Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Церковь и государство

Статья из газеты «Правда» от 05.02.1938 года.
К 20-летию декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Церковь в капиталистических странах является важнейшей составной частью буржуазной государственной машины. Для обеспечения своего господства эксплуататорские классы нуждаются не только в тюрьмах, войске, полиции, жандармерии, но и в религии, в церкви – орудии духовного порабощения трудящихся. Ленин говорил, что «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа».

Без церкви, без религии невозможно было бы господство эксплуататорских классов.

Ни одно важное государственное мероприятие в капиталистических странах не проводится без прямого или косвенного, открытого или скрытого участия церкви: во всё вмешивается церковь, давая благословение самым гнусным антинародным мероприятиям буржуазных правительств. Даже в тех капиталистических странах, где церковь формально отделена от государства, она на деле и здесь является орудием политического господства буржуазии.



В царской России союз церкви и государства был открытым. Господствовавшая православная церковь вмешивалась во все вопросы политической и культурной жизни страны. Церковь и её представители – духовенство являлись самой тёмной, самой мрачной реакционной силой, поддерживавшей палаческую политику царизма. Церковь преследовала малейшие проявления свободной, прогрессивной мысли, насаждая невежество, религиозный фанатизм, изуверство. Открытое безбожие, атеизм считались тягчайшим государственным преступлением.

В старых архивах сохранилось немало судебных приговоров над безбожниками, которых царские слуги называли «богохульниками». Среди «богохульников» было много передовых рабочих и крестьян. Например, в 1899 году судили крестьянина Черняева за то, что он сказал: «У нас бога нет; мы земля и в землю пойдём». В 1902 году судили рабочего Осипова: он сказал: «Святые живут богато, а мы здесь бедствуем… я в бога не верю…» Крестьянина Ясырева судили в 1909 году за следующие слова: «Бога у нас нет, а если есть, то пусть он скинет кандалы; человек не от бога, а от природы». Крестьянин Мельников рассказал незнакомым людям, что «ни бог, ни святые не помогают», а потом «принялся бранить бога и святых его угодников». На Мельникова донесли, и он был арестован. Так царское правительство расправлялось со многими безбожниками.

Царская цензура вместе с церковью запрещала печатать статьи и книги материалистического и атеистического направления. В число запрещённых книг попали прежде всего книги классиков марксизма-ленинизма. В 1915 году запретили печатать книгу Ф.Энгельса «От классического идеализма к диалектическому материализму» по тем мотивам, что «в ней красной нитью проходит намерение автора утвердить в уме читателя материалистические убеждения в ущерб всяким религиозным верованиям». Цензор требовал наложения ареста на книгу Энгельса и судебного преследования по отношению к издательству, согласно 73-й статье уголовного уложения. Такая же участь постигла в 1910 году книгу Энгельса «Анти-Дюринг».

"Безбожник у станка"

Было запрещено печатать философские и научные книги Фейребаха, Лафарга, Дипгена, французских материалистов XVIII века, Сеченова, Геккеля – за «кощунственный» образ мыслей. Труды Дарвина уродовались цензурой, а популяризация его учения была запрещена. Например, брошюра Лунковича «История происхождения растений и животных» была запрещена на том основании, что «Дарвин в ней выставляется как незыблемый авторитет», теория которого «не согласна с догматами православной церкви и может вызвать неудобное толкование в народе». Популярная брошюра Брейтенбаха «Биология в XIX столетии» была запрещена в 1903 году к печати за то, что «в ней доказывается полная несостоятельность библейского учения о сотворении мира». Брошюра Гетчинсона «Автобиография земли» была запрещена из тех соображений, что «имеет материалистическое направление, а потому не соответствует с изложением о сотворении мира по книгам св. писания».

Обер-прокурор синода Победоносцев в одной из своих речей разъяснял, почему церковь и самодержавие считали опасным допускать просвещение в массы. «Всеми мерами следует задерживать просвещение масс, ибо оно научает логически мыслить», – так говорил Победоносцев, боявшийся того, что массы научаться революционно мыслить.

Под прямой реакционной опекой церкви находилась школа: низшая, средняя и высшая. Основным типом начальной школы была так называемая церковно-приходская школа, где хозяином был не учитель, а невежественный поп. Больше половины учебного времени в этих школах уходило на «закон божий», церковное пение и церковно-славянский язык. «Закон божий» был одним из основных предметов и в средней школе.

Школа царской России, как и все школы капиталистических стран, ставили своей целью не просвещение, а оглупление учащихся, растление их душ, воспитание в них духа покорности, раболепия и верноподданничества. В соответствии с этими задачами школы подбирался и состав преподавателей. Подольский архиепископ Иринарх в своём письме в министерство народного просвещения писал: «Лучше иметь в учебных заведениях преподавателей с посредственными способностями и познаниями, но благочестивых, проникнутых духом христианским, нежели весьма учёных, но нечестивых, напитанных началами неверия и вольнодумства».

Именно по этим мотивам царским правительством отстранялись от научной и педагогической деятельности такие великие учёные, как Климентий Аркадьевич Тимирязев.

Ещё в 1905 году Владимир Ильич Ленин в своей статье «Социализм и религия» писал: «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества и не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т.е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в их зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть безусловно уничтожены. Не должно быть никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников… Полное отделение церкви от государства – вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви». (В.И.Ленин, Сочинения, т. VIII, стр. 420).

Только Великая Октябрьская социалистическая революция осуществила эти требования. Буржуазное временное правительство и входившие в него эсеры и меньшевики даже не поставили вопроса об отделении церкви от государства.



При временном правительстве православная церковь оставалась государственной организацией; она возобновила преследование антирелигиозных рисунков, книг, кинокартин, лекций и т.д. Временное правительство разрешило церкви созвать за счёт государственных средств черносотенный поместный собор, который во главе с патриархом Тихоном пытался потом бороться против социалистической революции и декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Один из членов собора даже предлагал объявить в целях срыва декрета поповскую забастовку, что бы понудить верующих выступить против декрета. Но все происки церковников провалились, трудящиеся встретили декрет с чувством огромного удовлетворения.

Декрет превратил церковь из государственной в частную организацию без прав юридического лица, а всё имущество церкви объявил народным достоянием. Контрреволюция смотрела на богатства церкви, как на свою материальную базу в борьбе с Советами, а декрет об отделении церкви от государства выбил эту базу из-под ног контрреволюции.

Пункт 9 декрета говорит об отделении школы от церкви и о недопущении преподавания религиозных учений в учебных заведениях.

Школа впервые из орудия духовного калечения детей, юношества превратилась в могучее средство воспитания всесторонне развитых людей, смелых, отважных, любящих народ и свою родину, граждан честных и правдивых, ненавидящих эксплуататоров, свободных от предрассудков и суеверий, борцов за коммунизм.

В результате отделения церкви от государства, в результате уничтожения эксплуататорских классов и победы социализма корни религии в нашей стране подорваны. Десятки миллионов людей освободились от религиозного дурмана, но религия ещё не отмерла. Религиозные предрассудки живучи и владеют ещё умами многих людей. Попы, муллы, сектантские проповедники и прочие служители культов стремятся использовать религиозные предрассудки некоторых слоёв населения в контрреволюционных целях. Известны вражеские махинации церковников во время выборов в Верховный Совет СССР, их попытки истолковать в контрреволюционном духе соответствующие статьи Сталинской Конституции.

За спиной церковников стоят антисоветские элементы, которые не раз пытались и будут пытаться вредить советскому государству. В Горьковской, Воронежской и в ряде других областей разоблачены группы попов-шпионов, попов-диверсантов, ставивших целью свержение советской власти, но все они приносят вред трудящимся своим реакционным учением. Капиталистическое окружение будет пытаться вредить и пакостить стране социализма всеми средствами, в том числе через служителей религиозных культов. Важнейшая задача всех сознательных граждан, и прежде всего большевиков, состоит в том, чтобы путём систематической антирелигиозной пропаганды помочь верующим освободиться из-под влияния религиозных пережитков.



«Мы, – говорит товарищ Сталин, – ведём пропаганду и будем вести пропаганду против религиозных предрассудков. Законодательство страны таково, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Это дело совести каждого. Именно поэтому и провели мы отделение церкви от государства. Но, проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путём убеждения, путём пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии. Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке». (Сталин, «Вопросы ленинизма», изд. X, стр. 192).

За 20 лет существования советской власти закон от отделения церкви от государства и школы от церкви дал огромные положительные результаты, показав правильность советской политики и в этом вопросе. Только в нашей социалистической стране все трудящиеся, весь народ пользуется действительной, а не формальной, не урезанной свободой совести. Только в нашей стране общественное положение человека не зависит от его религиозных убеждений. Только в СССР обеспечено воспитание всесторонне развитых граждан, свободных от суеверий и предрассудков. Только в стране социализма возможна всесторонняя и беспрепятственная пропаганда научного атеистического мировоззрения – марксизма-ленинизма.

Tags: религия атеизм власть
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Зачем нам подлинное прошлое?

    В Москве снова ломают XVIII век? Приговорен к сносу барочный флигель усадьбы Демидовых. Необъявленные мартовские сносы в…

  • Секреты конспирологии.

    О чём контейнеровоз «Ever Given» предупредил НАТО? ИЛИ СУЭЦКИЙ КАНАЛ ЗАБЛОКИРОВАЛИ ПО УКАЗКЕ США. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КИТАЮ И РОССИИ…

  • Завидное благополучие.

    "Мелом расчерчен асфальт на квадратики" Политик-демократ Митч О'Фаррелл (самохарактеристика в Твиттере: «первый коренной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments