Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Толерантность



Недавно пришлось ехать в автобусе. Напротив меня сидел еще молодой мужчина, не инвалид и не больной, но места он никому не уступал. Зато, когда мы проезжали мимо церкви, он демонстративно трижды перекрестился на церковь, являя через открытый ворот рубашки большой православный крест. Вот тогда и вспомнились пресловутые толерантность и либерализм Запада, столь проклинаемые у нас, а по сути отражающие изменения в отношении полов, демонстрации своей конфессиональной или профессиональной принадлежности.
Но если обратиться к словам Христа, о которых демонстрирующие свое православие граждане понятия не имеют, то именно Запад, а не наш патриотизм воочию показывает христианские принципы поведения.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Матф. 6:6)
Это призыв к отказу от демонстрации своей веры и подчеркнуто вызывающего поведения, которые могут провоцировать неприятие их другими людьми. Ведь демонстрация даже через отличительный знак или символ есть вызов.
В нашей ситуации подчеркнуто православная символика служит именно амбициям тех, кто хочет выделить себя из всего общества в отдельную группу избранных.
Вообще, отличительные знаки и символы всегда были любимы людьми и использовались в самых разных целях от возвеличивания до уничижения.
Причина проста. Через эти средства человек объявляет о своей непохожести, о своей исключительности, как единственном получателе истины, возвышающей его над толпой слепцов. Это очень привлекательно для тех, кто не является самодостаточной личностью, т.е. не имеет материалистического мировоззрения, кто не имеет занятия, дающего творческую отдачу, кто не уверен в себе и слаб волей. Таких людей в свою очередь используют в корыстных целях организаторы всяких тайных обществ, религиозных сект и пр. Более того, в раннеклассовых обществах таким признаком являлась одежда. Разные слои общества, разные классы имели разные виды одежды, отличающиеся не только стоимостью, но прежде всего моделью.
Что значит хиджаб, никаб или православный платок? Они – символ зависимого, подчиненного положения женщины в обществе.
Почему христиане так отрицательно относятся к женским брюкам? Потому что одежда в традиционном понимании связана с ритуалом и является отличительным признаком социального положения человека в обществе.
. Недавно пришлось читать пост, в котором мужчина призывал женщин отказаться от брюк, потому что они делают их фигуру зрительно хуже и не такой красивой, как юбки и платья. Этот пропагандист женской красоты, отнюдь не православный, даже не понял, что в нем говорит не эстетическое чувство, а всего-навсего стереотип, воспитанный определенным мировоззрением, направленным на отличительные признаки между мужчинами и женщинами.
Именно эти особенности, исключительность и непохожесть, обыгрываются модой. Но в то же время именно мода, не связанная с ритуалом и классами, дает человеку свободу от традиции и условности. Женщина в праве выбирать то, что на ее взгляд удобно, практично и красиво с ее точки зрения.
Чтобы тот или иной символ, связанный с отличительным признаком социального положения человека в обществе, не становился вызовом, общество должно быть унифицировано, т.е. едино в своей вере-религии, в своих традициях и обычаях. Когда чужеродный элемент вторгается в неравное себе общество, он несет единству этого общества потенциальную угрозу разрушения той системы, в которую внедряется.
Запад вводит запреты на афиширование своей принадлежности к той или иной религии именно из желания сохранить нейтральные терпимые отношения между всеми членами общества. Толерантность в западном понимании, это стремление в условиях капитализма избежать его противоречий и сохранить свободу и равенство в обществе заведомо неравном.
В Советском Союзе термин «толерантность» не имел широкого распространения, потому что человек не имел объектов для его применения. Светское государство не позволяло ни религии, ни национализму, ни ксенофобии или расизму появиться в обществе. Более того, терпимость к хулиганству, бескультурью, ложным амбициям, чинопочитанию, религиозному фанатизму являлась преступлением, если не подпадающим под уголовную ответственность, то уж нравственное осуждение подобной терпимости было обеспечено.
Воспитанные советскими стереотипами, граждане России не заметили, как изменился строй в их отечестве, а вместе с ним и духовно-нравственные категории. Когда-то нетерпимость являлась достоинством, потому что точкой ее приложения было зло, т.е. асоциальные поступки человека. Нетерпимость к злу помогала сохранить гуманистическое понимание этики и нравственности человека. Она являлась как бы хранителем традиций, но традиций не патриархального общества, а традиций, помогающих установить равновесие между обществом и личностью.
Но в классовом обществе нетерпимость не призвана улучшать нравственность или воспитывать коллективизм. Нетерпимость начинает проявляться там, где человек может пользоваться правом, благодаря опоре на собственность, навязывать свою власть и свои представления о добре и зле другим, будь то религия, национальная политика или нравственность.
Светские государства потому и появились, что религиозная, национальная и классовая нетерпимость стали на пути развития капиталистического общества. Но сам капитализм не снял вопроса о нетерпимости. На смену одним видам пришли другие. Более того, отдельные люди вновь захотели выделиться над толпой и стать особенными, чтобы разрушить традиционное общество, которое не хочет уступать свои позиции свободному обществу свободно мыслящих людей.
В классовом обществе знаки отличия всегда направлены либо против большинства, либо против личности, и всегда согласуются с превосходством власти избранных, отмеченных этими знаками или их символами, а так же для подавления свободы инакомыслящих.
Власть или класс не только возвышала себя символикой знака, но и уничижала личность тем же способом, присваивая отличительный знак насильно, как символ изгнания из общества праведных.
Когда-то клеймили как скот раба, наносили знак преступнику (королевская лилия во Франции, вырывание ноздрей в России). Все эти знаки навсегда делали человека исключенным из общества.
Но особенно знаменательным средством борьбы со свободомыслием стало применение знаков отличия в период европейской инквизиции. На еретиков, идущих на аутодафе, надевали шутовской колпак, как знак обмана. Но и в случае наказаний в форме епитимьи человек получал знак отличия, чтобы был известен народу как их враг.
В случае «унизительных» наказаний человек должен был получить позорящий его знак — ношение позорящих знаков, введенных впервые св. Домиником в 1208 г. и «усовершенствованных» позднейшими инквизиторами, в виде больших холщовых нашивок шафранового цвета, имевших форму креста.
В Испании на осужденного надевали желтую рубашку без рукавов с нашитыми на ней изображениями чертей и огненных языков из красной материи.
Позорящие нашивки осужденный должен был носить дома, на улице и на работе, чаще всего всю жизнь, заменяя их новыми, если они приходили в ветхость.
Обладатель таких нашивок был объектом постоянных издевательств со стороны обывателей, хотя соборы лицемерно призывали верующих относиться к носителям позорных знаков с «кротостью и сожалением». Таким образом, ношение креста, этой священной эмблемы христианства, превратилось в одно из самых тяжких наказаний.
Иными словами, знаки отличия – это очень неприятная вещь, если она не связана с обычной трудовой деятельностью, направленной на равенство и свободу граждан.
Вот причина, по которой в Европе стала пропагандироваться толерантность. Европа на собственном опыте узнает какая это опасная игра-отличительные знаки и символы.
Символы были сильным оружием в нацистском преобразовании общества. Ни до, ни после этого в истории символы не играли столь важной роли в политической жизни и не использовались столь сознательно. Национальная революция, по мысли нацистов, не только должна была быть осуществлена – ее должно было быть видно.
Отличительным знаком принадлежности к партии национал-социалистов стала свастика.
Знаки отличия использовали для того, чтобы отделить «недостойных» для участия в строительстве нового рейха. Евреям, например, ставили в паспорта штамп с буквой J (Jude, еврей), чтобы контролировать их въезд и выезд из страны. Евреям же было предписано носить нашивки на одежде – желтую шестиконечную «звезду Давида» со словом Jude («еврей»). Наибольшее распространение такая система получила в концлагерях, где узников разделяли на категории и заставляли их носить нашивки, обозначавшие их принадлежность к той или иной группе. Часто нашивки были треугольными, как предостерегающие дорожные знаки. Разным категориям узников соответствовали разные цвета нашивок. Черные носили умственно неполноценные, алкоголики, ленивые, цыгане и женщины, отправленные в концлагеря за так называемое антисоциальное поведение: проституцию, лесбиянство или за применение контрацептивов. Мужчины-гомосексуалисты были обязаны носить розовые треугольники, члены секты свидетелей Иеговы – лиловые. Красный, столь ненавидимый нацистами цвет социализма, носили «враги государства»: политзаключенные, социалисты, анархисты и масоны. Нашивки могли комбинироваться. Например, еврей-гомосексуалист был вынужден носить розовый треугольник на желтом треугольнике. Вместе они создавали двухцветную «звезду Давида».
Но у нас, как ни странно, отличительные знаки входят в моду как признак избранничества и исключительности. Опасная мода на традиции. Прочтите еще раз кто носил в Третьем Рейхе уничижительные знаки отличия и вспомните нашу активную патриотически православную деятельность отдельных граждан и организаций.Всего один шаг к тому, чтобы к знакам, демонстрирующим чью-то исключительность и особенное состояние души отдельной личности, добавить знаки унижающие человеческую личность, не соответствующую меркам традиционного общества и чьей-то вере.
Tags: общество
Subscribe

  • Обитель батюшки Онего

    Поверья жителей Вытегорского района Вологодской области, связанные с Онежским озером, именуемым в народе: «Батюшка Онего».…

  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

    П очему крестьяне гадали накануне церковных праздников, когда говорили «чур меня» и зачем девушки подслушивали у соседей под окнами?…

  • Кайтагская вышивка

    О берег дагестанской культуры. Так называют кайтагскую вышивку. Искусство древнее, практически утраченное. В Дагестане получили развитие около…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments