Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?


Вавилонский Новый год

Новый год — один из древнейших светских праздников, который в разных странах отмечают по-разному, причем не всегда в одно и то же время. Его история уходит в глубокую древность. В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. В Египте это празднество связывалось с разливами Нила. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь ввёл в Древнем Риме новый календарь, по которому началом Нового года считалось 1 января. В Византии этот же праздник отмечали 25 марта, а в Китае начало новогоднего цикла празднуется во второй половине зимы. Для китайцев Новый год — один из важнейших праздников (его даже отмечают в течение 15 дней). Дата наступления Нового года рассчитывается в соответствии с лунным календарем и обычно выпадает на промежуток от 17 января до 19 февраля. У евреев празднование Нового года совпадает с месяцем тишрей, который начинается в сентябре или октябре. Праздник называется Рош-га-Шана и, по традиции, посвящен годовщине сотворения мира. Мусульмане же приближение Нового года празднуют 21 марта.

Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто некоторые племена считали, сколько они прожили зим, другие считали вёсны.

По мнению ученых, традиция праздновать Новый год зародилась в Древней Месопотамии 5 тысяч лет назад. Новый год у вавилонян начинался с месяца ниссан (совпадавший с днём весеннего равноденствия) и был установлен в честь верховного бога Мардука (бог-покровитель города Вавилона). Потом эту праздничную традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам. В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня и был установлен в честь бога виноделия Диониса. В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила — в ночь с 19 на 20 июля. Появление на небосклоне самой яркой звезды — Сириуса, означало наступление Нового года.

В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н.э.), которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. (Кстати, календарь (латинское calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.) Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р.Х. Первый месяц года «январь» своё название получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперёд к новому.

Новый год у римлян. Празднование
В 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью.

В 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира. Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан. Новое летоисчисление было принято Церковью при императоре Карле Великом (742 — 814).

В 1582 году папа Римский Григорий XIII решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый,«григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.



Новый год на Руси

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.

В 988 году Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошло в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет днейс пятницы 1 марта 5508 года до Р.Х. Чтобы ответить на вопрос, какой сейчас год по «вечному» византийскому календарю «от сотворения мира», нужно для всех дней, начиная с 1 марта, прибавлять к номеру года от Р.Х. число 5508: 2011+5508=7519.

Обращает на себя внимание, что первый день византийского календаря – пятница – есть в то же время и день грехопадения Адама. Этот день всегда будет напоминать о Кресте, который Господь добровольно принял в Великий пяток ради восстановления падшего Адама. День грехопадения есть шестой от сотворения мира. Значит, первый день творения является воскресеньем. Мы видим, что византийские хронологи присваивали имена дням седмицы ранее первого дня календаря. Этим было выражено церковное представление о первичности библейского седмичного круга дней по отношению к другим календарным ритмам. Здесь есть и указание, что, независимо от числа на календаре, следует помнить о воскресенье, среде и пятнице — всегда особых днях для каждого православного человека. Подчеркнем, что византийский календарь сохраняет непрерывный счет седмиц с самого первого дня.

Отрезок от начала календаря до Рождества Христова — 5,5 тысяч лет — указывает на срок от сотворения мира до грехопадения Адама — 5,5 библейских дней. Эта симметрия, заложенная в календарь его создателями, также имеет важнейшее смысловое значение.

До XV века на Руси Новый год начинался с 1 марта (до 1492 года). По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже крестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны.

С XV века дату празднования Нового года приурочили к началу сбора урожая и перенесли Новый год на сентябрь. Великий князь Иоанн lll в 1492 году утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Петр I не только назначил новую дату Нового года, но и ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова.


Одним росчерком пера царя-реформатора 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по Рождеству Христову. Царским указом было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах". Известный сподвижник царствования Великого Государя, архиепископ Новгорода и Великих Лук, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения этой перемены спрашивал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Божиих": "Что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?" Далее, кратко, с большим учёным авторитетом, он разъяснял: "От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший".

Первое время стали отмечать новолетие дважды в год: по старинке – в сентябре и по указу Петра I – в январе.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было: "по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класт, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же". Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....


Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём, на который перешла Советская Россия. Для православных людей это привело к большой путанице...


В 20-е гг. Советская власть пошла ещё дальше и запретила все праздники, как буржуазные пережитки прошлого. Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего 6 лет. Вскоре стало ясно, что неинтересно жить без Нового года. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года.Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом. Так вместе с ёлкой и замечательной традицией дарить подарки Новый год вернулся в жизнь советских людей.

Новогодняя ёлка

Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?

Новый год как праздник не мыслим без некоторых атрибутов. Одним из них является новогодняя ёлка. Стоит отметить что до 1916 года она называлась рождественской. В 1916 её переименовали в новогоднюю, однако ее цель была все той же, быть символом зимнего веселья.

Традиция украшать на Новый год елку пришла к нам из Германии. По преданию, первые ёлки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Хвойная красавица появилась в Германии, как символ победы над языческим дубом Одина. По легенде, после того, как дерево верховного германо-скандинавского бога было срублено, из него проросла пихта. Которая по месту заменялась либо сосной, либо елью и отождествилась с Рождеством.

Однако первые наряженные ёлки именно под Рождество появились в XVI веке в Эльзасе (Франция). Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Этот приятный обычай скоро распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

У нас первая ёлка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли на трактирах круглый год — отсюда пошло их название — «елки-палки».

Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в России только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной – в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей – сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с «Вифлеемской звездой» на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточню: на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников. Собственно, как оно и должно быть.

Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?

В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с царским режимом. Как символ Рождества, ёлку даже запретили на целых 17 (!) лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник – естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… С 1949 года этот день сделали нерабочим.
Tags: история и культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments