Как много советского еще осталось в нашем менталитете. Первый пост и был составлен под влиянием этого советского чувства патриотизма. А потом подумалось: а есть ли в наше время патриотизм и что он собой значит?
Казалось бы, так понятно: раз страну унижают не заслужено, шантажируют угрозой запрета на участие в играх, обвиняют в применении допинга, то престиж родины и патриотические чувства к своей стране должны каждого спортсмена отказаться в знак протеста от участия в Олимпиаде, а власти страны – от участия в организации МОК. Но это правильная реакция единого народного государства. И не стоит в этой связи приводить в пример Советский Союз и его принципиальную позицию. Советский Союз был страной- исключением. Он строил социализм, и никакая частная собственность не стояла как главная ценность общества.
И спортсмены, и ученые, и артисты могли рассчитывать на государство, получая все блага от него, а не за участие в чужих проектах.
Но когда в обществе на первом плане стоит не престиж государства и благополучие народа, а собственные интересы ради собственного благополучия и богатства, то не может быть и речи о единстве мнений, целей и путей их достижения.
Нынешние спортсмены имеют полное право принять участие в Олимпиаде под каким угодно флагом, потому что участие в играх это прежде всего их большая материальная выгода, на которую они рассчитывали, к которой они готовились и, лишаясь которой, они не могут не испытывать большого разочарования. И где здесь патриотизм? Разве участвуют в Олимпиаде только ради престижа государства?
Почему ученые, певцы, музыканты имеют право уехать и, не смотря на то, что выучило (до сих пор еще под час бесплатно) и воспитало их Российское государство, отдавать свои способности, талант и умение чужой стране только потому, что там больше платят? Чем спортсмены хуже них?
Вот и возникает вопрос: а может ли существовать патриотизм в условиях капитализма? Могут существовать шовинизм, расизм, фашизм, перекликающийся с национализмом, но не патриотизм.
Только что вышли данные о минимальных зарплатах по регионам. И оказалось, что самые бедные – это наши кавказские республики.
Как так? Ведь именно их представители так возмущают население Москвы и Петербурга. Именно они разъезжают по столицам бывшей и нынешней на самых дорогих джипах, устраивают миллионные свадьбы со стрельбой, скупают дорогие вещи, квартиры, места в вузах и доходные должности. И при всем при том постоянно заявляют о своем национализме и любви к своему народу.
Наивные люди с удивлением спрашивают : откуда у кавказцев деньги? Ведь не все они торгуют на рынках и имеют в собственности рестораны. Ответ довольно очевиден: весь их национализм с патриотизмом – ложь и способ манипуляции сознанием, когда неприглядная истина циничной эксплуатации собственного народа в собственных интересах, прикрывается словами о национальной принадлежности с показной гордостью.
Республики получают от бюджета дотации. Эти дотации распределяются между кланами, составляющими местную власть, и тратятся за пределами республик. А собственная республика и земляки остаются без средств. Никто не собирается модернизировать их экономику, повышать уровень жизни местного населения. Власти предпочитают вывозить собственные семейства в Россию, устраиваться там наилучшим образом, создавая дополнительный ресурс для коррупции, и на виду у русских демонстрировать свой патриотизм и умение жить.
А сами русские делают все то же самое, но только уезжают сами и вывозят своих родных вместе с капиталом, составленным из коррупционных потоков , в Европу или Америку.
И где престиж страны и чувство патриотизма? И при чем здесь страсти по Олимпиаде? Каждый спортсмен имеет право участвовать в Олимпиаде без участия своей страны. Так было раньше.
В 1896 году прошли первые Международные олимпийские игры, которые так понравились мировому сообществу, что стали регулярными и систематическими.
Россия не участвовала в этих играх, да и позднее, ни интереса, ни возможностей у нее не было. Интерес был сугубо частный.
, В стране находились прогрессивные люди, стремящиеся к интернациональному спортивному содружеству. Одним из таких людей оказался генерал армии Алексей Бутовский. Он являлся одним из соучредителей Международного олимпийского комитета, созданного под руководством де Кубертена. Благодаря стараниям Бутовского, уже в 1908 году наша страна имела своих представителей на Олимпиаде, проходившей в Лондоне. Более того, российские спортсмены не только поприсутствовали на новом для них соревновании, но и завоевали призовые места.
Частная инициатива, частное участие. Ну, а теперь – нейтральный флаг. Почему нет?
Вот еще пример. Олимпиаду 1956 года байкотировали Египет, Ирак и Ливан в знак протеста в период Суэцкого кризиса. Тем не менее, трое наездников из Египта приняли участие в соревнованиях по конному спорту, которые состоялись в Швеции на пять месяцев раньше официального старта Олимпиады (из-за введения карантина в Австралии, которая принимала Игры).
Патриотизм и престиж страны в том виде, к которому мы привыкли за годы советской власти, больше не работают. Нужно менять переосмысливать понятия, называя вещи своими именами. Участие в Олимпиаде – большие деньги. Вот ради них и участвуют и государства, и спортсмены. И если государство готово пожертвовать своей прибылью, то спортсмены имеют право ее все-таки получить.Они имеют право доказать, что русские - отличные спортсмены и позволить говорить о них как мы говорим о Сикорском или Шаляпине: они - русские.
Мы должны понять, что понятия " патриотизм" и "государство" имеют очень мало общего. Любить свой народ, свою страну - это не значит любить власть и государство. Народ и власть больше не едины.