Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Category:

Ностальгия



Все чаще и чаще российские граждане вспоминают свое советское прошлое. И что самое удивительное, вспоминают не с рыданиями по колбасе, джинсах и болоньевых плащах, которые совсем еще недавно представляли главный довод в споре о достоинствах и недостатках социализма, а вспоминают состояние души.
Даже либералы с горькой ностальгией вспоминают советское прошлое и ушедшее счастье, которое вопреки крикам о дефиците, все-таки было настоящим счастьем.
Конечно, можно списать все эти романтические воспоминания на возраст вспоминающих: «и трава была зеленее, и вода прозрачней, и коровы тучнее.» И все-таки эта ностальгия вызвана отнюдь не возрастом. Она вызвана тем, что наконец-то большинство граждан осознало страшное влияние денег, разобщающее, озлобляющее, лишающее надежда и будущего. Деньги уничтожают искренность взаимоотношений, крепость дружеских и семейных уз, а главное, перечеркивают смысл жизни и саму жизнь для тех, кто не имеет их.
Деньги могут принести кому-то надежду на беззаботность и сытость, но не больше.
Но вместе с ностальгией в людях странным образом обострилось чувство враждебности друг к другу. Нетерпимость стала образом жизни, возрожденная превращением толерантности в синоним зла.
Теперь все стали удивительно чувствительными, обидчивыми и нежными, так что неосторожно произнесенное слово может в одночасье превратить твоего друга во врага, а вынужденное примирение так уже и не откроет доступа к чужому сердцу.
Обостренная чувствительность еще один плюс прошлому, обществу, в котором все были равны, в котором споры могли вестись с вечера до утра в шумной компании или один на один с другом. Споры, которые никого не обижали и не делали врагами, потому что не было страха что-то потерять. А потерять сейчас можно не только работу, свободу и деньги, но прежде всего уверенность в правильности выбранного тобой пути и спокойного сознания собственного необходимого бытия.
Каждый готов идти в бой до победы и обижаться на твои слова, потому что интуитивно понимает, что ты можешь заронить в его душу искру сомнения, и тогда, так трудно созданная система самоуспокоения и смирения перед ложью, разрушится и явит воочию всю пустоту твоего бытия и ложность твоих идеологических построений.
Понятно, что когда мелкий предприниматель-торговец будет доказывать тебе, что он трудоголик, что дело-бизнес для него – смысл жизни и что нет свободы и занятий по интересу на государственных предприятиях. Он не может не заниматься самоуспокоением, потому что живет по стереотипу : свобода – это когда все мое, благополучие – это когда все мое дает прибыль. Мысль о том, что он такой же ничего не значащий винтик, как и госслужащий или рабочий, причем тратящий всю жизнь и эмоции только на бесконечную суету в погоне за прибылью или за спасение от разорения, будет для него равноценным самоубийству.
Понятно, что верующий, посещающий церковь и молящийся даже дома, уверенный, что делает молитвой великое дело, не менее важное, чем врач, учитель или ученый, не сможет принять и осознать мысль о том, что любое творческое начало в человеке уже есть действие по совершенствованию человеческого общества. Мысль о том, что молитва и стояние на всех полиелейных службах – это зря потраченное время, это время, отнятое у семьи, у общества, будет равносильна контрольному выстрелу в голову.
Но вот почему человек, слыша хоть малейшую похвалу западному обществу, становится агрессивным спорщиком, полным ненависти и неприятия всего западного? Почему в ответ на то, что западные люди привыкли к уважению и улыбки – это не лицемерие, как модно сейчас считать, а проявление вежливости, тебе начинают говорить о ЛГБТ обществах, о наркотиках, войнах, пьянстве и т.п.?
Неужели спорящий подспудно не верит в благополучие собственного быта, понимает, что ему никогда не достичь того, что есть где-то и потому с таким остервенением ругает это недоступное вместо того, чтобы подумать, как создать его у себя и откровенное признание недостатков того мира, который он пытается защищать, сделает его неврастеником и пессимистом.
Почему упоминание о советском периоде как о времени совершенно не диктаторском и тоталитарном, а рассказы о репрессиях, хоть церковных, хоть политических, являются хорошо продуманным мифом, чтобы отрицать закон и порядок советского образца, свести острую классовую борьбу к чьему-то противоестественному насилию, тут же рождает страстные бурные воспоминания о репрессированных дедушках, бабушках, прадедах и прапрадедах, без учета уголовных статей и фактов, которые привели к их арестам.
Неужели воспоминания о репрессиях помогают кому-то смириться с потерей прошлых благ, или мысленно доказать, что нетрудовые сегодняшние доходы – это награда за далекие потери.
Простое замечание, что не стоит брать годовалого ребенка на курорт в дальние страны, что нет ничего хорошего в днях рождениях тет-а-тет, но зато в фешенебельном отеле заграницей или свадьбы без друзей и знакомых, но с тысячными затратами на платья, автомобиль, изысканный ужин и ночь в самом дорогом отеле, и ты уже в числе врагов.
Впрочем, данные моменты очень просто и легко объяснимы: люди, рисуясь дорогой свадьбой или днем рождения для двоих, как и путешествием с ребенком в Доминикану или на Мальдивы, хотят тебя поразить и показать свой статус, а ты вдруг заявляешь им, что они глупы и меркантильны, что ребенок ни здоровья не поправит, ни впечатлений не сохранит, что эксклюзив на две персоны возможен в любой свободный день, а вот свадьба или день рождения – это праздник не только твой, но и твоих друзей, что нет ничего лучше, чем доставить им радость сопереживания твоего торжества, радость общения и хорошего настроения.
Сидишь в обществе новых знакомых, приходишь в гости к старым друзьям, попадаешь в кружок друзей твоих друзей и везде вынужден лицемерить, молчать и являть собой образец миролюбия, ибо не знаешь, где и каким образом обретешь врага или потеряешь друга.
После крушения Советского государства произошли изменения в психологии общества в абсолютно противоположном направлении. Вся интеллигенция и служащие радовались свободе, мечтали, став предпринимателями, разбогатеть, превратиться в богатых, живущих в свое удовольствие без обязательной работы и учебы, граждан свободного демократического общества. Но прошло время и большинство населения потеряли то, что имели в советский период, а то, что еще имеют (квартиры, дачи, образование) оказалось под угрозой потери или излишним грузом без применения. И теперь ностальгия по ушедшей державе все сильнее и сильнее охватывает души и умы сограждан. Наконец-то до многих доходит мысль, что свободными и богатыми они были именно в советский период. Именно в советский период они могли не бояться потерять работу, не иметь средств на лечение и обучение детей, не зависели от воли хозяина и могли свободное время посвящать себе и семье, а не дополнительному заработку.
Социальное расслоение породило не только материальные трудности для большинства. Оно превратило равных некогда граждан в людей первого и второго сорта.
Нынешняя психология всех пишущих и снимающих фильмы людей, психология, формирующая в зрителях определенное друг к другу отношение, заключается в том, что если ты не смог выбиться в мелкого частника или торговца, то значит ты ничтожество без воли, характера и умения достичь цели. То, что в жизни есть место не только твоей воли и желанию, но обстоятельствам, столкновениям интересов, психологии, случаю, наконец, невозможности всем стать богатыми и успешными в понимании капиталиста, все то, что именуется социальной средой, новые воспитатели классового общества не учитывают.
Когда-то бывшее среднее сословие в первые годы советской власти со вздохами и грустью вспоминали об ушедшем. Но проходило время и те же самые соседи из бывших, на слова: как бы было хорошо, если б мы были как раньше, богатыми, отвечали нам, детям, что ничего хорошего в прошлом не было. Большинство, особенно женщин ждало обывательское существование, когда единственным времяпрепровождением является визит в гости. Теперь же в советское время все изменилось. Мир открыт для нас, будущее зависит от твоих способностей и стремлений, а не от денег или положения родителей.
Идет время, и мы оказываемся с одной стороны в идиллии воспоминаний, а с другой в красном мареве взаимной ненависти и нетерпимости.

Tags: советское прошлое
Subscribe

  • Русские писатели в Нью-Йорке

    В Нью-Йорке можно найти проезд Сергея Довлатова , галерею имени Давида Бурлюка и мемориальную табличку на доме, где жил Иосиф Бродский .…

  • КАК ВОЗНИКЛО ВЫРАЖЕНИЕ «ДЕЛОВАЯ КОЛБАСА»?

    Выражение «деловая колбаса» употребляют, когда с иронией говорят об очень занятом человеке.Выражение «деловая колбаса»…

  • Роскошь - не порок ?

    Роскошь – это впечатляющее зрелище. Роскошь поражает и удивляет. Вызывает желание окунуться в нее не только глазами, но всем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments