Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Ремонтировать нельзя выбросить

Автор: lilu

службы быта ссср
Совсем недавно осознала еще одно отличие «тогда» от «сейчас». Ремонт вместо мусорки! Часы у меня поломались. И я с трудом, обегав пол-города, нашла мастерскую в какой-то подворотне. Во времена моего детства такие мастерские были в самых проходных местах. И я помню дяденек-часовщиков, которые с деловым видом надевали странный предмет на глаз – как мне рассказала потом мама – увеличительное стекло, чтобы увидеть мелкие детали в часах. Раньше все часы были механическими и ходили долго и надежно. Но если ломались – их все равно можно было починить. У нас дома было несколько разобранных будильников. Интересные зубчатые колесики на ножке были использованы как юла – очень весело они крутились на ровной поверхности. У нас они назывались «дзыги».

В ателье можно было не только пошить новую одежду, но и починить старую. Настоящая хозяйка знала, как правильно заштопать чулки и перелицевать пальто. Почти в каждом доме была швейная машинка и обязательный набор лоскутков, отрезов, ниток различных цветов. Мужчина считался хозяйственным, если сам и вовремя чинил сантехнику и делал ремонт в квартире. В доме всегда были инструменты — плоскогубцы, молотки, гвозди, проволока на случай прибить-прикрутить-отремонтировать.

Сельский Дом Быта
Мастерские по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств, ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и изготовление мебели, химическая чистка и крашение, ремонт, индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий, ремонт музыкальных инструментов, обуви, пишущих машинок, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин, фотоаппаратуры, холодильников, часов, швейных машин, электроприборов, ювелирных изделий…. Такие мастерские чаще всего были в одном здании – Доме быта.

Служба быта была оборудована специальным технологическим оборудованием. Машины, механизмы и инструмент для предприятий бытового обслуживания изготовляли более 130 заводов.


Также были специализированные технологические институты (в Москве, Владивостоке, Шахтах, Хмельницком) и 28 специализированных техникумов, готовящие кадры для работы в системе бытового обслуживания. В 1965—75 создана сеть подготовки рабочих массовых профессий для службы быта — 242 профессионально-технические училища.

Автолюбители могли, конечно, обращаться в мастерские, но на то они и любители – все и всегда они делали самостоятельно – монтировали, и демонтировали, смазывали, настраивали, разбирали и собирали. В основном, этому учили мальчиков с детства и дальше – в школе, специализированных кружках и секциях, в ДОСААФЕ. Но были и не любители — они осваивали авто с момента приобретения. Однажды я наблюдала, как солидный мужчина ремонтировал свой Москвич прямо на дороге с книгой в руках. Почему-то мне стало смешно.


В журнале «За рулем» были отличные статьи специалистов – инженеров с советами и наглядными картинками – например, для обладателей мотоциклов Ява и Чезет – как разобрать сцепление, разнять и собрать картер. Также была рубрика «Советы бывалых», где сами читатели делились своим опытом. Но все равно, обязательно были картинки редакции, чтобы читатель понимал, где и что прикручивать или смазывать.

Ремонтировали не только потому, что был дефицит или проблемы с деньгами. Раньше, мне кажется, в предметах было больше души. Люди привязывались к часам, предметам быта. Поэтому, было естественно отнести их к «доктору» и потом опять радоваться, наблюдая, как тикают любимые ходики или щелкает затвором старый Зенит.

Сейчас проще купить новое, чем починить старое. А если это старое любимое? Как тогда? Ищите мастера.
Tags: воспоминания СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments