Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Что потеряли советские люди.



В обширных структурах масмедиа существовал с 90-х годов канал «Союз» . Вполне себе профессиональный канал сугубо православного назначения с трансляцией служб, утренних и вечерних правил, с чтением Евангелия, Добротолюбия, с поучениями, разъяснениями и наставлениями.
Но оказалось, что воздействие его на телеаудиторию весьма и весьма ограничено. Он не только не стал массовым, но по большому счету оказался так же мало востребованным всей гражданской общественностью, как и сами храмы. Число православных не растет пропорционально затратам на строительство и реституцию храмов. Канал постоянно в долгах и с упорством нищего клянчит деньги у зрителей. Но аудитория говорит сама за себя. Не помогают ни марафоны, ни слезные просьбы. Пожертвования собираются долго и трудно, в то время как 5-й канал со своей программой «Подари жизнь» каждый четверг собирает с избытком средств не только на необходимую операцию для представленного ребенка, но и для следующих.
Но власти поставили себе целью сделать всех бывших советских граждан православными и вслед за «Союзом» в воспитательных целях для массового потребления был создан еще канал «Спас». В отличии от «Союза» здесь процветает обычное антисоветское мифотворчество, дискуссионные препирательства с упором на осуждение советского безбожия, благостные картинки святости монастырей, подвижничества и прочих, вполне ожидаемых пропагандистских тем.
Недавно удалось услышать дискуссию, в которой один из выступающих все призывал коммунистов в лице Г.Зюганова покаяться перед церковью за то, что в советское время советские граждане не были истинными православными и не ходили на службы в церковь, а его оппонент, молодая защитница наследия и единства, говорила о том, что вопреки всем гонениям, люди все-таки сохранили и молитвы, и священные книги. Переписывали по листочкам, хранили в потайных ящиках вместе с иконами, молились тайно и не дали забыть веру. Есть даже музей, где собраны все эти переписанные от руки тетрадки, иконки и пр.
А следом проповедь батюшки с амвона. И опять сказки. «В советское время, среди разрушенных храмов женщины собирались в старом доме, закрывали окна одеялами, чтобы никто не увидел света свечей, и молились. Тайно читали Евангелие, тайно переписывали молитвы.»
Особенно умилили, конечно, одеяла. Очень яркий образ. Помнится, мы в общежитии тоже завешивали окна одеялами, но… даже страшно признаться теперь, завешивали от холода зимой, когда морозный ветер дул в нашу сторону. И как мы не догадывались в то время, что ветер – это для нас, а вот сторонний наблюдатель может глубокомысленно заключить, что это -тайные сборища или благочестивые посиделки.
Послушаешь такие дискуссии с проповедями и с ужасом представляешь себе период нацизма, когда в фильмах показывали эсэсовцев, шарящих по полкам и шкафам в поисках антифашистских листовок или фильмы о первых революционерах, где роль эсэсовцев играли жандармы охранки. Можно и картину Репина вспомнить «Отказ от исповеди перед казнью». Только в ином расположении фигур: заключенный священник с крестом отворачивается от комиссара с красной звездой, пришедшего с бумагой о признании Советской власти для подписания священником.

Но сколько бы ни пришлось напрягать память, ничего подобного в 70-х, 80-х годах не припоминается. Может быть раньше и было что-то, но люди довоенной эпохи уже ничего подобного рассказать не смогут по причине их отшествия в мир иной. А вот нам, тем, кто учился в 70 – х почему-то вспоминаются толпы молодежи на Пасху, которых никто не хватал и не сажал в черные воронки, даже из университетов не исключали. Вспоминаются соседи, в чьих семьях были бабушки. И иконы у них висели, и бабушки в церковь исправно ходили, а нам на Пасху даже крашеные яйца давали.





народное христианство. СССР 1970-1980 гг.

Были, безусловно, были граждане, желающие делать карьеру и дорожащие своими высоко оплачиваемыми и престижными рабочими местами. Эти-то граждане в интересах лояльности к власти шарахались от церкви и заявляли, что они атеисты и не потерпят, чтобы даже старушка-мать ходила в церковь. Она их дискредитирует, порочит в глазах общественности.
Были и другого рода карьеристы. Проигрывая во всех отношениях соревнование с более способным и талантливым сослуживцем, они находили безотказный способ отличиться, показав образец высокой сознательности, иными словами, донести или указать начальству на недостойное поведение дочки такого-то, зашедшей однажды в храм, или матери-старушки другого, имеющей в своей комнате иконы.
Но ни те, ни другие не являются порождением только советской системы. Цель оправдывает средства - сказал Никола Макиавелли, и был он, как ни странно, не римлянин и не древний грек, а правоверный христианин, один из гуманистов эпохи Возрождения.
Да, нужно подтвердить: в Советском государстве церковь была отделена от государства. Это единственное и главное ее преступление. И совершали его гораздо раньше государства Западной Европы. Все нестроения, распри и война церкви и Советов произошли не от того, что людям решили запретить верить в Бога, но оттого, что политические и имущественные интересы власти и церкви разошлись очень далеко.
Да, была в Советском Союзе партия, которая не поощряла веру и хождение в церковь своим членам. И именно по этой причине, как в любом обществе, даже без частной собственности, но с людьми, видящими блага только в материальном измерении, и сработал принцип Макиавелли. Все, кто хотел сделать себе карьеру и вступить в партию, считал своим долгом везде объявлять о своем атеизме и запрещать всем своим близким быть верующими.
А раз нет элиты, посещающей церковь, то не будет проявлением добропорядочности и правильности посещение церкви и остальными членами общества.
Вот так и воспиталось общество полностью атеистическое, чуждое любой религии и выполнения ее ритуала.
Сейчас рассказывают байки о советских репрессия именно те, чьи родители или они сами в интересах карьеры были наиболее активными гонителями этой веры. Им стыдно признаться и они валят свои грехи на власть, состоящую из людей, а не из принципов. Им страшно, что откроется правда и им скажут: да ведь вы же сами были властью. Скажут как некогда апостолу Петру: и ты был с Ним. Вот они и спешат выставить себя страдальцами, предавая власть, воспитавшую и выучившую их не трижды, а трижды три, без надежды на раскаяние по примеру Петра.
Другая причина заключается в абсолютной безграмотности молодого поколения, занятого селфи и инстограмами. Им можно рассказывать что угодно и как угодно. Все равно надежды на их осознанный выбор нет.
Недавно мне довелось побывать в театре Станиславского и Немировича-Данченко на балете «Лебединое озеро». Две девушки рядом со мной после второго действия, когда начался антракт, спросили меня: «Это все? Можно уходить?». Засмеяться? Но мне захотелось плакать. Мне искренне стало жаль их. Программки стоят 300 руб. Купит их не каждый, если самый дешевый билет стоит 2.5 тыс., и такие как эти девушки вполне возможно наскребли на него последние деньги. Но само действие-балет, с его условным, танцевальным языком труднодоступно для понимания даже искушенным зрителям (современный балет), остался для них загадкой. Вряд ли они поняли смысл даже двух первых действий.
Подобное непонимание от невежества высмеивали в свое время вначале А.Чехов (Письмо к ученому соседу, Каникулярные работы ), потом М.Зощенко. Но кто в советское время не знал балета? Кто мог уйти после второго действия, решив, что это конец? Программки стоили копейки, либретто прописывалось всегда, радио и телевидение вели беседы и передавали ежедневно классическую музыку, транслировали оперы и спектакли. Зато не читали во всеуслышание по радио утреннее и вечернее правило, не транслировали Божественную литургию или Всенощное бдение.
Но давайте спросим себя: много ли потеряли советские граждане, не посещая церковные службы, не постясь и не читая утреннее и вечернее правило?
Молитвы, переписанные от руки, иконки, извинения коммунистов и прочий бред может быть разумным, если человек или общество понесли потери из-за той или иной политики. Крепостное право сотни лет лишало свободы и интеллектуального развития народ, махинации с общенародной собственностью лишили народ его накоплений, прав и будущего, отсутствие доступной медицины лишает граждан здоровья, а отсутствие школ – знаний и культуры. Но никто за это не собирается ни просить прощения, ни признавать злом.
А вот то, что миллионы советских граждан выросли и воспитались в здравомыслии, просвещении, культуре и нравственности, имели будущее, смысл жизни, воплощенный в значимости их труда, без неврастении, психоза, страха и покорности перед чужой волей – это, оказывается, плохо.
Кто хотел, тот мог узнать все о православии, ознакомится с его культурным наследием, послушать музыку, посмотреть иконы.
Что еще дает религия кроме регламента и подавления воли человека определенными правилами и страхом? Религия дает веру в загробный мир и открывает путь в Царствие Божие. И вот здесь и кроется вся суть того, что религия – это инструмент воздействия на человека в определенном, выгодном власти, направлении.
Религия призвана не сохранять нравственность или просвещать человека светом истины, как она заявляет. Мораль, нравственность и свет истины у нее несколько иного смысла, чем те, что были воспитаны у советского человека.
Цель религии – подчинить человека власти путем внушения страха перед грехом и будущим наказанием.
И верующие отлично это понимают: Одна моя знакомая так и сказала: «Я боюсь Бога. Я боюсь сделать что-то не так. Я не хочу ничего знать кроме Евангелия и быть чем-то недовольной, потому-то это против Бога».
Поэтому верующие охотно предоставляют другим (священникам) решать все за них. Легко поддаются страху, что то или иное новшеств – от лукавого и охотно советуют всем не ходить к врачам, а спасаться и лечиться молитвой и причастием.
Брать ответственность за чужую жизнь и здоровье -не грех. Это – добродетель. Ее проявляют все старцы и священники, запрещая одним покупать квартиру, другим жениться, третьим лечиться и делать операции.
Иными словами, человек уже не имеет права на разумное понимание мира, общества, собственных проблем, на здравомыслие и активную деятельность.
Советскому человеку нужно об этом жалеть? Нужно сокрушаться, что решал свои проблемы он сам, что выбирал свой жизненный путь сам, мыслил и рассуждал сам, а не под страхом согрешить и не исполнить воли Бога, говорящего с ним через священника?
Конечно, есть люди, которые находят прелесть жизни в перекладывании ответственности со своих плеч на Промысел Божий, на карму, на сглаз и прочие суеверия, сопутствующие любой религии.
«Без Христа нет жизни» отвечают мне. А как же греки и римляне? Как же иноверцы? Делают вид, что христова церковь была всегда и для всех.
Правда, советские люди все-таки кое-что потеряли, живя в обществе без религии и мракобесия, а руководствуясь здравым смыслом и знаниями. Они потеряли знания об этой самой церкви. С ними произошло то, что происходит с котами, живущими только в доме, без прогулок по улицам и общения с другими котами. Они не знают природы и не знают опасности, которую могут представлять растения. Деревенские коты никогда не травятся травой и цветами. А домашние – сплошь и рядом. Извините за подобное сравнение, но оно очень ярко высвечивает то, что случилось с нами сейчас.
Наш народ не знал ни опасностей капитализма, ни опасностей религии. Он доверчиво решил, что раз говорят о них с восторгом и придыханием умные люди, то значит это правда. Не зная православия во всей его полноте, народ воспринял его современный суррогат за чистую монету. Он не понимает, где его учителя искажают каноны, евангельскую истину, давая фразам из Евангелия ложную трактовку. Они не понимают смысла самого христианства, уподобляясь примитивным народам, о которых писал еще Н.Лесков.
Все то, что преподноситься нам официальной РПЦ, ее священнослужителями и проповедниками в основном лживо, фальшиво, конъюнктурно и очень далеко от Света Евангельской истины. Не случайно сейчас так много оппонентов у нынешних иерархов РПЦ МП, что люди знавшие церковь и православие до перестройки, не могут смириться с его искажением в настоящее время.
Но наивные граждане бывшего СССР не могут знать и понимать, где и в чем им лгут. Они – неофиты, но вот только те, кто их просвещает не истинные вероучители, а конъюнктурщики – приспособленцы, мечтающие о доходах и власти.
Нельзя время повернуть вспять, нельзя вернуть то, что не только утрачено, но уже не имеет связи с настоящим, что ушло безвозвратно и может существовать только как образец культуры прошлого.


Tags: религиозное просвещение клир общество
Subscribe

  • Киров читающий. 1960-е годы

    Широко известно устойчивое утверждение, что «СССР был самой читающей страной мира». Конечно, все далеко не так однозначно, как бы…

  • Песня года

    После войны в европейских странах стали появляться различные песенные фестивали. Среди первых - фестиваль итальянской песни в…

  • Выставка знакомых вещей

    Отношение к стране Советов сейчас у всех разное, но большинство наших жителей были рождены именно в ней. В чем-то это была…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments