Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

История Рождества

Православные христиане очень трепетно относятся к своим праздникам. Им очень не нравится, что Новой год предшествует Рождеству и сбивает с пути истины неустойчивых.Но так уж получилось только у нас. До революции, когда старая Россия жила по юлианскому календарю, отставая от Европы на 14 дней, Рождество приходилось на 25 декабря. В Европе, перешедшей в 16 веке на новый календарь, Рождество празднуется 25 декабря, т.е. как и положено, раньше Нового года.

Но если быть объективно честным исследователем, то Рождество Христово в первые века не праздновалось 25 декабря, и вообще, отдельным праздником не было.
Ранние христиане не знали этого праздника, не отмечали его. Это, в частности, говорит о том, что в первые века христиане не знали даты рождения Христа.
Первые христиане в апостольские времена отмечали иудейские праздники наравне со всеми иудеями.Апостолы и их преемники из иудеев также как сам Христос участвовали в иудейских праздниках и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в субботу Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан тягостное бремя Закона, которое лежало на иудейских праздниках (Рим. 14:5; Гал. 4:9-11).
В следующие два века в у христиан формируется богословское понятие праздника и появляются первые праздники.
Только в III веке христиане стали отмечать 6 января праздник Богоявления или Крещения Господа Иисуса Христа.
«Ныне же другое деяние Христово и другое таинство <…>, — восклицает святой Григорий Богослов в праздник Богоявления. — Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдём и мы с Ним, чтобы с ним выйти!..».
И примерно в это же время вместе с праздником Богоявления стали отмечать и Рождество Спасителя.
Но в связи с тем, что языческие обряды и праздники продолжали существовать и отмечаться людьми по всей Римской империи, в церкви возникла необходимость заменить их на христианские. И по этой причине Рождество стали отделять от Богоявления в особый праздник.
Так в 354 г. христианская церковь официально установила празднование рождества Христова 25 декабря каждого года, а 6 января верующие продолжали праздновать Крещение или Богоявление. Перенесения даты празднования Рождества имело свои причины. 25 декабря по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры. Христианству стоило больших трудов вытеснить этот праздник из быта и сознания людей. В этом помогло им перенесение празднования Рождества Христова на тот самый день, когда народ отмечал рождение Митры.
Что же касается того, что в России Рождество Христово приходится на 7 января, а Новый год на 1 января, т.е. по православному канону в пост, что усугубляет ненависть христианских ортодоксов к гражданскому Новому голу и они готовы клеймить его на все лады, так причина в их собственном фанатичном упрямстве. Они никак не хотят перейти на григорианский стиль, утверждая, что верен только Юлианский. И по Григорианскому календарю они никогда не смогут точно определить Пасху.
С одной стороны логика требует осознания того, что коль скоро 25 декабря является днем солнцеворота,(именно эти астрономические явления играли в древности определяющую роль в признании тех или иных дней днями возрождения природы-матери, рождения бога-солнца и т.п.), то григорианский календарь сохраняет эту закономерность и принятое в 4 веке 25 декабря за дату рождения Христа, вытеснив культ Митры, то нынешнее 7 января уже не соответсвует этой концепции. В умах православных важен уже только календарь, а не значение астрономических дат. Вот и не желают они отказаться от старого стиля.

Но их упрямство непонятно и еще по другой причине. Никто не знает точно ни год Его рождения, ни день, ни год смерти и число. Все эти даты чисто условные поздние расчеты. И главное, все даты приняты и рассчитаны римской церковью.
Особенно интенсивно работали над проблемой установления года рождения Христа Секст Юлий Африканский (III в.), александрийцы Панодор и Анниан (IV--V вв.), Дионисий Малый (VI в.) и другие исследователи
В конце концов христианской церковью была принята дата, полученная папским архивариусом Дионисием Малым в 525 г. Согласно его расчетам, Христос родился в 1 г. н.э. Но и эта дата была подвергнута сомнению со стороны Восточной православной церкви. Относительно года рождения Христа споры в Константинополе не утихали вплоть до XVI в. Тем не менее, дата Дионисия уже в VIII--IX вв. получила широкое хождение в Западной Европе, утвердилась во многих государствах и получила одобрение со стороны римских первосвященников [, с. 327--328, 331--332]. Многие народы мира в настоящее время ведут летосчисление от даты, выведенной Дионисием Малым, хотя некоторые специалисты-историки и считают ее ошибочной.
Дионисий Малый утверждал, что Христос воскрес 25 марта 31 г., а следовательно, был распят 23 марта. Ученые предполагают, что Дионисий, устанавливая эту дату, опирался на широко распространенное предание, согласно которому Христос пострадал на кресте на 31-м году жизни. Та же дата воскресения Христа пропагандировалась византийской "Пасхальной хроникой" VII в. и рядом византийских историков церкви [9, с. 332-335; 1, s.273]. ,
Современные исследователи скептически относятся к попыткам установления даты распятия Иисуса Христа. Так, выдающийся специалист в области хронологии древнего мира профессор Колумбийского университета Э.Бикерман с горечью заметил: "... официальный "непогрешимый" календарь Иерусалимского храма уже в I в. до н.э. использовался с исправлениями. Поэтому невозможно вывести по какой-либо календарной схеме ни дату последней Пасхи Христа, ни дату распятия (фактически во всем Новом Завете нет ни одной календарной даты: дня, месяца или хотя бы названия месяца)" [, с. 22].

Если подходить к вопросу календарных дат, то обилие разночтений и разницы в выведении дат рождения, смерти и воскресения Христа, не должно было бы превращать в камень преткновения смену календаря юлианского на григорианский. Но постольку поскольку менталитет православных очень схож с менталитетом иудейских талмудистов, то юлианский календарь превратился в их понимании в некий магический сакральный атрибут, изменить который никак нельзя.
С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
Иными словами, для религиозного православного менталитета высшей мерой святости стал сам календарь. Именно календарные страсти и превращают наши праздники в постоянные столкновения верующих и светских граждан, заставляют первых яростно ненавидеть новогодние праздники и сулить всем страшные кары за нарушение поста и святости Рождества.

Вот и будем мы вечно сталкиваться лбами в решении прав светских и церковных праздников. Интересно только узнать, какой выход найдет наша власть, когда обяжет всех граждан изучать Закон Божий и записываться в православные. Изменит ли официальный григорианский стиль на старый церковный юлианский или уломает ортодоксов смириться с переходом церкви на новый календарь.
Есть, правда еще один выход: запретить празднование Нового года как когда-то запрещали языческие праздники и отдать под суд ослушников по статье за оскорбление чувств верующих. Народ у нас смирный. Вряд ли уж очень сильно будет цепляться за свои праздники.

Вообще, с религией всегда происходят вещи, неподвластные логике. Точных дат нет, в Евангелие - разночтения такие, что ученые анализируют их по сей день и ничего определенного сказать не могут. Но как только вопрос касается изменений в соответствии с новыми данными (новый календарь) или ради усовершенствования и удобства верующих (перевод на русский язык), так начинает проявляться фанатизм и приверженность только к старому устоявшемуся давно принятому.
Именно в этом, т.е. в неизменности и традиционности и заключается особенность религии: ничто нельзя подвергать сомнению и пересмотру.
Наука текуча, стремительна и находится в вечном поиске. Религия неподвижна, правоверна и неизменна.
Это ее свойство спасает человека от сомнений и цинизма на определенных этапах его развития. И все же православие даже позапрошлого века это не нынешнее православие. И чем очевидней изменяемость любого ритуала любой догмы в течение времени, тем больше желающих держаться за старое.
Впрочем, у религии есть еще одна особенность: отсутствие ясности и четкости.
В этом году исполнилось сто лет со дня Фатимского чуда. Кто-то сомневается в том, что Люсия записала третье пророчество, кто-то подозревает в его сочинении Ватикан. Некоторые видят в манипуляциях с посланием теорию заговора.
Но никто не обращает внимания на особенность пророчеств. Ведь если какому-нибудь святому или даже самой Матери Божией пришло желание предостеречь род людской, то почему они неизменно выбирают для этой цели слушателями невежественных крестьян или малых детей, неспособных ни запомнить, ни повторить сказанное.Священнослужители ловко манипулируют этим и говорят, что божьи святые или ангелы выбирают чистых душой, неискушенных. Возможно, но тогда и вероятность адекватного понимания сказанного сводится к долям процента. Более того, святые даже не проявляют заботы о своих слушателях и не пытаются уберечь их от смерти.(лишние свидетели не нужны). На момент первого явления Матери Божией детям из Фатимы было 8, 7 и 5 лет. При последнем явлении, самом важном, когда и были сделаны пророчества им было соответственно 10, 9 и 7 лет. Крестьянские дети пастушки, знавшие только молитвы и не умевшие даже писать. Две девочки, Люсия и ее двоюродная сестра, которым было по 10 и 9 лет, вместе могли бы что-то запомнить. Но через два года умирает Франсишку Марту, а через год - самая младшая Жасинта Марту .
Странные посланницы Божии.
Но только не для верующих. Именно убогость и неспособность на адекватное понимание и являются непременными условиями чуда. Во всяком случае слова наивных детей всегда можно истолковать к своей выгоде.
Религия любит толкования. Чем более смутно, неясно и нелогично, тем больше верующих. Тем тверже убеждаются они в чуде и тем труднее разуму достучаться до их фантазий.
Так и с Новым годом. Никаких явных признаков новой веры.Обычный светский праздник, попавший на свою беду в рождественский пост. Но нужно обязательно отнести его к разряду бесовских и лишних.Это как с 8-м марта, которое почему-то в умах православных стало иудейским. Но чтобы приписывать какие-то мистические религиозные корни тем или иным праздникам, нужно доказать, что те, кто их отмечают, верующие и придают празднику религиозный смысл поклонения тому или иному богу. В противном случае это глупая демагогия.
Что-то мне подсказывает, что не так все просто с религией. Не ее особенности являются ведущими, а способность власть имущих к манипуляциям сознанием простого человека. И религия как ничто иное подходит для этой роли лучше всего.
Tags: религия наука атеизм
Subscribe

  • Вакцина раздора.

    "Наука и религия не противоречат друг другу, напротив – дополняют." Академик Раушенбах. А теперь посмотрим, так ли это на самом деле, что есть…

  • Майкл Фарадей новый Иисус нашей эпохи.

    Олег Ростовсский Вы никогда не задумывались, как же велико наше невежество? И что такое наука, по сравнению с религией. Тут…

  • Православие и "научные истины".

    Дрожжеборчество: можно ли использовать дрожжевые просфоры В последнее время в сети Интернет появился ряд публикаций,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments