Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Эвалюция эрудиции


Зоомагазин Бетховен.

Зоомагазин Немо.
Странно, как у Льюиса Кэрролла : «Что общего у ворона и конторки»?
Что общего у композитора и капитана с животным миром?
Но такой вопрос возникает у людей старше 50 лет. И как в сказке про Алису общее у них есть, но не то, о котором мы думаем.
Это у людей старшего поколения стойкая ассоциация имени Бетховен с великим немецким композитором, написавшим сонату «Аппасионату», которую очень любил Ленин (даже картины художников Светлицкого и Д.А. Налбандяна есть «Ленин слушает «Аппасионату» Бетховена).
А еще при имени Бетховена всплывает 9-я симфония с «Одой к радости» Шиллера в финальной части Эту симфонию композитор создавал уже теряя слух, и дирижировал на премьере почти оглохнув, так что не смог услышать тех восторженных оваций, которые завершили концерт.
Это у старшего поколения имя Немо вызывает в памяти захватывающие романы Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта» и «Таинственный остров», бесстрашного благородного инженера, изобретателя и капитана Немо и его подводную лодку Наутилус.
Отстало от жизни старшее поколение. Его эрудиция слишком уж высококультурная, возвышенная и требующая знаний.
Сейчас времена попроще. И уж, конечно, молодое поколение отлично понимает, почему зоомагазины называются Бетховен и Немо. Потому что никакие это не композиторы и капитаны.
Бетховен – это огромная собака породы сенбернар – герой американского сериала. А Немо – тоже герой, но мультсериала про подводный мир. Немо – маленькая рыбка.
Это для старшего поколения Леонардо, Донателло, Рафаэль, Микеланджело скульпторы и художники эпохи Возрождения. А для молодежи – это черепашки- ниндзя, тоже своего рода таланты и герои, но не в творчестве и созидании, а в мордобое и превращениях, а потому гораздо более интересные молодому поколению , чем какие-то художники.
Вот так и меняются стереотипы, преференции, а с ними эволюционирует и эрудиция.
Как-то в разговоре пришлось упомянуть Гурзуф. Молодое поколение возмутилось: зачем называть место, не сказав, где оно. Пришлось возмутиться и мне: да ведь это рядом с Артеком. Еще совсем недавно в Советском Союзе почти каждый знал и Гурзуф, и Артек. Правда, Артек молодежь знает, по возрожденному статусу и победных реляций на ТВ. А вот того, что Артек и Гурзуф – это один поселок, переходящий в другой,( как когда-то были Хоста и Адлер, ставшие теперь частью без названия большого Сочи), на Крымском полуострове, этого не знает никто.
Зато все знают конфеты Моцарт и мультипликационных монстров-человечков миньонов. А мы когда-то знали композитора Моцарта и шоколад «Миньон» , который делали в царской России и продолжали делать в Советском Союзе.
«Век вывихнут. Век расшатался. Порвалась дней связующая нить. / Как мне обрывки их соединить” Гамлет и Шекспир.
Нам приходится повторять их, но уже совсем в ином контексте. Это уже не личные трагедии, не трагедии власти, любви, ревности и зависти, а трагедии целого поколения, потерявшего не только связь времен, но и свои корни.
Когда-то, несмотря на смены эпох, властей, целей и стремлений, все последующие поколения брали у предыдущих все самое ценное, значимое, возвышающее душу и сердце, брали лучшее из того, что называлось культурой.
Советское время не было исключением. Злопыхатели и антисоветчики навязывают нам воспоминания о репрессия, очередях и дефиците, а мы помним то, как новая власть стремилась дать всем детям самое лучшее, самое высокое образование, как берегла величайшие достижения культуры и с первых классов давала детям образцы высокохудожественного текста в произведениях, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Плещеева, Майкова, Апухтина, исключая из программ даже популярные в то время стихи детских поэтов, и уж тем более неприемлемые модные заумности Хармса или Саши Черного.
Нас учили музыке на примерах великих композиторов, нам давали на внеклассное чтение произведения мировой классической литературы, нас учили рисовать, понимая правила перспективы. Нам проводили экскурсии в музеи изобразительных искусств, а каждая глава в учебнике истории заканчивалась анализом культурных достижений той эпохи, которую изучали. Мы знали Древний мир, и Средние века, Киевскую Русь и Андрея Рублева. Все то, что делает человека способным на понимание происходящего в результате получения всеобъемлющего знания прошлого, стремились развить в детях в Советское время.
Но вот пришла перестройка и вычеркнула из жизни молодого поколения не только советский период, но полностью все то, что являлось времен связующей нитью: мировую культуру.
Правда, в последнее время власть озаботилась внедрить в умы молодого поколения традиции царской России, используя для этого вместо стихов Плещеева «Скучная картина, тучи без конца…» давно забытые стишки вроде тех, что учила моя прабабка: «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда…». Но получается плохо. Прошлое не возвращается, а в новом только и остались , что зоомагазины Бетховен или Немо, да конфеты Моцарт с черепашками-ниндзя, носящими имена Леонардо, Рафаэля, Донателло и Микеланджело, но не рождающих в умах молодежи никаких ассоциаций, кроме мультяшной круговерти.
Кто-то скажет: ностальгия. Кто-то скажет: зачем нам старье, нужно новое.
И те, и другие будут не правы, потому что прогресс – это то же самое, что профессионализм и мастерство в работе. Без накопления опыта поколений в понятиях нравственных, в понимании гармонии и красоты слова, в понимании высоких чувств любви и долга нам очень, очень долго, ох как долго придется брести по пути познания красоты мира и любви друг к другу.
Tags: культура образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments