Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Мистическая символика имени

Но не только слова могут искажаться по смыслу. Искажается подчас вся картина мира только тем, что власти хотят отказаться от своей истории, от своего прошлого.
Говорят: « Как корабль назовешь, так он и поплывет». Какую картину вокруг ты будешь пытаться воспроизвести, такое будущее будет тебя ждать.
Речь пойдет о мании переименований городов и улиц с целью возвращения им якобы их исторического названия.
Но так ли это? Вся история, вся жизнь человека ежеминутно сталкивается с изменениями, а уж переименований и улиц и городов, вплоть до названий месяцев (революционный календарь Франции) и дней недели (советская шестидневка) история знает немало. И всегда все эти преобразования имеют большой не просто исторический, а мировоззренческий, революционный или контрреволюционный смыл, от которого зависит будущее страны и народа.
Была столицей Руси когда-то православная домостроевская Москва. Потом кипение жизни, движение вперед и жажда обновлений перешли в новую столицу в Петербург. А Москва заснула тихим провинциальным сном архаики, неизменности, устаревших традиций и домостроевского быта.
Революция встряхнула ее, вывела из купеческо-мещанского православного сонного бытия, Все те переименования и перестройки, что происходили в послереволюционную пору, несли свежий ветер жизни и движения.
Насколько интересней и познавательней видеть даже улицу Строителей или Городок метростроевцев, чем бесконечные Кривоколенные переулки, Коровьи Броды, Козицкие, Малые и Большие Козихинские переулки. А уж насколько важны улицы в честь великих людей, создававших культуру и прогресс в России, это ясно даже детям. Не случайно один священник в пылу полемики по поводу переименования питерских улиц, заявил, что любой прохожий хотя бы краем глаза, да видит название улицы. А значит это реклама того или иного события или личности, напоминание о них. И зачем нам напоминание о Ленине или о восстании (ул. Восстания)? Конечно, любой поинтересуется: что за восстание было здесь. Любой захочет узнать, кто такие были Чернышевский или Герцен, Грановский или Войков.
Но вот захочет ли кто-то знать о Мясницкой, Лубянке, Моховой, Охотном ряде, Коровьем броде, Рыбном переулке, Сапожной или Болотной площадях? Все и так ясно. Была когда-то столица купеческой, обывательской, мещанской, и очень богобоязненный православный народ населял ее.
Совсем в духе песенки Антонова: «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…» Только уклон немного иной, не природоведческий, а православно-ритуальный. Пройдусь по Знаменке, сверну на Воздвиженку, перейду на Большую Никитскую, а потом и на Малую, на Новый Арбат и Старый. Вот церковь апостола Филиппа, вот Симеона Столпника, вот Девяти мучеников Кизических, вот Спас на Песках, вот Власий, Большое Вознесение и Малое на Большой Никитской церковь Николы в Кадашах, в Пыжевском переулке ( всего 30 храмов), Климента папы Римского, и далее по названиям икон Божией Матери. А еще церкви Воскресения Словущего в Успенском Вражке, в Кадашах, в Староданиловсоком Среднем переулке , в Брюсовом переулке .
Между прочим, Брюсов переулок был в Советское время ул. А.Неждановой. Якова Брюса, сподвижника Петра 1 православная церковь считала чернокнижником. Казалось бы, зачем в эпоху почитания православия возвращать улице, названной Советской властью в честь великой русской певицы, народной артистки Антонины Неждановой, имя « чернокнижника» Якова Брюса. Его время ушло, его дом остался архитектурным памятником, а Нежданова жила уже в новом советском доме и несла красоту советским людям. Видимо поэтому ее и посчитали менее достойной и важной, чем Я.Брюс, который происходил из знатного шотландского рода. Аристократ, однако, а не советская гражданка, дочь сельского учителя, лояльная советской власти.
Для справки: за уходящий 2017 год в Москве было построено 24 новых храма. Количество храмов и часовен Патриаршей епархии составило 1 154. В Московской епархии находятся 33 монастыря, в которых проживают свыше двух тысяч монахов и послушников. (Что-то темпы роста храмов замедлились. За 2015 год было построено 39 новых храмов. Видимо, и здесь кризис). Но даже в случае замедления роста числа храмов, вполне естественно стремление возвращать улицам дореволюционные названия. Иначе как же нам узнавать какой и в честь каких святых реституирован или восстановлен храм.
Конечно, можно оставить и Солянку, и Сретенку, и Сивцев Вражек, но какое же уныние охватывает от бесконечных Знаменок, Пречистинок, Варварок, Воздвиженок, Богоявленских, Спасских, Духовских, Никольских, Рождественских, Вознесеновских, Власьевских, Афанасьевских, Филипповских, Харитоньевских улиц и переулков. А города и села? Два Борисоглебска,(оказалось мало. Тутаев тоже планируют сделать Борисоглебском). Масса сел Рождественских, Михайловских, Спасских, Успенских, Богородицких и т.д. Фантазия и жизнь проявили себя очень достойно.
Конечно, можно и Советской власти предъявить претензии в повторении одних и тех же имен и событий. Да, так уж устроен человек. Он любит запомнить все самое яркое или нужное и постоянно называть все новое старыми именами. Но тем не менее, смена ориентиров и целей имеют место при любой повторяемости.
А в нашем «новом» мире нет ничего, что знаменовало бы движение во времени, ничего, что знаменовало бы новые идеи и новое строительство, не осталось в столичном городе. Вернулось тихое благолепно-сонное существование 16 века, и видимо, в нем нам и суждено остаться.
Как корабль назовешь… Наш корабль называется не восстановление исторической памяти, а архаика, Домострой и «белые платочки». Нам некуда спешить, нечего строить и не о чем думать. Будущего у нас нет в силу отсутствия подвигов, великого созидательного труда и личностей, думающих о благе народа, а не о собственных счетах в банках и властных кабинетах.
Tags: культура будущее прогресс
Subscribe

  • Здравые мысли

    Томский митрополит: Отделение Церкви от государства — это великое благо для Церкви Митрополит Томский Ростислав (Девятов)…

  • Беседы за чайным столом.

    Недавно за Рождественским столом у неправославных, но тем не менее соблюдающих праздник Рождества Христова, сотрапезников возник…

  • Церковные новости

    Свечи аптечные, церковные Надпись на дверях церковного магазина «Софрино» в Петербурге. И будет вещать на весь город……

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments