Один из первых и главных воспитателей ребенка является детский коллектив, сообщество сверстников, друзей, соседей. На Западе эти социальные регуляторы не были разрушены так стремительно, как у нас. Пожалуй, только Америка подходит для сравнения, но по своим причинам: большой приток людей разных культур, традиций и обычаев и частые смены мест жительства родителями из-за поиска рабочих мест.
У нас ситуация схожая, но причина ее во внезапной социальной разобщенности по имущественному цензу.И при этом полной безответственности богатых, считающих себя людьми высшего уровня, которым все позволено и уверенных, что все в мире делается только за деньги. Хамство, цинизм и безнаказанность - отличительные их качества.
Детям негде общаться, негде свободно воспитывать друг друга. Ведь дети, если их предоставить самим себе, не только воспроизводят привычки и традиции семьи. Они очень обостренно реагируют на справедливость и честность.
Непременное требование: дай честное слово; и непременное возмущение: это нечестно. Но в нынешних условиях родители боятся отпускать детей играть в детских коллективах. На всех детских площадках вы найдете в равной пропорции детей и родителей.
Но ладно бы родители только надзирали за своими детьми, как дореволюционные гувернантки и учили их: не делай так, не говори так - это некультурно, грубо, нетактично.
Увы. Родители теперь не учат своих детей, а охраняют их от других детей с твердой уверенностью, что все дети плохие и ведут себя в ущерб их ребенку. Даже если собственный ребенок сыпет песок в глаза соседу или отбирает у него игрушку, или захватывает на долгое время качели, никому не давая на них покататься, для родителей все равно виноваты все вокруг, но только не их чадо.Если мама обиженного ребенка скажет слово, возникнет скандал, если промолчит, ее ребенок перейдет к таким же ответным действиям и уже он и его мама получат скандал. Что должен чувствовать в таких условиях ребенок? Обостренное чувство справедливости? Нет. Один убеждается, что все позволено и он имеет право ни с кем не считаться, а другой, ощутив обиду от попранной справедливости, начинает ненавидеть и ребенка-соседа и его маму. Пока только внутри себя, а завтра уже и открыто.
И ведь в школе ситуация не меняется. Те родители, которые считали всех детей вокруг плохими априори, потому что эти дети были из обычных семей, продолжают так считать и в школе. Но только к детям присоединяют уже и учителей. Плохие все, кто задевает интересы их ребенка.
Но дети, не смотря на искажения социального равенства и культуры, от природы наделены чуткостью ко злу, несправедливости и лживости. Они это чувствуют на уровне подсознания. Вот и формируются подростки, которые подспудное чувство оскорбленной справедливости выражают через агрессию и насилие.
Кроме того, невозможность детям свободно общаться друг с другом, перемещение игр на открытом воздухе в тренажерные центры, студии детского развития и т.п. лишает детей подвижности и независимого от взрослых поведения друг с другом, копит внутри них энергию и эмоции, которые должны иметь выход в детском общении, но уродливо загнаны во внутрь ребенка.
Можно было строить капитализм вместо социализма, но нельзя было ломать сложившиеся стереотипы и образ жизни взрослых и детей в обществе, навязывая им стремительное разделение на богатых, безнаказанных и наглых, и на бесправных, культурных и бедных.
Наше общество - это абсолютное зло. И никто это зло исправлять не хочет, но только распространяют его на будущее. И первый претендент на главного разрушителя и создателя зла в нашем обществе - это антисоветизм и примкнувшее к нему православие западного образца (РПЦЗ)