Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Санта Клаус и Дед Мороз

Санта Клаус
Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы). Все эти персонажи одинаковы в одном, они приносят подарки на Рождество и Новый год.


Прообразом Санта Клауса является христианский святой III века Николай. У нас Святой Николай известен как Николай Чудотворец. Знаменит он тем, что всю свою жизнь посвятил помощи людям.

На протяжении веков образ Санты менялся и под влиянием различных социальных, политических и религиозных факторов, Санта из степенного святого трансформировался в забавного развеселого толстяка в гномском колпаке.

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Деда Мороза складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, рукавицы и мешок с подарками.

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково – Святой Николай.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме – с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру. Через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями – волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, – без подарков опять обойтись было невозможно.

А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус.

Сегодняшний Санта Клаус – совместное детище голландцев, американцев и англичан. Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.


Однако тот образ Санта Клауса, который мы сегодня знаем – это целиком и полностью продукт имиджмейкеров Кока-Колы. В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она немного «модернизировала» знакомый всем облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом – в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы, естественно. Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками.

Дед Мороз

Дед Мороз – это никак не производное от святителя Николая, или от Санта Клауса, это совершенно отдельная традиция, тоже фольклорная, тоже народная. Причем довольно устойчивая. Ещё с незапамятных времён на Руси сохранялись мифы и сказки о боге Зимы Морозе Красном или Синем носе, Студенце, Карачуне, который и перевоплотился в Деда Мороза. В славянской мифологии и восточно-славянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. Сказочный Морозко одаривает невинно гонимую падчерицу богатством за её «правильные» ответы на вопрос, тепло ли ей или холодно; он же губит дочерей злой мачехи, которые проклинают лютый холод (сказка «Морозко»).

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. И никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века при Александре II, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. Однако эти попытки на Руси не прижились.

Во второй пололвине XIX века в русском фольклоре появляется Снегурочка, как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички. А в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», которая имела громадный успех.



В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвёргся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка. Однако в канун 1936 года было официально разрешено празднование Нового года. 31 декабря 1935 прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. На ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях.

Много различий у Санты Клауса и Деда Мороза в облике и в поведении. Санта Клаус представляется толстяком в короткой шубке, смешных башмаках и колпаке, на носу у него очки, а иногда он курит трубку. Посоха у него нет, зато он ездит на санях, запряженных оленями. Сопровождают его эльфы – персонажи языческих европейских легенд.

Санта-Клаус

Наш Дед Мороз строже. Он высок, статен, носит длинную шубу красного, синего или белого цвета, в руках у него посох, а на голове шапка. У него длинная седая борода, никаких очков и трубок. Разъезжает он по свету на тройке лошадей. Обязательной спутницей Деда Мороза является Снегурочка.


Дед Мороз
Tags: история и культура
Subscribe

  • Какие книги читали пионеры в 1930-е годы

    1920-е и 1930-е годы стали периодом становления СССР. Одновременно с подъемом экономики страны проводилась активная…

  • Лакомства из детства

    Попробуйте сейчас спросить у современного ребенка: «Будешь батон с сахаром?» Он наверняка посмотрит на вас как на мамонта и…

  • Простые радости

    Гаджеты... Любой современный человек уже не мыслит без них своего существования. Карманы пухнут от смартфонов, КПК и палмов и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments