прямо, но кулуарно и именуют: жены мироносицы. Они не будут монахинями, они семейные, но условия их семейной жизни таковы, что церковь становится для них отдушиной в мир покоя и чистоты.
Чем хуже семейная жизнь, при этом нужно иметь в виду совсем не пьянство мужа или постоянные скандалы, а именно внешнее благополучие, хранящее внутри себя неудовлетворенность чисто духовного качества, отсутствие внимания, заботы и любви вне секса и постели, тем чаще женщину притягивает церковь, ее покой, ее усыпляющий дух бесполого нейтрального общения.
Еще в советской историографии упоминалось о кликушестве как о социальном явлении. И не только верой в порчу оно было вызвано или религиозной экзальтацией. Оно было бегством от жестокой реальности, в то же время, как и в средневековой Европе при преследовании ведьм, тесно переплеталось с корыстными интересами людей.
Еще Петр I заподозрил кликуш в притворстве. Дело в том, что по нормам XVII века имя, которое выкрикивала кликуша в припадке, считалось именем человека, наславшего на нее порчу. И если над кликушей проводился только обряд отчитки (экзорцизма), то «чародея» предавали пыткам. При таком раскладе очень удобно было притвориться бесноватой и свести счеты, например, со своей соперницей. Поэтому Петр Великий повелел допрашивать под пытками и самих кликуш. Тем не менее в 1820 году в одной из деревень Сибири велось следствие по обвинению двух женщин в кликушестве и порче ими тринадцати других женщин.
Для нашего общества последний вариант пока невозможен. Но вот психология отреагировала на перестройку равным с прошлым образом.
Что же касается конспирологии, то и здесь проявилась особенность человеческой психологии, связанная с условиями жизни. Ведь чем отличается конспирология от суеверной убежденности в порче и сглазе? Только формой. А по сути, это все тот же страх, объясняющий собственное бедственное положение, неудачи и безысходность действием темных сил. И силы эти в век просвещения и общей культуры переместились от невидимых сил зла в политику и историю. Чем невежественней человек, чем больше опутан ложными представлениями и стереотипами, начиная от религиозных догм, тем легче верит он в мировой заговор, в фальсификацию истории, в мировое правительство, в иллюминатов и масонов как организованного тайного зла.
Когда-то знаменитые «Протоколы сионских мудрецов» вызывали улыбку и удивление, что их можно было публиковать и печатать как достоверный источник, а не как пропагандисткое клише на определенном этапе борьбы против капитала.
Ныне конспирология прочно вошла в умы граждан, уверенных, что нет никаких законов социально – экономического развития общества, а есть только кланы, закрытые тайные союзы, общества, идущие от самого древнего союза с сатаной, от времен Египта и кодекса Гермеса Трисмегиста, которые управляют миром , что комитет 300 есть реальная сила, а иллюминаты до сих пор спят и видят как превратить человечество в рабов.
И никто и никогда не пытается сказать просто и честно, что вся конспирология есть дымовая завеса капитализма, не желающего терять позиции частной собственности и капитала. Нет никакой конспирологии как борьбы добра и зла, как борьбы за свободное человечество и его рабство. Есть борьба финансовых воротил, крупных международных корпораций за сохранение своей власти ради прибылей и власти, исходящей из владения капиталом и нужной только для увеличения этого капитала. В остальном вера в тайные заговоры и мировые правительства есть вера в астрологию, предопределение, предсказания и пророчества.
Уж если наши граждане решили стать православными, то им стоило бы задуматься над тем, что основатель их церкви, Иисус Христос был первым разрушителем всей этой магической конспирологии, всех этих прогнозов и пророчество, ибо сказал, что человек наделен Богом свободной волей. А свободная воля не может иметь предначертания в разных астрологических расчетах и планах сект по управлению миром. Только Бог волен в судьбе человека. Человек же в свою очередь имея свободную волю, вправе выбрать путь добра или зла, но не по чьим-то расчетам, а единственно по любви к Богу.
Но оставим религиозную мистику. Попытаемся рассуждать . Начнем с малого. Свою волю человек не может навязать даже своим детям. Для этого он должен поставить их в условия полной зависимости и несвободы. Мало того, что это трудно, это еще и не рационально. Выросший ребенок должен в идеале стать опорой и заботой родителям. Но лишенный возможности трудиться или учиться, станет ли он таковым? Что посеешь, то и пожнешь. Иными словами ради будущего успеха твоих же детей, которые должны двигать твое благополучие вперед, сделать из них рабов не совсем рационально. Кто-то непременно должен быть свободен. Где-то должны сохраняться силы, приумножающие прибыли, способствующие их сохранности и пользе.
Интерес экономический непременно заставит любого сумасброда и мистика стать рационалистом.
Далее, чтобы осуществить план управления тем же самым иллюминатам, нужно всех сделать своими подручными, иметь возможность воздействия на все ветви власти. Возможно ли это? Никогда, ибо всегда в мире присутствует столкновение интересов и разные пути получения выгоды.
Да, когда-то масоны и иллюминаты были мыслительным центром Европы. По их планам перестраивались города, по их планам писались Конституции. И все это делалось не тайно, а согласия власти. Но разве это было злом?
Да, они могли тайно внести мистический смысл в архитектуру или планировку. Например, Лондон, где пять церквей образуют пентаграмму, а в центре расположен грандиозный собор ап. Павла. Но никаких доказательств тому, что символика играла определяющую роль в развитии культуры и экономического благосостояния города нет и быть не может. Положительное значение имела только рациональная сторона строительства. Но разве это зло?
Идеалы французских масонов, воплотившиеся в Просвещении и выраженные в лозунге «Свобода, равенство, братство» дали миру возможность строить будущее не по традиционным ценностям, а по оптимальным на тот момент возможностям рационального переосмысления бытия. Разве это зло?
Мистический смысл, даже если он и присутствовал где-то и когда-то имеет тенденцию к исчезновению во времени и при перемене общественной формации.
Сколько мистического смысла было заложено во всех постройках от шумерских зиккуратов и египетских пирамид до раннего христианства, сколько символического тайного значения вкладывали в цвета и изображения художники эпохи Возрождения… Но что мы видим в их произведениях сейчас? Только красивое, гармоничное изображение. Миф или христианская притча, образ святого или Богородицы, т.е. то, что составляло основу идеологии, что являлось главным смыслом изображаемого и имело историческое описание. А вот символизм, мистический знак, как атрибут эпохи, ушли из понимания безвозвратно, и главное, бесследно. Они не дали ни зла, ни добра ни эпохе, не изображению. Не сделали их силой, побеждающей врагов или превращающей человека в послушного раба. Мистические заклинания волхвов или тайные молитвы христиан остались лишь как дань эпохе.
Спросите сейчас любого, кто даже ходит в церковь, что значат символически части церковного здания, одежды священников, особенно архиереев, что означает епитрахиль и омофор, что есть паруса и какие на них изображения, они не знают. Они видят только то, что является доступным их зрению. Тайное значение бывает доступно только посвященным в определенный период жизни общества. В момент расцвета христианства каждый прихожанин знал, что символизирует архиерейский посох или какого цвета должна быть катапетасма в тот или иной период времени. Каждый прихожанин мог по алтарной преграде узнать в честь какого святого или праздника построен храм. Но время идет, и люди забывают символы. Да по большому счету они теперь и не так важны. Люди больше обращают внимания на слова, а не на символы, когдато заменяющие слова для неграмотных и говорившие о единстве тайно посвященных.
Уже сама церковь бесстрашно изменяет свои символы, перенимая их либо у соседей, либо преследуя удобства. Когда-то паникадила в русских церквях были семиярусные, символизирующие степени восхождения к Богу. Теперь они почти повсеместно круглые, как в европейских и греческих церквях. На царских вратах уже не найдете изображений четырех евангелистов, а над самими вратами – нисходящего голубя. Теперь там всевидящее око или крест. И опять-таки никто не обращает на это внимания. Теперь не подают на проскомидию в алтарь просфору с запиской и платят только за требу, в которую уже включена цена просфоры.
Низкая алтарная преграда удобнее, круглое паникадило легче, а голубь вообще может легко превратиться в облако. Это ведь Святой Дух. Да и записок теперь столь много и они такие разные, что проще выносить просфоры с проскомидии в свечной ящик отдельно. Бог разберет, кто и за кого молился.
Что это значит? А значит это лишь то, что страхи и мистика – это элементы психической болезни общества, специально создаваемые теми, для кого прогресс и идеи социализма ненавистны.
Запутать, запугать, чтобы остаться у власти и при капитале. Вот и вся конспирология. Кризис капитализма вызывает к жизни его агонизирующие действия по запугиванию населения суеверными страхами, конспирологией, тайными обществами и их заговорами.
Люди любят конспирологию, считая ее элементом высокого знания. Они видят мистические знаки, мистические действия там, где их нет и быть не может. И при этом верят в силу таких знаков, как торжества зла над добром.
Вера эта доходит до абсурда. Если вы почитаете хотя бы один православный журнал, то вам придется сделать некоторые выводы: либо окончательно свихнуться и стать уже сейчас, до пришествия антихриста, до мирового правительства и электронного концлагеря, рабом и ведомым, либо признать со всей откровенностью, что все писания хотя бы такого журнала как «Москва – III Рим» есть ничто иное, как все то же самое корыстное расчетливое зомбирование граждан, но не ради мирового капитала, а ради собственных корыстных интересов. Очень легко прикрываться словами о чистоте веры и о Боге, и при этом делать из человека запуганного и дезориентированного идиота. Но люди читают и верят. Очнуться от сна они не могут, а ведь известно: «сон разума рождает чудовищ.»
И вот из дымовой завесы всевозможной мистических страшилок проглядывает главное:
Марксизм – это апогей антихристианской европейской цивилизации, в которой человеку не нужен Бог для понимания мира. У английских и немецких философов присутствовали элементы материализма, но также был и Бог. А марксизм является богоборческой идеологией под прикрытием нескольких так называемых научных теорий: политическая экономия, возведенная в рамках экономической науки; «научный» коммунизм, который мы изучали в советское время и называли наукой; исторический и диалектический материализм, который, оказывается, является «наукой» в последней инстанции. Новая страница в европейской и мировой истории, когда Бог не только не нужен, но даже и вреден.
И все эти филиппики только потому, что марксизм отодвинул церковь от кормушки и те блага, которые она собирала только для себя, передал народу.
И так со всеми идеологическими мифами и конспирологиями.
Спросите себя сами: если патриоты и иже с ними национальные экономисты (Катасонов) постоянно поминают Бога и то, что жить по Божьим заповедям – благо, и при этом совершенно спокойно говорят о собственных национальных банках, национальном капитале, национально ориентированных олигарха, то чем такой Божественный порядок отличается от западного безбожного? Да ничем. Только тем, что прибыль уйдет не в офшор, а осядет в собственном кармане. Вы же, рабы Божии, трудитесь и радуйтесь, что ваш труд вливается в труд своего капитализма.
Есть мировое правительство, есть тайные организации и нити интриг, которые они плетут и о которых так хорошо говорит А.Фурсов. Но чем они хуже собственного эксплуататора? Чем их интриги страшны нам, простому народу? Закабаление трудящихся идет повсеместно. Даже пресловутый золотой миллиард перестал быть Золотым миллиардом.
Уж если в результате угрозы капиталистической системе хозяйства мир перейдет к средневековой сословной системе или к фашизму по разделению на расы и нации, то вряд ли у нас сохранится идиллическая симфонии народа и власти. Только эксплуатировать низшие сословия или не православный контингент будут наши родные, но не менее злобные капиталисты, феодалы или свой конфессиональный институт.
Так что нет ни суеверий, ни конспирологии, а есть борьба капитала за свои интересы и разобщенный замордованный и вдруг ставший невежественным потребителем простой народ.
Нынешний патриотизм и уверения в том, что мы с Богом, а весь мир с антихристом, диктуются бывшим советским людям в твердой уверенности, что они еще помнят социализм и воспримут родной капитализм так же как когда-то социализм: раз он свой, то лучше западного.
Но при двух системах противостояние было истинное, противостояние ради блага народа или его рабства. Сейчас же при любой риторике суть заключается только в том, что будет папа римский зависим от нашего патриарха или наоборот, будет Дерипаска командовать Русалом или коллегия западных и российских банкиров. Но прибыли как шли мимо кармана народа, так и будут идти.
Следует помнить, что сдача всей российской промышленности Западу в царской России никого особо не напрягала. Так и теперь. Весь мистический туман - это продолжающаяся борьба капитализма и идей социализма. Только флер у нее теперь патриотический, а суть - эксплуататорская.
Tags: социально-экономическая ситуация
Subscribe

  • Слова, выдающие нищету?

    Взято у блогера kot_de_azur С его восприятием чужих слов можно спорить. И именно по причине того, что наш менталитет и культура упали значительно…

  • Дилетантизм и профессионализм

    undermining3000 23 ноября 2017, 07:37 (без темы) "Диссернет" дал ясный ответ на жгучий вопрос современности - откуда у нас столько невежественных…

  • Культурный разрыв эпох.

    Смотрю советские фильмы и понимаю, что нынешние люди не могут жить так, как герои прошлого. Более того, те песни и музыка, что звучали с экранов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments