Привыкли руки к топорам
Городец — сейчас город, а когда-то большое село на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато торговать здесь сам бог велел. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам: что-то же надо было носить на базар. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление из дерева разной бытовой утвари. Когда вокруг такие изобильные леса, за сырьем даже ходить далеко не надо. Из дерева делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами. Но результат этой топорной работы выходил на загляденье. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу, чтобы добро не пропадало, их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение. Из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.
Купила мама коника
И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!
Александр Блок
Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь, между прочим, делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, тягаться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони пронеслись табуном по множеству детских стихов и воспоминаний.
Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. В игрушечные сани, повозки или даже кареты мастера запрягали целые деревянные тройки. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с нагнутой к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было сделать более 30 деталей и просверлить почти 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.
Смешались в кучу кони, люди
В повозки усаживали либо игрушечного кучера, либо других седоков. Они свою родословную вели от старинных кукол-балбешек. Вытесывали их из полукруглых чурбачков (болванок), на передней части которых ножом вырезали лица. Впоследствии изменились и приемы, и сюжеты. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциальной жизни, включая котов и петухов. Делали здесь и наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. Позже, в творчестве отдельных мастеров, городецкая игрушка выходит и вовсе на новый уровень. В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.
Яркое детство, деревянные игрушки
Все же прославила Городец не игрушка, а особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись — это яркие краски, розаны размером с кочан капусты, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Все это многоцветие буйно пылало и на игрушках тоже. Для начала их загрунтовывали — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. После этого сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской (подмалевка). На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. После изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре. В этом был не только художественный, но и коммерческий интерес: чем ярче и затейливей выглядела игрушка, тем легче ее было продать. Однако конкуренцию с готовыми игрушками из магазина городецкие куклы и кони проиграли: сначала промысел подкосили фабричные советские Аленки и паровозы, а китайские пластмассовые Барби и монстры нанесли еще более разрушительный удар. Тем не менее и сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции: здесь делают мебель для кукол и для детсадовцев, игрушечную и настоящую посуду, разного рода сувениры и главное — все тех же знаменитых коней.
Источник
P.S.Деревянная расписная игрушка в конце 19-начале 20 вв стала популярна настолько, что занимались ее изготовлением не только в Городце. У И.Шмелева в его книге-воспоминании "Лето Господне" есть глава, посвященная мастеру-купцу, занимавшегося расписной деревянной игрушкой из Троице-Сергиева Посада. Но не только игрушки делал мастер и его семья, но и возки, так же замечательно расписанные и собранные, как игрушки.
Позднее у нас уже в СССР стали изготовлять даже детскую деревянную расписную мебель. Думаю, некоторые вспомнять замечательные детские стульчики и столики, покрытые яркой причудливой лакированной росписью