Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Полеты из Москвы в США через Северный Полюс

Автор: IS-2

Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов, А.В. Беляков у своего самолетаГ.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов, А.В.Беляков и их АНТ-25
Начало двадцатого века ознаменовалось расцветом авиации. Человечество совершило очередной скачок в своем развитии. На этот раз скачок от воздухоплавания к авиации. Эстафету Нестерова, С. И. Уточкина приняли В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков, С.А. Леваневский.

Рискованные полеты в непредсказуемых погодных и климатических условиях совершал еще Ян Нагурский. В 1914 году он облетел побережье Новой Земли.

Позднее, в годы холодной войны СССР и США мчались в гонке вооружений, а тогда, в середине 30-х развернулось нешуточное состязание в авиации. Перелеты через Атлантику в 1928, 1932 были только началом.

АНТ25 на взлетной полосе
Преимущества советского строя и социализма должны были быть замеченными мировой общественностью. Всемирные выставки, гастроли наших артистов и наконец, перелеты через Ледовитый Океан!

Эта отчаянная идея приписывается Герою Советского Союза С.А. Леваневскому – отметившемуся еще в спасение челюскинцев в 1934г. Хотя, скорее всего она уже витала в воздухе. Ведь в те годы отношение к полюсу наверное, можно сравнить с интересом к Марсу в наши дни. Нашлась и машина – цельнометаллический моноплан АНТ- 25 конструкторского бюро А.Н. Туполева. Могучий корабль с размахом крыльев в 34 метра. Аэроплан был оборудован даже убирающимися шасси. В его крыльях, служивших бензобаками, вмещалось 5.5 тонн топлива. И только представьте себе! Самолет был выкрашен в ярко красный цвет.

Первая попытка, предпринятая в 1935 оказалась неудачной. Самолет, пилотируемый С.А. Леваневским, Г.Ф. Байдуковым, В.М. Беляковым, В.М. Гуревичем и В.И. Левченко тогда едва не потерпел крушение из-за утечки масла. Несмотря на поддержку И.В. Сталина, Леваневский все-таки отказался летать на АНТ-25 и командиром экипажа предстоящего перелета из Москвы в США стал В.П. Чкалов.

Месяцы ушли на изучение особенностей этого летательного аппарата, освоение его в разных летных условиях. Нужно принимать к сведению то обстоятельство, что магнитному компасу в условиях полюса верить нельзя, да и спутников тогда еще не было! Навигация осуществлялась визуально, по радио и СУК (солнечный указатель курса). И команда подобралась дружная, крепкая: В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков.

Пробный полет состоялся летом 1936 года. Тогда отважная тройка пересекла страну по маршруту Москва – Хабаровск. Однако, самолет приземлился на острове Удд (ныне остров Чкалов).

Сам эпохальный, беспосадочный перелет начался 18 июня 1937 года. Погодные условия никак нельзя назвать идеальными. Экипажу приходилось сражаться с обледенением, кислородным голоданием. Да и сам график управления самолетом был очень напряженным. Управление такой сложной, перегруженной машиной привело к сбою графика и герои дежурили по 10-12 часов. Даже личные качества качества летчиков оказались на редкость совместимыми. Веселый, энергичный Чкалов, который подначивал и ободрял своих товарищей. Немногословный, пунктуальный штурман Беляков, Байдуков, ставший хроникером эпопеи.

Америка чествует советских героев
За более чем 50 часов (!) беспосадочного перелета через Северный полюс аэроплан попадал и в циклон и в антициклон. Вышла из строя водяная система охлаждения двигателя. За несколько часов до посадки машина могла просто погибнуть. Но советский человек и здесь нашел решение проблемы. В емкости охлаждающей жидкости была залита урина летчиков, которая собиралась в течение нескольких дней в специальные резервуары.

Перевалив через Северный полюс, промчавшись над Канадой, АНТ-25 благополучно сел в США в Ванкувере. Это событие было, конечно же, воспринято янки, как грандиозное шоу. Американцам, кажется, не верилось, что в СССР могли создавать такие самолеты и такие моторы. Встречи с военными, мэром Портленда, президентом Рузвельтом. Бесчисленные интервью, радиопередачи и тысячи, тысячи автографов — вот что ожидало супергероев из великой Страны Советов. Не успели американцы опомниться, а в августе того же 1937 года они услышали над своими головами рев другого гиганта АНТ-25-1, на борту которого также через полюс прибыл М.М. Громов с А.Б.Юмашевым и С.А. Данилиным.

Голливуд отдыхает - наши звезды: М.М. Громов А.Б.Юмашев и С.А. Данилин в США
Череда свершений была омрачена трагическим полетом С.А. Леваневского на самолете ДБ-А с бортовым номером Н-209. Он также намеревался преодолеть северную ось Земли. Ни Леваневского, ни даже обломков его самолета так и не нашли и по сей день.

Вот так задолго до гагаринского «Поехали!» о свершениях советского народа и Советской Власти миру поведали ослепительные улыбки В.П. Чкалова и его друзей. Героизм первых пятилеток, подвиги красных авиаторов проложили дорогу к победе советского народа и в Великую Отечественную и позднее на стройках Союза.

В 1975 году Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков по приглашению американской стороны вновь совершили перелет по чкаловскому маршруту на Ил-62М. Именем В.П. Чкалова названа одна из улиц американского Ванкувера.
Tags: воспоминания СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Православная церковь, получившая свободу.

    Демонтаж Никодимова наследства. Итоги яркой синодальной недели в РПЦ МП Заседание Священного Синода РПЦ МП (очное 13 апреля и…

  • Единственный выход

    Государство, нацеленное на войну Об официальной исторической памяти. В истории СССР было два несомненных триумфа добра, два…

  • Зимняя Москва 1959 года

    Я люблю смотреть старые фотографии. Это как машина времени. Люди, лица, обстоятельства. Может это потому, что в то время фото…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments