Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Новогодние праздники и православные наставления.

Очень любят у нас на новогодние праздники показывать фильм Рязанова «Ирония судьбы или…» Но вот «Карнавальная ночь» не пользуется популярностью у прокатчиков.
Как-то странно, Э.Рязанов и тут, и там. Но вот почитаешь в последнее время наших национал -патриотов особенно православной ориентации и поймешь, что фильмы-то очень и очень разные. Потеряться в однотипных кварталах однотипных городов – это сказочная феерия на все времена и для всех народов. А вот найти начальство, пекущееся о нравственности и об отдыхе народа можно только в определенный период, когда умственная ограниченность и дурно понятый патриотизм превращают человека в фанатика-бюрократа или фанатика- фарисея.
Пришел Новый год, а с ним и оживление среди православных ортодоксов. Вот пишет один очень строгий православный христианин:
«В преддверии столь достославного «праздника» мы считаем нужным обратиться к теме празднования языческого «нового года» с христианской точки зрения. Повышенное внимание к этому вопросу происходит с нашей стороны потому, что нет у нашего народа «праздника» более скотского, пьяного, блудливого, наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью. Каждое отмечание «нового года» есть начало, когда через духовную распущенность призывается идоложертвенным образом Сатана, и всяческими непотребствами ему приносится скверная, беззаконная и богомерзкая жертва. Люди, скачущие вокруг неведомого древа хвойной породы, становятся соучастниками сатанинского спектакля, превращаясь в сатанинские сосуды. Несть числа пьянству, сквернословию и всяческим кощунам, которые люди попускают себе. Все это похабно-скотское действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского поста и ожидания воплощения Бога Слова.
Многим христианам этот праздник кажется безобидным, подумаешь, празднуют встречу «нового года», ну елочку нарядим, ничего страшного. Красиво ведь — лампочки там всякие мерцают, гирлянды переливаются, да и вообще вокруг такая восторженность и душевная легкость, а вы тут лезете со своими поучениями и запретами».

И дальше повествователь-воспитатель заводит нас в дальние времена и начинает от яиц Леды стращать древними языческими культами, страшными языческими богами в его понимании прообразами Сатаны или даже его служителями.
И украшать ель-то грех, и дед Мороз - мрак и смерть. Слово «Мороз» в языческой мифологии связано с мраком, холодом и смертью (отсюда выражение — «смертельный холод»). Его имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и т.д. Украшение деревьев — древний и архаичный языческий обычай, сохранившийся до наших времен среди различных народов мира. В христианской традиции «мировое древо», символизирующее видимый универсум, имеет аналогию с библейским древом «добра и зла».
«Мороз» — активная (мужская) сторона божества, его пассивная (женская) воплощенная сторона обозначалась «снегурочкой», или в подлинной славяно-русской мифологии богиней Мораной (Мореной, Мараной). Вспомним Йоулупукки и его жену Муори. Её тоже объединяют с темнотой, морозом и смертью.
Вот какие страсти описывает умный дядя. Это вам не доклад товарища Огурцова о достижениях его Дома культуры. Но сути это не меняет. Тот же доклад «коротенечко, минут на сорок», с цифрами и этнографическо-богословскими изысканиями.
И вот ведь удивительным образом соединяются Огурцов и писатель старообрядец беспоповец в заключительной части: веселье безыдейное и радость жизни не нужны ни советским гражданам, ни православным христианам.
Вы, собственно, соображаете, что вы делаете?
— Я не понимаю!
— Вижу, что не понимаете, что это такое?
— Ноги!
— Это я понимаю! Вот, вы, где работаете?
— Экономистом!
— И много вы встречали экономистов в таком виде? Вы что на пляж пришли? Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Короче, дело ясное, костюмы надо заменить, ноги изолировать.
«Человек в язычестве — раб своей плоти, своей короткой жизни, после которой он может превратиться в букашку или слизняка. Христианство показывает путь человеку из мертвенного века, освобождает его от принадлежности только плоти, плотскому житию.»
И поэтому, дорогие мои читатели, давайте поститься, каяться, посыпать голову пеплом и не помышлять о радостях плоти.
Христианство, ограничивая сознательные и подсознательные «звериные» инстинкты через строгие правила жизни — пост, молитву, воздержание, тем самым дает человеку подлинную свободу. По-настоящему свободен не человек, позволяющий себе все свои желания, а человек, превзошедший их. С помощью разгула и священных алкогольных и наркотических напитков можно только на время получить «свободу» — свободу фантома, призрака, иллюзии, за которые нужно будет расплачиваться в этой жизни и будущей.»
«Что это ваша музыка дает? А надо, чтобы музыка давала, надо, чтобы музыка брала, надо, чтобы вела, и в то же время не уводила. А у вас что получается: А и Б сидели на трубе. Подберите сурьезный репертуар».

А вы, несознательные граждане, хотите веселиться и наряжать елку на радость детям и взрослым, видеть в деде Морозе не древнего языческого бога, а краснощекого красноносого дедушку с подарками.
Вот только как-то не по делу обошел наш проповедник европейского Санту. Может быть , если заменим деда Мороза на Санта Клауса, то и про язычество и сатану забудем? Все-таки Санта Клаус это святой Николай. Как-то несерьезно его подозревать в сатанизме. Или спасаться постом, молитвой и покаянием нужно только русским православным, а остальные свободны в радости и веселье?
Один и тот же менталитет Сованароллы: запретить, уничтожить, не дать радоваться жизни, а возможно, и даже вообще жить.
Но если с бюрократом Огурцовым дело обстояло довольно просто: сняли с должности, перевели на другой объект и все. Цензура и худсовет уместны там, где свобода творчества не превращает произведение в халтуру и откровенную пошлость.
Но совсем иное религиозный подход к жизни. Здесь цензурой не поможешь. Здесь глубинное, на уровне мировоззрения непонимание жизни на современном ее этапе.
Да, большинство праздников родилось из религиозных традиций магии, заклинания, жертвоприношения. Но прогресс и научное познание мира освободили человека от страха перед богами. Но они не освободили человека от потребности радоваться, наслаждаться жизнью, пользоваться этим даром без страха и сожаления.
Давно уже праздники потеряли связь с религией, с жертвоприношениями, заклинаниями и магическими ритуалами.
Навязывать современному человеку архаичные религиозные представления о Морозе, мужском и женском начале, о древе познания «добра и зла» - это возвращать человека в область суеверий, невежества и мрачного фанатизма.
Цивилизационное значение праздника состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями. При этом праздники являются не только религиозными сакральными действами, связанными с религией. Праздники имеют следующее деление:
1. В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного(исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей.
2. День торжества в память какого–нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемыйпубличными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.
3. Официально установленный общий день отдыха по таким – то дням, противоположность будням.
4. Веселье, бал, устраиваемый кем–ни будь
5. День массовых игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.
6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким–нибудь важным, принятым событием (окончание школы, вуза, защита диссертации и т.п.)
Филиппики старообрядца в адрес Нового года тем более не имеют под собой никакой жуткой мракобесной основы, начало нового года было утверждено на 1 января не по ритуальным соображениям, а чисто указным порядком.
В Древнем Риме Новый год праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н.э.), которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. (Кстати, календарь (латинское calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.) Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р.Х. Но поскольку в древности все старались соединить с богом или богами, то возникший Новый год как чисто юридический рубеж в налогообложении соединили с праздником в честь бога Януса. Первый месяц года «январь» своё название получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперёд к новому. И отмечали этот день весельем и богатым пиршенством. Вот эти остатки язычества и остались в памяти людей: праздник – это веселье и пир.
Так оно и пошло дальше. Никому сейчас и в голову не приходят ни Юлий Цезарь, ни двуликий Янус. Вот только календы остались в экономике, как начало нового налогооблагаемого периода.
И какое отношение вся эта историческая традиция имеет к сатане? Исключительно такое же как в басне из той же «Карнавальной ночи».

Tags: религия запреты ритуал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments