Исчезновение рабочего класса в классическом его представлении с одной стороны не означает, что нет больше наемной рабочей силы. Она не только есть. Она все более и более становится массовой. Даже если зарплата офисного служащего превышает зарплату рабочего, он все-таки остается наемным работником. Наличие своего дома-квартиры не переводит наемного работника в разряд собственников на средства производства до тех пор, пока эта квартира-дом не приносят ему доход от их эксплуатации. Иными словами, если человек живет у жены, у тещи и т.п., а свою квартиру сдает и получает доход, то это уже мелкий собственник, утративший свой пролетарский статус.
Другое дело, что эти наемные работники не имеют больше коллективного организующего начала, не имеют общественных интересов и гражданственности. Еще Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Поэтов, как явствует из нашей культурной общественной жизни, уже ни на каком уровне нет. Есть любители, претворяющиеся артистами, и артисты уже не претворяющиеся, а являющиеся по скудости таланта, любителями. А с гражданами совсем плохо. Теперь гражданской позицией является заявить, что Путин наш президент, что Православие – наше все, и что Запад погряз во всех мыслимых и немыслимых грехах. Все остальное сожителей по единой территории Россия, не интересует.
К сожалению, подобная нравственная деградация происходит не только из-за отсутствия высшего или среднего образования. Не из-за пропаганды и манипулирования и фальсификаций научных, культурных и поведенческих знаний и навыков. Беда идет с той стороны, с которой когда-то шло человеческое самосовершенствование и развитие: со стороны труда.
В связи с самосознанием стоит вспомнить те же слова Маркса о том, что труд создал человека. Небольшое наблюдение за нынешней молодежью, особенно за молодыми женщинами, обретшими в лице мужа основу для праздного существования, приводят к очень печальным выводам.
Стоило бы собрать их разговоры, переписку, отражающие менталитет и уровень мыслительных способностей, чтобы понять: без активного стимулирующего и дисциплинирующего труда человек опустится на самый низкий интеллектуальный уровень за весь период своего существования.
Когда-то именно благодаря включению масс в общественно-полезную деятельность, в России была ликвидирована неграмотность, совершены грандиозные перемены в сознании человека, высочайшие достижения в трудовой и научной сфере
Современный российский человек потерял способность к труду, утратил его квалификацию и качество. Нет, большинство трудятся в поте лица, зарабатывая копейки. Но что это за труд? Продавец, официант, офисный служащий. Все те специальности, на которые в советское время шли только те, кто думал о выгодах торговли, бухучета и обслуживания в плане материального заработка и близости к дефициту.
Напрасно думают некоторые, что массовое распространение компьютерной техники, программирования, телефонов и прочих гаждетов повышает интеллектуальный уровень человека и наполняет его знаниями. Собственные восторги родителей по поводу легкости, с которой младенцы постигают компьютерные программы и гаджеты говорит о многом. В частности о том, что для работы в этой сфере не нужно ни способностей, ни таланта, ни широких знаний.
Ведь человека отличает не способность в нужный момент нажать на нужную кнопку, а умение оперировать данными для применения их в общественной жизни, понимания этой жизни и выводов, которые должны приходить на ум при интеллектуальной работе мозга.
Но людей вначале лишили качественного квалифицированного ручного и умственного труда, заменив творчество на обслуживание, а сопереживание на услуги. Теперь идет процесс лишения человека полного развернутого образовательного процесса, заменив его то на комплексное познание сразу всех дисциплин в одной связке, то исключая важные для формирования абстрактного мышления предметы вообще из программы. Попробуйте, вбейте текст любого классика прошлых веков и увидите сплошь зеленые, а подчас и красные линии. Компьютерный мозг не в состоянии принять индивидуальность. Его усредненные умственные программы задействованы на стандарт, серость и безэмоциональность. Ему претит нестандартность и свободомыслие. Где уж тут родиться талантам, если все современные авторы проверены компьютером, а иногда их творения и созданы компьютером.
Люди никогда не отличались активностью в процессе познавательной деятельностей, всегда норовили найти лазейку для бездумного потребительского поглощения информации в виде картинок или цирка. И сейчас эта особенность неразвитого ума, его леность эксплуатируется не только средствами массовой информации, но всякого рода социальными сетями.
Загляните в интернет. Какие записи имеют рейтинг?
«22 миниатюры про кастрацию с полной экспликацией» заняла первое место.
А вот запись о хорошем, но малоизвестном русском художнике Боголюбове Алексее Петровиче вне рейтинга. Даже без лайка. Но если это картины голых дамочек любой эпохи и стиля, то и рейтинг, и лайки обеспечены.
Заголовок массово читаемой записи, навел меня на некоторые воспоминания.
«Понаблюдайте-ка Лаевского, когда он сидит где-нибудь в обществе. Вы заметьте: когда при нем поднимаешь какой-нибудь общий вопрос, например о клеточке или инстинкте, он сидит в стороне, молчит и не слушает; вид у него томный, разочарованный, ничто для него не интересно, всё пошло и ничтожно, но как только вы заговорили о самках и самцах, о том, например, что у пауков самка после оплодотворения съедает самца, — глаза у него загораются любопытством, лицо проясняется и человек оживает, одним словом. Все его мысли, как бы благородны, возвышенны или безразличны они ни были, имеют всегда одну и ту же точку общего схода. Идешь с ним по улице и встречаешь, например, осла... — «Скажите, пожалуйста, — спрашивает, — что произойдет, если случить ослицу с верблюдом?»
Лаевский — довольно несложный организм. Вот его нравственный остов: утром туфли, купанье и кофе, потом до обеда туфли, моцион и разговоры, в два часа туфли, обед и вино, в пять часов купанье, чай и вино, затем винт и лганье, в десять часов ужин и вино, а после полуночи сон и la femme . Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу.
У каждого из нас женщина есть мать, сестра, жена, друг, у Лаевского же она — всё, и притом только любовница. Она, то есть сожительство с ней — счастье и цель его жизни; он весел, грустен, скучен, разочарован — от женщины; жизнь опостылела — женщина виновата; загорелась заря новой жизни, нашлись идеалы — и тут ищи женщину... Удовлетворяют его только те сочинения или картины, где есть женщина. Сидит ли, сердится, пишет, радуется — все сводится к вину, картам, туфлям и женщине.»
Антон Павлович Чехов писал в позапрошлом веке. Проблема изменения пола или однополых браков не тревожила Лаевских того времени. Но от этого тип их не поменялся со временем. Нынешние методы воспитания общества выдают мечту власть предержащих: сделать из всех Лаевских. Особенно преуспели они в воспитании так называемого «среднего класса». Представьте себе работающего, действительно работающего, а думающего, что он работает, человека. Вряд ли захочется ему просматривать «22 миниатюры про кастрацию с полной экспликацией».
Тот же Лаевский, понявший наконец через горький урок, смысл и ценность жизни, вряд ли спросил бы уже у фон Корена: « что произойдет, если случить ослицу с верблюдом?»
Что же должно произойти с нашим народом, чтобы он наконец понял ценность труда и подлинных знаний, и не интересовался звездными скандалами, сплетнями и ворованной роскошью миллионеров.
Сплетни, эротика, скандалы, сказки про богатство депутатов и их особняки. Никто не спрашивает, как они трудятся, какие предложения вносят в Думу, как осуществляют доверенную им избирателями власть. Ничего, о чем бы можно было заявить во всеуслышание, обратиться к электорату того или иного округа. Почему? Да потому что все уже привыкли считать, что в депутаты идут ради государевой казны, что состояния составляют из взяток, откатов и крышевания. Да. Это так. Но ведь эти знания циничные, разлагающие, превращающие самих выборщиков в соучастников этого зла из-за их пассивности, равнодушия, именно из-за полного отсутствия гражданственности. Прочесть компромат на любого публичного человека и согласиться с ним – это не открытая честная позиция. Это очередной рейтинг для пишущего и только.
Позиция большинства в этом вопросе проста: а что мы можем сделать? Стоит ли негодовать, писать, возмущаться и критиковать, если не в наших силах что-либо изменить. Таков ответ, если спросить прямо, а если не спрашивать, то поведение большинства, их интересы и разговоры убеждают в том, что в принципе, они всем довольны.
Можно сходить в фаст фуд, можно посидеть перед телевизором, можно ни к чему не стремиться и ничего не искать. А когда появляется семья, то тут уже не до рассуждений. Либо содержи семью и трудись без мысли и отдыха, либо бросай их и вернись к первоначальному положению. И многие так и поступают.
Проблемы семьи не в морально-религиозных проповедях, а в экономическом положении и культурно - интеллектуальном состоянии общества.
В 19 в. М.Ю. Лермонтов написал:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
..............................
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Почему же вновь мы можем читать эти строки, так, будто написаны они для нас? А потому что мы вернулись волей или неволей в тот мир, из которого так стремились вырваться наши прадеды в 1917 году.
Порочный дух рабства, алчности и нетерпимости к свободомыслию, таившийся под спудом 70 лет не только вырвался наружу, но и расцвел пышным цветом на почве невежества, эгоистического самомнения и неприязни ко всему, что не соответствует диктату новой религиозной идеологии.