Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Как могло бы быть на Великом Соборе. О постах.

28 май, 2016 в 22:20

Скобей Г. На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви // ЖМП 1972, № 4

IV Всеправославное Совещание в Женеве 8—15 июля 1968 года рассмотрело ряд вопросов общеправославного характера и значения.
Комиссия на первом собрании рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами. Согласно решению IV Всеправославного Совещания, Поместными Православными Церквами были разработаны следующие темы:

1. Об источниках Божественного Откровения (Константинопольский Патриархат).

2. Более полное участие мирян в богослужебной и прочей жизни Церкви. (Болгарский Патриархат).

3. Согласование церковных правил о посте с требованиями современной жизни. (Сербский Патриархат).

4. Препятствия к браку. Изучение современной практики Поместных Церквей и их церковного судопроизводства и выработка по возможности единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви. (Московский Патриархат и Элладская Церковь).

5. Календарная проблема. Ее изучение в свете решений Первого Вселенского Собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе. (Московский Патриархат и Элладская Церковь).

6. Икономия в Православной Церкви (Румынский Патриархат)
( Свернуть )


Доклады на эти темы были представлены главами делегаций Церквей, на которые было возложено их изучение. Выступавшие изложили вкратце содержание докладов и ознакомили собравшихся с конкретными выводами и предложениями своих Церквей.

Межправославная комиссия, изучив представленные Поместными Церквами доклады, на их основе, на основе отзывов Церквей и после серьезной и продолжительной дискуссии составила соответствующие документы, которые после изучения всеми Поместными Православными Церквами будут представлены на суждение и утверждение Первому Предсоборному Всеправославному Совещанию.



3. Документ «Согласование церковных правил о посте с требованиями современной жизни» составлен на основе доклада Сербской Церкви, отзывов на него Кипрской, Польской и Чехословацкой Церквей и мнений членов Комиссии.
В документе говорится, что пост является древнейшим обычаем, встречающимся почти у всех народов на протяжении истории. У некоторых народов был известен пост в знак печали или во время подготовления к большим религиозным праздникам. Как религиозно-мистическое законоположение, пост имел место в дохристианских религиях. Он считался не только средством очищения души, но применялся и в целях укрепления телесного здоровья, тем более, что жрецы некоторых религий, в Египте, например, одновременно были и врачами. Моисеев закон сначала налагал на иудеев только однодневный всенародный пост один раз в году (Лев. 16, 29 и 31, ср. 23, 27), но после Вавилонского плена дни поста у иудеев увеличились (Иоил. 2, 15 и 17, ср. Иона 3, 5—8 и др.). Во время поста иудеи совершали покаяние, уменьшали прием пищи и делали разные другие ограничения.

Во времена Иисуса Христа иудеи соблюдали посты, особенно фарисеи, которые постились по понедельникам и четвергам. Иисус Христос не упразднил поста, но освятил его, постившись Сам 40 дней в пустыне перед началом общественного служения (Мф. 4, 1—2). Своим ученикам Иисус Христос дал заповедь, как подобает поститься (Мф. 6, 16—-18). Во многих местах Нового Завета пост рекомендуется как средство воздержания, духовного упражнения и покаяния (Деян. 9, 9; 13, 2; 14, 23; II Кар. 7, 5).

Поэтому пост существует изначала в христианской Церкви. Первые христиане постились по понедельникам и четвергам, затем — в среду и пятницу («Дидахи», VIII, 1).
В вопросе поста в древней Церкви соблюдался дух свободы («Дйдахи», XII). Предпасхальный пост не был определен ни временем, ни способом: одни постились два дня, другие — 40 часов, третьи — еще иначе. И только в первой половине III века предпасхальный пост увеличился до недели.

По-разному понимался и проводился пост. Одни не употребляли пищи до вечера, другие постились по нескольку дней подряд. В некоторых церковных источниках можно найти сообщения о роде пищи в период поста. Св. Епифаний Кипрский (|403) говорит о сухоядении: хлеб, соль и вода (О вере, 22, 10). Апостольские постановления (IV в.) к сухоядению присоединяют овощи. Церковный историк Сократ (V в.) свидетельствует о различном понимании постной пищи, когда говорит, что в посту одни употребляли в пищу только сухой хлеб, другие — плоды и яйца, третьи присоединяли к этому и рыбу, а иные — и птицу.

Пост перед Пасхой с течением времени увеличивался.
Первый Вселенский Собор в 5-м правиле говорит о 40-дневном посте, хотя во многих местах он продолжался две или при недели или иное количество дней. Даже в более позднее время не было единообразия относительно сроков и способа проведения поста. С VII века в Православной Церкви, которая в основном придерживалась 7-недельного предпасхального поста, к этому была присоединена еще сырная седмица. Мало-помалу Церковь под влиянием монастырей выработала постановления о посте. По Студийскому Уставу предпасхальный пост предписывалось соблюдать с особой строгостью.

Рождественский пост и пост в честь святых апостолов — нынешний Петров пост — поначалу были малодневными, затем, по при¬меру предпасхального поста, были увеличены. Однако большая протяженность поста сохранилась только за Рождественским. Преп. Феюдор Студит (+ 826), говоря о посте, перечисляет предпасхальный, Рождественский, святых апостолов и впервые упоминает пост в честь и память Богородицы — нынешний Успенский пост.

Характерно, что все посты, кроме предпасхального, поначалу были обязательны для соблюдения в смысле продолжительности и способа пощения только для монахов. Затем обязательность поста была распространена и на немонахов — клириков и мирян.

Кроме упомянутых постов, Церкви были известны и другие. Так, в некоторых памятниках IX века упоминаются посты в праздник Воздвижения Креста, в канун Богоявления и другие. Итак, устав о посте в Церкви имел свою историю как в отношении способа пощения и рода постной пищи, так и относительно продолжительности. Наблюдалось постепенное увеличение количества постов и их продолжительности, главным образом под влиянием монастырских уставов.

Независимо от истории развития поста, от взгляда на него в разные времена пост для христиан является важным средством духовного упражнения.

Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви констатировала, что многие верующие не соблюдают всех установлений о посте по условиям современной жизни. Это обязывает сделать пост таким, какой может выполняться современным человекам. Изменение действующих правил о посте на менее строгие и более короткие не противоречит принципу поста. Существовавшие в древней Церкви различия относительно продолжительности поста и рода пищи не ставили под сомнение спасение верующих. В «Дидахи» (VI, 1—3) христиане призываются возложить на себя пост, какой кто может понести: те, которые могут нести все бремя Господа, — пусть это делают и будут совершенными, но кто не может — пусть выполняет, что может.
Право изменения распоряжений о посте и их согласования с требованиями современной жизни принадлежит Святому и Великому Со¬бору Православной Кафолической Церкви.

По вопросу о посте Межправославная комиссия предложила следующее:

1) Все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и желающим из священного клира и благочестивого народа.

2) Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте по причине условий жизни, климата, наличия постной пищи, а также с целью сохранения у народа Божия сознания священного установления поста и воздержания, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься как смягчение поста.

3) Соблюдать пост по средам и пятницам всего года, но с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней с праздниками Воздвижения Креста, Усекновения главы Иоанна Предтечи, кануном Богоявления, а также кроме сред и пятниц Святой четыредесятницы.

4) Оставить в силе распоряжения Устава о пище по средам и пятницам сплошных седмиц. Кроме того, разрешить употребление скоромной пищи во все среды и пятницы периода от Фоминой недели до Вознесения.

5) Сохранить продолжительность поста Святой четыредесятницы в существующем виде, согласно указаниям Устава и распоряжению относительно качества и рода пищи на первой и Страстной седмицах. В остальные дни поста — от второй седмицы до Недели ваий включительно — разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц (см. § 3).

6) Относительно Рождественского поста Комиссия предлагает два варианта:
а) или сократить его до 20 дней, начиная его на следующий день после дня памяти св. великомученицы Варвары (см. указания в Типиконе), и на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме пяти последних дней, или
б) оставить его 40-дневным и разрешить рыбу и растительное масло во все дни, кроме трех первых и трех последних дней, в которые соблюдать строгий пост.

7) Петров пост ограничить восемью днями перед праздником в честь апостолов Петра и Павла, когда между Неделей всех святых и этим праздником случится промежуток времени более восьми дней. На всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла.

8) Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, однако разрешить употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц.

9) Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, если они случатся в
среду или пятницу.



***

Вот такой Собор был бы нужен, а не нынешняя бледная немочь.

P.S. Этот текст А.Кураева я помещаю для того, чтобы люди могли понять действия нынешней РПЦ. К этим действиям нужно присматриваться очень внимательно, ибо они направлены не просто на возрождение Православия в РФ, но на подчинение воли верующих жесткому прессингу. Все разговоры о том, что западная церковь утрачивает позиции и потому идет на уступки светскому обществу, далеки от истины. Церковь западная обращена лицом к обществу и не лишает воли каждого отдельного человека. Поэтому мы не наблюдаем там ни роскоши, ни самолюбования в церковных кругах. У нас же возрожденная РПЦ поняла свою роль как роль надсмотрщика над православными крепостными, вменяя им в обязанность не столько веру, сколько накладывание "бремен неудомоносимых" Мало того, что внедряется повсеместно ОПК, захватываются скверы и детские площадки, еще налицо полное неуважение к собственным прихожанам, обращение с ними как с рабами, навязывание монастырского устава всем обычным мирянам, недопущение к причастию по совершенно надуманным причинам ( не вычитал правило, чаще всего). Можно рассматривать действия РПЦ как попытку сломить волю человека, сделать его послушным рабом. И при этом еще заставить его признать вред знаний и просвещения.
Tags: РПЦ, пост, православие
Subscribe

  • Зачем нам подлинное прошлое?

    В Москве снова ломают XVIII век? Приговорен к сносу барочный флигель усадьбы Демидовых. Необъявленные мартовские сносы в…

  • Секреты конспирологии.

    О чём контейнеровоз «Ever Given» предупредил НАТО? ИЛИ СУЭЦКИЙ КАНАЛ ЗАБЛОКИРОВАЛИ ПО УКАЗКЕ США. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КИТАЮ И РОССИИ…

  • Завидное благополучие.

    "Мелом расчерчен асфальт на квадратики" Политик-демократ Митч О'Фаррелл (самохарактеристика в Твиттере: «первый коренной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments