Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Выставка советского фарфора.

В течение жизни приходится пересматривать и переоценивать очень многое. Совсем иначе начинаешь смотреть на предметы быта, произведения искусства, окружающих тебя людей. Происходит это очень часто не от перемены мировоззрения, хотя и такое случается с людьми, идущими за ветром перемен, но чаще по мере изменения окружающей обстановки, идеологии, политики, начинаешь видеть некогда привычное и потому незаметное, в его подлинном виде, как бы со стороны.
Мы прожили значительную часть своей сознательной, формирующей человека в личность, жизни в советский период существования великого государства СССР. Оно ушло и в умах большинства людей осталось неким стереотипом, отражающим не его глубокий духовный потенциал, а лишь некую бытовую схему. И нынешние идеологи пытаются удержать бывших граждан СССР и их потомков в представлениях об ушедшей державе именно на представлениях о ней на бытовом потребительском уровне. Но быт – это лишь узкая незначительная часть жизни не только человека, но и общества. На самом деле мир, советский и мир нынешний это абсолютно разные и антагонистические миры. Когда это осознаешь, то понимаешь и причину уничтожения того, рвущегося к идеалу, мира, и неудачи нынешнего.
В усадьбе Кусково в Москве есть прекрасная выставка фарфора. Сейчас она занимает не главное здание усадьбы, а здания двух оранжерей, большой и малой. В малой оранжереи представлен фарфор Российской империи. Многочисленные сервизы, красующиеся позолотой, яркими красками, историческими сценами, оформленные розетками и купидонами, роскошные и ослепляющие богатством. Даже предметы мелкой пластики, фигурки ямщиков, жниц или кучеров изящно красивы и ласкают глаз, как крестьяне на картинах Венецианова. Этакий апофеоз богатства в золоте и красках.






В большой оранжерее собраны образцы прикладного искусства и мелкой пластики советского периода. И вот когда попадаешь в этот зал, где не вперемежку времен. стилей и композиций тебя охватывает одна эпоха, ты начинаешь осознавать ее глубинный смысл и значение.
Когда входишь в зал и видишь выставленную экспозицию, в первую минуту теряешься, не обнаружив ни позолоты, слепящей глаза, ни берлинской лазури или кобальта, ни пурпура, ни величественных исторических картин въезда государя императора во дворец или его победного шествия в окружении дам и кавалеров.
А потом осознаешь, что вот перед тобой отражение великой мечты человечества, возведение на пьедестал человека труда, облеченного властью над миром, миром справедливости, равноправия и исполнения вековой мечты – замены бога Богатства на Труд. Не надо никаких лекций, никаких лозунгов, чтобы со всей ясностью понять: перед вами новый мир, где хозяином стал человек труда, где идеология воплотилась ни в Боге, а в человеке, но трудящемся человеке, а не прозябающем в роскоши безделья.
Произведения искусства, воспевающие Труд и рабочего с крестьянином, не в виде лубочного ямщика в армяке, чистенького и гладенького как пастушка или пастушок изысканного немецкого фарфора, а истинных тружеников, далеких от изящества форм и благообразия поз, это поистине призыв к прозрению и пониманию, что есть социализм и его будущее.






Стройка




Глядя на фарфоровые предметы первого довоенного периода существования Советского государства, перестаешь солидаризироваться с рафинированными интеллигентами так презрительно клеймивших когда-то советских «Девушек с веслом» или «Сталеваров». Они не поняли или не хотели понять?, ( а значит ложно информировали народ), что новое искусство существует не для красивости и любования идиллическими пастушескими сценками. Оно призвано показать, что труд, по мнению эстетов, уродующий человека, может способствовать созиданию нового, прекрасного уже в ином понимании труженика. И «Девушка с веслом» представительница именно рабоче-крестьянского класса, и поэтому она не Венера Милосская и не Афродита Книдская.
Но человек однажды познавший власть и приобщившийся к ней через образование и культуру, никак не может допустить, что рабочий человек может стать выше него, интеллигента. Даже без собственности и права на эксплуатацию, этот древний дух алчности и стяжательства толкал и советскую интеллигенцию на забвение своего рабоче-крестьянского прошлого, на стремление вернуть позолоту и блеск красивых лубочных картинок на пьедестал красоты.


Вучетич. Перекуем мечи на орала

Мухина. Колхозница
И в фарфоре этот поворот тоже отразился довольно значительно.
Чем стало прикладное искусство и мелкая пластика после войны в момент так называемой «оттепели»? Бытовым антуражем пустых лозунгов. Произошла не оттепель, а суровое похолодание, ледниковый период вплоть до убийства человека труда.
Портреты вождей политбюро, абстракции, бытовые сценки, обретшие прежний облик пастушков с пастушками или ямщиков в армяках.









Спора нет. Фарфор должен быть красивым и радовать глаз. Не слишком приятно пить чай из чашек и чайника со сталеварами

или есть из тарелок с серпом и молотом


А почему? Ведь ели из тарелок с царскими или прочими вензелями. Выпускает же Петербургский завод столовые приборы (ножи, вилки, ложки) с царским двуглавым орлом. Одна деталь: позолоты много на этих вензелях с орлами и сердце умиляется приобщению к высшему сословию. Вот и вся разница.
И все-таки тот период откровенно заявил о новом, еще невиданном мире, о новой эстетики и образцах красоты.
К сожалению, победить стереотип мышления, сформированный тысячелетиями, оказалось очень трудно.
Великая идея торжества Труда и Человека труда канула в Лету, замененная на моду, быт и мечту о позолоте с берлинской лазурью.
Эпоха длинною в 70 лет показала, что никто не хочет видеть хозяином и Богом честный труд. Никто не хочет воспевать красоту трудящегося человека и отдавать ему власть вместе с идеологией и страной.Яркая позолота и прикрашенная действительность человеку дороже истины.



Tags: СССР гибель советского государства
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не только пенсии.

    Свежий взгляд на пенсионную реформу от казаков Митинги против пенсионной реформы проходили в десятках российских городов, собрав…

  • Завершение миссии.

    Правительство Греции заявило о намерении упразднить Высшие духовные академии Министерство образования Греции планирует…

  • Трюки и каскадеры в советских фильмах

    В Советском Союзе профессии "каскадeр" официально не существовало. Актёрам самостоятельно приходилось исполнять сложные трюки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments