В московском храме Христа Спасителя прошел первый всеобщий съезд российского казачества. Выступая перед атаманами и другими делегатами, патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказался за создание единой организации казачества в стране. Пока что в России более десятка казачьих обществ. По официальным данным, в разных казачьих обществах совокупно насчитывается около 7 млн «сабель».
За бортом создающейся монополии должны оказаться не только самочинные атаманы и станичники, но и все те, кто не исповедует православие. «Я призвал бы всех вас, мои дорогие, в первую очередь сознавать, что без православной веры нет казака, а есть просто человек, одетый в казачью форму», – заявил патриарх. При этом он призвал неправославных людей отказываться от ношения казачьей формы, даже если их к этому «принуждают».
Глава РПЦ одобрительно высказался о праве казаков вне действительной военной и специальной государственной службы носить личное оружие, что не дозволено почти всем другим группам граждан: «Будучи мирными людьми, казаки всегда имеют при себе оружие, дабы в самый опасный момент для страны обнажить свои шашки. Все эти удивительные черты казачьего характера, казачьего устроения жизни сегодня мало-помалу возрождаются». В настоящее время закон в России позволяет носить холодное клинковое оружие, если оно представляет собой часть национального костюма. В иных случаях за появление на публике с шашкой или кинжалом за поясом грозит административная ответственность. В последние годы были попытки ужесточить наказание вплоть до тюремного заключения. При этом участие в казачьих рядах в отличие от национальных сообществ не ограничивается потомками дореволюционных служивых людей. Согласно законодательству, к казачьим сообществам можно присоединиться добровольно, надо лишь разделять их мировоззрение.
«Ваша роль в истории России не сравнима с ролью никакой другой социальной группы» – так объяснил казакам их привилегии патриарх. Он подчеркнул верность этого сословия «Церкви, царю и Отечеству». Казаков, по словам Кирилла, «было невозможно соблазнить пропагандой, которой соблазнялась армия в преддверии трагических событий 100-летней давности». Казаки – «свидетельство особого восприятия русскими людьми своей ответственности пред Богом, пред Церковью, пред народом».
Таким образом, находит свое логическое завершение процесс легитимации казачества как особой культурно-этнической общности. Хотя законодательство не признает за казаками привилегий, которые могут быть восприняты как сословные, и наделяет служивых правами не в ущерб остальным группам населения, но сложно отрицать тот факт, что, когда ты бряцаешь шашкой или помахиваешь нагайкой – ощущение собственной значимости невольно повышается. Мы знаем случаи, когда казаки пускали свои нагайки в ход, например на Кубани, также неоднократно объявлялось о казачьих патрулях в крупных городах Центральной России.
Особость казаков выражается еще и в том, что эти вооруженные мирные люди формально закрепляют свою лояльность одному вероучению из множества религий нашей многонациональной страны. Станичники и сейчас охраняют патриаршие и другие церковные резиденции и объекты, например Данилов монастырь. Свою службу Отечеству, как представляется, эти люди отождествляют с безграничной преданностью Церкви.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что первый в истории всеобщий съезд российских казаков способствует укреплению контроля Церкви над этой гвардией мирных, но вооруженных боевыми клинками людей.
Андрей Мельников,