Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Суеверия как современный вид религии.


Примером того, что человек подчиняется не только инстинктам, но социальной направленности в обществе, подчиняется тем или иным идеям, является простой факт сравнения Советского общества и нынешнего.
Еще совсем недавно советские люди ничего не знали о Боге, и если и имели перед глазами церкви и церковные праздники, но исполнять церковные предписания не собирались.Здесь следует пояснить, что знание о религии как о предмете научного атеизма и вера в Бога изнутри конфессии - вещи разные. Можно знать и не понимать, что религия, если ты решишь войти через нее в связь с Богом - это изменение всей твоей психики, здравомыслия и научных знаний. Религия - опиум для народа. Это единственно верно отражающие сущность религии слова. Но до сих пор некоторые наши граждане ставят в упрек Советской власти то, что она не давала им подвергнуться действию этого опиумного гипнотического средства. Например тот же диакон Андрей Кураев, критикуя свою кафедру научного атеизма МГУ говорил, что о религии они узнавали только из атеистической литературы.
Важно дать людям понять, что их научный подход к жизни, их атеизм, основанный на отрицании персонифинированного Бога, будь то Бог Саваоф, Зевс или Ману, есть наиболее здравый подход к жизни. Связь с познаваемым миром природы гораздо ближе свободной душе человека, чем десятки личностных Богов.
Но религия - это непременно бог как личность, это непременно конфессиональность, регламент, ритуал и запреты.
Изменилось время, изменилась власть и все вдруг стали православными и пошли в церкви.
Православие – это тоже конфессия, а не только вера в христианского Бога, но еще своя восточная традиция и канон. Это церковь и церковные праздники, это исповедь и причастие, это молитвы и регламент: сегодня пост завтра праздник и т.д.
Но почему же по сетям гуляют поздравления с Масленицей на фоне соломенного чучела и устраивают его сжигание? Почему поздравляют с Чистым четвергом на фоне бани и веников с шайками? Почему всю прогулочную Москву заставляют огромными по размерам и стоящими шеренгами цветными яйцами и куличами? Почему поздравляют с Красной горкой и желают всем любви и счастья? Почему рассылают открытки кто с Радуницей, кто с Радоницей? К какому празднику это относится? К христианству, к язычеству? Или сразу и к тому и другому?
В моду вошли исконно русские имена. И вы найдете Егоров, Арин, Ален, Акулин, Авдотий среди детей. И никто из родителей даже не догадывается, что это не исконно русские, а все те же, христианские, греческие или римские имена, но трансформированные в народной среде для удобства речи, потому что неискушенному крестьянину трудно было произносить сложные чужие слова. Но если вы будете крестить ребенка, то Егор станет Георгием, Арина – Ириной, Алена – Еленой, Акулина – Акилиной, а Авдотья станет Евдокией. Какие ж это исконно русские имена?
Все новое должно приниматься разумом по долгому ознакомлению с предметом и его сущностью, а не по зову моды или новой идеологии.
Почему весь интернет заполнен тривиальными наставлениями, самодеятельными стихами о Боге и любви, «душеполезными» поучениями, умилительными песнями? Трюизмы стали основой умственной деятельности человека.
Еще тридцать лет назад невозможно было представить, что диалог «физиков и лириков» перерастет в споры об олигархах и топ-моделях, что наука станет мало уважаемым видом умственной деятельности и обрастет лжетеориями и фальсификациями не требующими доказательств , что обсуждение новых романов и новых постановок в театрах исчезнет полностью из художественного восприятия, а любые попытки внести что-то новое и оригинальное в искусство, переосмыслить традиционное будет именоваться оскорблением чувств верующих.
И над всем царит дух суеверий, вместо веры, патриотизм вместо любви к людям, агрессия и хамство вместо культуры поведения.
Кто бы мог подумать, что людей начнут определять не по уровню образования, специальности, вкусу и умению себя вести, а по брендовым вещам, дорогим машинам (даже если эта машина куплена в кредит и стоит хозяину ухудшения качества жизни и питания), что безвкусица станет вызовом обществу и новым трендом, а некогда популярных хиппи заменят хипстеры, что хобби превратится в торговую марку и сделанный своими руками предмет, некогда готовившийся как подарок друзьям или украшение собственной квартиры станет преподноситься как экологически чистый, уникальный продукт ручного труда, даже если на самом деле он – дорогая кустарщина.
Вчера наши люди были атеистами, сегодня стали православными, потому что сменилась социально-экономическая система и соответственно властная идеология.
Система-то сменилась. Вместо социализма пришел капитализм и как любые отношения, основанные на частной собственности на средства производства, собственность эта захотела идеологическую индульгенцию и охранную грамоту, которые может дать только религия.
Ведь религия – это не просто церковь или синагога и служители ее не чиновники и не наемные работники. Религия – это связь с богом или богами, которая выстраивает определенную систему ценностей, а в ней главное – сила и власть божества, требующего к себе не просто уважения, а служения с предоставлением в его распоряжение человеческой воли, разума и сил.
Первоначально и на протяжении долгих веков вся интеллектуальная деятельность человека предназначалась Богу и являлась служением Ему.
Такая цивилизация как египетская, вообще не знала ничего более важного, чем подготовка к вечной загробной жизни.
Любая вещь прошлого, даже если она крайне утилитарна, как посуда, ложе или одежда, тем не менее, носит на себе следы ритуала заговора и оберега, которые получены человеком от богов как награда за служение им.
Светская власть в лице фараонов, императоров, царей или королей, даже римских трибунов и сенаторов всегда бывала получена из рук богов или по их милости, а многообразие слуг божиих в лице жречества или священства были всегда самыми влиятельными посредниками между богами и людьми. Бывали времена, когда богатство этих посредников превышало богатство светского правителя, и он вынужден был подчиняться воле служителей культа. Это и Карнакский период Египта, это и шейхи арабских халифатов, сочетающие власть светскую и духовную, это и римский папа, подчинившей своей власти Европу.
Но главное во всех этих периодах – безоговорочное признание человеком верховной власти Бога.
Не случайно говорят, что знания – это свет. Знания просвещают и открывают глаза на реальное положение вещей.
Вначале робко загорелся в умах человечества лучик агностицизма и скептицизма, а потом появился и атеизм. В силу своей умственной деятельности, в силу труда и роста благосостояния общества смелость воспринимать жизнь так, как она есть поселилась в сердцах людей.
Бог не исчез, но Он стал равным среди равных. Человек стал видеть в нем друга и соседа по вселенной. Атеизм вырос именно из отрицания необходимости зацикливать все свое существование на служении Богу.
Можно как угодно относиться к религии , но никому не придет в голову обратить все материальные силы государства и его богатство не на расширение производства, не на социальные нужды общества, не на рост благосостояния человека, а на строительство только культовых сооружений, церквей, капищ, усыпальниц, перевести моду и формы внешнего быта в ритуально дозволенные и ограничить свободу действий магическими заклинаниями и указаниями богов.
Прагматичная установка веры: «я все делаю для тебя, Бог, служу тебе, а ты дай мне жизнь и спаси от бед», переросла в агностицизм и реализм.
И тем больше и сильнее непонимание религиозной сущности оказалось у бывших советских граждан, воспитанных даже не в агностицизме, а здоровом практичном реализме. Обрушившаяся на них религия не могла быть расценена ими иначе, как агностицизм и примитивные суеверия.
Религия для вернувшегося к Богу реалиста – это утилитарный договор об использовании культовых ритуальных действия для получения благ для себя и только для себя.
Еще век назад Честертон написал о суеверии: «поветрие, которое в наше время распространяется все больше и больше. Оно узурпаторски захватило власть над умами. Я нахожу его и в газетных сенсациях, и даже в модных словечках. Люди с готовностью принимают на веру любые голословные утверждения. Оттесняя ваш старинный рационализм и скепсис, лавиною надвигается новая сила, и имя ей — суеверие. .. Вот оно, первое последствие неверия. Люди утратили здравый смысл и не видят мир таким, каков он есть.»
Честертон очень верно угадал происходящее: утрата веры приводит к суевериям. Но и те, кто не знал ничего о вере и не понимал ее, когда пытаются прийти к ней, вначале сталкиваются с суевериями и в них тонут как в омуте.
Не разум, а суеверия , трюизмы и пошлости правят миром.
Суеверие – это не обязательно черная кошка и число 13.
Суеверие – это пустая вера, или вера во все, к чему не прикладывается умственная деятельность.
Владимир Даль: «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».
Но никогда суеверия и тщетные пустые убеждения не происходят сами собой. Они становятся следствием глубокого раскола в обществе между нравственными принципами и навязанными устаревшими канонами, между здравомыслием и невежеством, а главное, между богатством и бедностью.
Первыми в наше время, как и во все времена, цепляются за религию, Бога и вечное спасение от смерти – богатые. Они искренне стоят со свечками и жертвуют попам деньги, ходят на исповеди, чтобы потом с чистой совестью грешить, но не исправляться. «Не согрешишь, не покаешься» - это они уяснили себе твердо, не понимая, что вся их вера есть суеверие и невежество.
Стоит только заглянуть на современное кладбище, чтобы понять, как крепко опутали человеческое сознание суеверия и магические ритуалы. Мертвым ставят памятники столь пышные и дорогие, что впору вспомнить о египетских пирамидах и погребальных храмах, столь помпезны и вызывающе роскошны эти сооружения, долженствующие увековечить собой память о ближних и заявить об их бессмертии в граните. Но никакого отношения ни к какой религии это не имеет. Кладбищенская помпезность – это очередной зигзаг суеверий и мистики, сделанный запутавшимися в смысле жизни, людьми.
Религия всегда была необходима богатым, боявшимся смерти и потери своих богатств и власти. Религия увековечивала их память и находила способ употребить их богатство к благу собственному и укрепить веру в загробную жизнь.
И чем жестче были авторитарные системы правления, тем большие почести власть оказывала определенным богам, выбранным ею в качестве верховных небесных покровителей. Будь то язычество или монотеизм.
Рационализм и система экономики, основанная на прибавочной стоимости дающей прибыль, убедили человека взглянуть на Бога со стороны. Религия непременно должна была эволюционировать в сторону такой же свободы, как и социальная свобода, иными словами, уйти от конфессиональности, регламента, а, главное , запретов. Вера в Бога без канона становится именно тем, чем пытались сделать ее философы и христиане типа Л.Толстого: вера и Бог – только в вашем сердце, жить с Богом, значит жить по закону нравственному.
Но кто будет считаться с бедной церковью? С другой стороны, какая конфессия захочет отдать свои богатства? Пока есть в мире капитал, богатство и бедность, церковь будет продолжать свое существование, даже если в Европе останется только 6% верующих.
Да, религию не вернуть в давно утерянные ею смыслы, т.е., вменить человеку в обязанность служить Богу и посвящать ему одному все плоды своего умственного, творческого и физического труда, тратя казну и время на постройки пирамид, зиккуратов, храмов или монастырей, невозможно.
Но коль скоро власть начинает мечтать именно о таком подходе к религии и так ее позиционировать, то любая религия станет безбожным официозом. В ней власть находит нужного ей идеолога по лишению человека свободы духовной, социальной и материальной.
Именно по типу и характеру религии, которую берет в охрану себе власть, можно судить об этой власти. Чем жестче внедряется религиозный официоз в общество, тем авторитарней власть, тем меньше у нее шансов пробудить в обществе веру и любовь к традициям, и тем больше шансов ввергнуть это общество в суеверный мрак и лишить народ через навязывание устаревших традиций духовной свободы.
А народ, лишенный ориентиров нравственно-духовных, будет впадать в суеверия и наивные мечты получить в обмен на свечку или записку здоровье и исполнение желаний.


Tags: религия атеизм власть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments