Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Category:

Культура и самообразование

Очень часто люди говорят, что этого им не преподавали, этого они не изучали и винят систему обучения, идеологию, политику и коллег – стукачей. Особенно часто эти жалобы стали повторяться в последнее время.
Но они забывают, что никакое образование, даже самое лучшее, не может дать человеку всех знаний. Задача школы – дать основы этих знаний и сформировать способность мыслить абстрактно и логически последовательно. Высшее образование помимо специальных знаний и узко профильных дисциплин, формирует в человеке мировоззрение и способность использовать объем знаний не ради эрудиции и энциклопедизма, а умение использовать их для расширения опыта и умения ориентироваться в многообразии мира и его знаний.
Все остальное достигается самообразованием и практикой. Но даже самообразование – не исключительно личный интерес, но и общественный. Когда государство стремится распространить культуру и знания в среде населения, то и политику оно проводит помогающую этой задаче.
В Советское время самообразование было задачей государства. В этих целях существовала сеть библиотек, обществ по распространению знаний, филармонии с их выездными концертами, выездные выставки художников, музеи и в каждом городе и даже поселке, самодеятельность и набор радио и телепрограмм, расширяющих знания людей в области культуры.
Именно с помощью радиопередач можно было узнать всю классическую музыку, прослушать оперу, а подросткам познакомиться с классической литературой через постановки радиотеатра.
Мы обычно привыкли упирать на то, что различие между европейцами и нами в том, что они рационалисты, а мы – нет. Но европейцы не вдруг стали рационалистами. Если государство не проводило масштабной пропагандисткой политики по приобщению народа к культуре, то люди всегда и везде старались сделать это самостоятельно.
В той же Европе или Америке существовали и существуют самодеятельные хоры, оркестры, театры, праздники, основанные на народных традиция и превращающиеся в местные фестивали или сценическое искусство.
И над всем этим многообразием царит не рационализм, а стремление знать и уметь. Самообразование вкупе с общим образованием двигает народ по пути культуры и самосовершенствования.
У нас когда-то культура распространялась только в высших слоях общества. Интеллигенция и аристократы проводили домашние концерты, домашние театральные постановки, художественные вечера и салоны. А у народа отнимались даже возможности развивать народное искусство. Церковь стремилась искоренить в народе любое веселье, считая его бесовским.
Исследователь русского народного фольклора А. А. Белкин полагает, что в силу ряда исторических причин русские церковь и государство «были настроены к народной смеховой культуре значительно более непримиримо, чем на Западе». Это, по-видимому, так, особенно если иметь в виду XVI и XVII вв., когда усилились социальные движения низов русского общества, нашедшие свое отражение и в усилении критических элементов и социальной сатиры в творчестве русских скоморохов, и в появлении (особенно в XVII в.) остросатирических литературных произведений. Не случайно гонения против скоморохов усиливаются в середине XVII в., в эпоху многочисленных бунтов и восстаний трудящихся масс России. Известный царский указ 1648 г. против скоморохов был принят на основании челобитной курского духовенства, которое жаловалось царю на ущерб, причиняемый церкви деятельностью скоморохов.
Это отношение государства к народной культуре вкупе с бедностью и безграмотностью русского народа, естественно не способствовало расцвету культуры в народной среде. А поскольку этот народ составлял более 80% населения России, то нет ничего удивительного, что после революции власти пришлось не только ликвидировать безграмотность, но и приобщать народ к ценностям мировой культуры.
Однако сложившаяся традиция пассивности в отношении различных мероприятий и развлечений с элементами самодеятельности и традиционной культуры очень мешает нам до сих пор заняться самообразованием и организацией досуга без ожидания санкции, дозволения или мер на бесплатное проведение зрелищ от государства.
Странным образом, государство вновь выступает гонителем всего, что так или иначе начинает оживлять обывательскую среду жителей городов и поселков. Но теперь основой причиной гонений становится пресловутый патриотизм. И вновь церковь принимает активное участие в разжигании и организации этих гонений.
Церковь не устраивают выставки нонкомформистов, День святого Валентина, американский Хэллоуин, 8 марта, скоро не будет устраивать и Новый год, потому что он идет раньше Рождества.
В прошлом году открыли борьбу с праздником красок, и видимо будут продолжать ее и дальше.
Почитающее своих предков население, спешащее на Пасху на кладбище, церковь пытается вытеснить с этих поминальных тризн и загнать в церковные ограды. Впрочем, последнее весьма понятно. Только на второй неделе после Пасхи священники могут ходить на кладбище творить панихиды на могилах и собирать подаяния, а до этого вынуждены служить только в храмах пасхальные службы. И какого дохода духовенство лишается, когда масса граждан устремляется на кладбище на первой Светлой неделе Пасхи!
Но, по сути, оскорбление чувств верующих всего лишь действие властей под прикрытием церкви по приведению населения в аморфную безынициативную массу. Власть чужими руками пытается ввести духовный запрет для населения устраивать обычные, никем не контролируемые народные гуляния и увеселения, даже если они не связаны ни с какой политикой. Больше двух не собираться, вот нынешний лозунг власти. А раз собираться нельзя, то и развлекать себя организацией праздников, самодеятельных выступлений и гуляний населению нельзя, даже у себя во дворе или на своей улице.
А потом наши либералы возмущаются, что у нас население такое скучное, ограниченное и угрюмое.
Вот зазвать москвичей на посадку деревьев или субботник – очень даже можно. Полезное дело. Можно и развлечь трудящихся дорогостоящим коллективом песни и пляски, но только чтобы населению не пришло в голову принести с собой музыкальный инструмент типа гармони или гитары и не спеть песню самим. Все должно быть под контролем и культурно, даже если платить придется артистам. Хотя и тут прямая выгода: коллективов много, зрителей мало, концерты дорогие. Так хоть мэрия поможет коллективу материально, устроив фестивали музыки и танца, декламации или акробатики, бесплатные для зрителей и оплаченные для артистов.
Чем только не развлекают население, лишь бы оно не захотело активно участвовать в творчестве и исполнительстве. Лишь бы не подошло вплотную к самообразованию. Ведь подготовка даже домашнего театра или песни под гармошку расширяют знания, заставляют узнавать больше и больше и о творчестве писателей, композиторов, об истории и культуре прошлого. А это опасно. Это заставляет думать и понимать. Так пусть население лучше смотрит и молчит. Так гораздо удобнее, чем самодеятельные ансамбли или соревнования. Ради этого можно и денежки бюджетные потратить.
Правда, коммерческая выгода тоже не последнее место занимает в умах наших культурных деятелей.
Вот, например, дети. И гонорары не нужно платить, и искусство вроде как бы пропагандируют, и население приучают слушать непрофессионалов и не быть слишком требовательными потом к взрослым бездарностям. А таланты могут благополучно уехать на Запад и там услаждать европейский изысканный культурный вкус. Да и гонорары большие не придется платить ни мэрии, ни театрам.
Почему так резко и обильно внедрилось во все сценическое искусство осовременивание классики? Думаете, некому написать современную пьесу? Может быть и некому. Уж слишком ленивы и беззубы стали наши творческие работники. Написать пошленький текст какому-нибудь Камеди клаб, или Кривому зеркалу гораздо проще и без напряжения чувств и мысли, чем пьесу даже уровня Арбузова или Розова. И все-таки постараться можно. Есть же писатели, Пелевин, Крусанов. Но так им же гонорары нужно платить. Нужно согласовывать действие. Вдруг они не согласятся на больничные халаты или обстановку дурдома с прыганьем по стенам и катаниях на канатах. Никакого простора для прикрытия бездарности режиссера.
А классики давно почили в бозе. Им гонорары не нужны. За давностью лет даже оставшаяся в живых родня ни на что не может претендовать. И протестовать они не могут: лепи из их текста хоть инопланетян, хоть пещерных саблезубых тигров. Все снесут.
Так что ошибаются те дорогие товарищи, которые во всем море современной пошлости, бездарности и духовной лени видят происки заокеанских империалистов, жаждущих духовно разложить наш народ. Не правы и те, кто списывает все на славянские гены, на народ, который оказался совсем не европейцем, а столь унылым и скучным от природы, что даже казенные развлечения от мэра не могут его пробудить его от апатии.
Нужно, наконец, понять, что власть намерено стремится ограничить в народе инициативу, даже если это обычные праздничные развлечения.
Когда-то Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Точно так мы должны каждый день повторять себе, что наша задача на сегодняшний день – это самообразование. И не по Википедии или халтурным постам в интернете.
Нельзя идти на поводу моды или запрета. Идите на альтернативные выставки и думайте. Участвуйте в праздниках любой страны, лишь бы это давало вам понимание жизни другого народа, развлекало и вело по пути осознания смысла человеческой жизни. Не прикрывайтесь ложным лозунгом патриотизма. Не считайте, что День св.Валентина или день красок Холи – это непременно страшный западный десант по разрушению наших традиционный ценностей.
Нельзя ждать, что система сама решит заняться вашим просвещением и самообразованием, подсовывая вам образцы высокой классики, хоть в литературе, хоть в музыке, хоть в живописи.

Tags: культура общество идеология
Subscribe

  • Музеи и РПЦ

    Директор одного из петербургских музеев призывает составить список культурных объектов, не подлежащих передаче РПЦ МП Директор Государственного…

  • Ошибочка вышла

    В ряде публикаций был ошибочно атрибутирован католический храм Лиссабона, в котором будут совершаться службы РПЦ МП Ошибка попала в сообщение…

  • — Из Интернета —

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments