Школа СССР
70-е годы прошлого столетия. Мне 12 лет, я возвращаюсь из школы, настроение у меня замечательное. Во-первых, сегодня в моем дневнике только хорошие оценки, во-вторых, сегодня вторник. Это значит, что сегодня я получу очередной номер газеты «Пионерская правда».
Вприпрыжку поднимаюсь по ступенькам к новеньким почтовым ящикам, предвкушая удовольствие. И, о счастье, вот он, пахнущий свежей типографской краской , номер «Пионерки». Так, а это что? Непривычный конверт, явно заграничный, вон сколько на нем марок. Даже запах у него «не нашенский». Обратный адрес написан не внизу, а вверху. Болгария, город Плевен, Иванка Стоянова. Вот так, теперь и у меня будет подружка из НРБ, с которой мы будем переписываться, обмениваться новостями своих пионерских организаций, девчоночьими секретами.
С такими сокровищами в руках я бодро звоню в новенький звонок нашей новой квартиры в панельной пятиэтажке и уединяюсь в своей собственной комнате. Как мы были счастливы, получив в 1966 году з-х комнатную квартиру в, как их теперь презрительно называют, «хрущовке». Три года мы жили на съемной частной квартире, где шаг влево, шаг вправо на хозяйскую территорию, считался тяжким преступлением. Переехав в новую квартиру, мы оказались среди таких же счастливчиков.
Школа в СССР.
Новенькая школа в 3 этажа, актовый и спортзал, столовая, школьная библиотека, кабинет домоводства, слесарные и швейные мастерские, огромная раздевалка, туалетные комнаты на каждом этаже, кабинет иностранного языка. После небольшой восьмилетки, которую мы с братом посещали до переезда, это было что-то великолепное. Кстати, эти проекты очень удачные, молодец архитектор! Такие школы до сих пор стоят целые и невредимые.
Столкнувшись с организацией современного образования на примере собственных внуков, я понимаю, что нам, в нашем советском детстве, были предоставлены неограниченные возможности для получения отличного образования, причем, бесплатно. Другое дело, что не все мы этим воспользовались в должной мере.
Кабинет иностранного языка был оснащен лингафонной аппаратурой. Учителя были знающие, требовательные. Добивались от нас правильного произношения не за дополнительную оплату, а потому, что так требовала их совесть!
Кабинет домоводства был оформлен как современная для того времени кухня и столовая. Наш преподаватель Александра Ивановна, сама была, очевидно, прекрасной хозяйкой. Ведь она сумела увлечь готовкой самых нерадивых девчонок и ненавязчиво прививала нам уроки аккуратности, чистоплотности. Всегда жизнерадостная, подтянутая, в накрахмаленном фартучке, с маникюром она была примером домашней хозяйки, которая любит своих близких и всячески старается сделать их быт комфортным. Я ей очень благодарна, мне ее уроки очень пригодились в жизни.
А как великолепно был оснащен спортивный зал! Весь спортивный инвентарь, необходимый для физического развития, в нашем школьном спортзале был. Мы играли в баскетбол, лазали по канату, прыгали через, лично для меня ненавистного , «козла». Школьный стадион был оборудован для занятий на свежем воздухе, а не для выгула собак, как сейчас.
И, самое ценное, наши родители не платили за это ни копейки!
Я не называю это ностальгией, а простой констатацией фактов, сравнивая свои школьные годы и своих внуков. У меня такое впечатление, что я оказалась в королевстве кривых зеркал, которые невозможно исправить.