С его восприятием чужих слов можно спорить. И именно по причине того, что наш менталитет и культура упали значительно ниже, чем были до перестройки и взят этот пост с добавлением своего комментария.
Случай у меня на работе. «Никогда так не говори, слышишь никогда! Иначе все тебя буду считать нищим» - так закончился бессмысленный спор с одним клиентом. Оказывается вот эти слова, которые я произнес по неосторожности, автоматически делали меня абсолютно нищим и бедным. Слова голода, безысходности и страха.
А сказал вот что: «Побалую себя одним лакомством» - это имел ввиду про творог. Я его не часто ем, по настроению. А клиентка решила, что я бедствую и лишь изредка могу себе позволить творог. Нормально да?
«Это почему же так нельзя говорить?» - возмутился я.
«Потому что вы выгладите жалким и бедным человеком в моих глазах. Вы, наверное не доедаете? Ведь слово лакомиться могут употреблять люди ограничивающие себя финансово. Еду они выбирают тщательно, в зависимости от тугости кошелька. Обычно так говорят пенсионеры. Вы тоже курицу с пенсии полакомиться берете?» - ответила эта мадам.
«Постойте, но ведь это не показатель!» - опять возмутился я.
«Еще какой показатель. Например, приедет ко мне на свидание молодой человек и скажет, мол полакомимся шоколадом. Значит точно бедняк. Лакомится он этим редко и в определенных случаях. Печально что в России это нарастает как снежный ком. Каких то 10 лет назад, такого не было. В 21-веке люди даже среднего достатка должны питаться нормально, а не лакомиться. И самое ужасно, что лакомством вы называете - фрукты, мясо, творог, конфеты… Вам не стыдно?» - продолжает она.
«Мне, за что?» - уже удивленно таращу глаза. Какая там работа, нужно дослушать пёрлы до конца.
«Да вам. На вид выглядите хорошо и опрятно, но такое больше не произносите. И еще что бы вы знали. Забудьте и слово баловать. Еда не для баловства. Творог – не творожочек, яблоко – не яблочко. Уменьшительно ласкательные слова к таким продуктам могут возникать у людей недоедающих. В этом не виновата война или стихийное бедствие, в этом виновато их социально неблагополучие. А это уже хроническая болезнь. Раньше в книгах о блокаде писали четко и ясно – хлеб, молоко и каша. Хлебушек ели бедные крестьяне при царе, молочко попивали и рыбку ловили. В то время когда дворяне ели - пили молоко, хлеб, рыбу» - мадам вошла во вкус.
«Но постойте на рынке тоже люди называют продукты рыбка и молочко. Они тоже не доедают» - спросил я.
«Да они не доедают, мне их жаль. Еcли их спросить о том, как вы едите – отвечают: «Питаемся отлично». Врут же. Питание — печальное советское слово. Означает потребление в жизненно необходимых рамках и нормах. Все что выходит за эти границы, лакомство. А это удел бедных» - закончила она. Мадам забрала документы и пошла к выходу.
Я уже и забыл, что хотел полакомиться съесть творог.
Кстати, вот еще список слов бедняков. Бохатая и не бедная женщина щедро поделилась:
Опрос #2033599
Открыт: Всем, подробные результаты видны: Всем. Участников: 464
Употребляете эти слова в своей жизни?
Лакомиться
Балую себя
Яблочко
Творожочек
Хозяин
Еду отдыхать
Работка
Получка
________________________________________
P.S. Пост вызвал большое оживление в сети. И все равным образом недоумевали, как это простые фразы могут быть маркерами социального положения в обществе.
А ведь дама была права. Богатая она или нет, это неизвестно, но вот то, что она на социальной лестнице стоит выше, чем наше обычное большинство - не требует доказательств.
В советский период с этими словами боролись так же как эта дама. Одни считались пережитком прошлого (хозяин, получка), другие - спецификой кулинаров и угодливых официантов. В любом кафе-ресторане можно было услышать: рыбка, супчик, творожочек, и т.п.
Но даже эти уменьшительно-ласкательные официантские словечки у лингвистов филологов вызывали возмущение. Никогда не забуду как на лекции по культуре речи наш профессор по риторике и древним языкам с негодованием говорил, что нет слова "яички" для куриных яиц, а только слово "яйца". И в этом нет никакой двусмысленности. Слово "яички" относится к мужской анатомии, а не к курице.
Он учил нас никогда не говорить уменьшительно-ласкательно о предметах еды: молочко, творожок, колбаска, хлебушек. Правда, он относил употребление таких слов к трактирному уровню половых и не связывал их с рабоче-крестьянским происхождением. Тогда это было не принято.
Но что греха таить. Именно недостаток в продуктах питания крепостных крестьян и породил в их среде такое нежное обращение к пищевым продуктам. Они были редкость, они были заработаны тяжким трудом и как не назвать хлеб хлебушком, а молоко молочком.
«Кушай тюрю, Яша!
Молочка-то нет!»
— Где ж коровка наша? —
«Увели, мой свет!" (Н.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо")
Здесь даже корова - коровка. Она ведь кормилица, как ее не назвать ласково.
Слова "баловство, баловать" никогда не относилось к еде, а только к воспитанию: изнеживать, портить излишней заботливостью и потворством.
Слово "лакомиться" относится к вкусной, сладкой, дорогой или редкой снеди, служащей не столько для насыщенья, сколько для угоды вкусу.
Но происходит оно от слова славянского слова "лаком", означающего "жадный", "алчный".В русском языке употребляться этот глагол стал довольно часто в позднее время.
Но вот в словаре Даля есть слово "лакомник". Ла́комник перм. сума, котомка, в которой крестьяне носят пищу в поле, в дорогу. Сума нищего. Ла́комщик м. ла́комщица ж. кто любит лакомить других, кто сладко, вкусно, кормит; баловник детей.
Иными словами, слово лакомство и лакомиться и в самом деле связано с крестьянской средой, где никто никогда не ел досыта.
Но времена меняются и вот уже все старые нормы языка и даже семантика слов начинают меняться. Мало того, что вводятся неправильные когда-то нормы: шевЕлится, ехай, которые если и употреблялись когда-то, то только в разговорной речи и считались неправильными,т.е не литературными. (Слова "ехай, выехай" употребимы были в еврейской местечковой среде).
90-е годы сломали так тщательно выстраевыемые советским государством культурные традиции общества. Народ, почти полностью неграмотный к началу 20 века стал не только полностью грамотным, но и выдвинул из своей среды культурных развитых и чутких к красоте слова и образа представителей новой интеллигенции.
Неправильность, неграмотность в языке - это не только происхождение и воспитание. Это еще собственная лень и равнодушие к высокому в духовном плане развитию. Презрение к интеллигенции сказалось с приходом перестройки, когда малокультурные люди стали хозяевами жизни, новыми капиталистами. Кроме того свой вклад в разрушение культуры внесла малограмотная, а под час целенаправленно разрушительная реклама.
Это с ее легкой руки молодежь привыкла употреблять слова "баловать" исключительно к себе: "побалуйте себя, любимых". Чем? Тем, что еда стала удовольствием, причем далеко не изысканным, а ширпотребным? Потому что у человека нет иных причин баловать себя, кроме как вкусно поесть?
Да. Менталитет потребителя, готового любое блюдо, синтетически-химического уровня считать удовольствием и приравнивать этот процесс к чему-то истинно важному и значимому воспитывается целенаправленно, и выдает на самом деле нашу нищету, наш низкий социальный уровень, наше нежелание расти духовно, а не потребительски.