Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Загадка русской души.


Когда мы были маленькие, случалось иногда заходить в церковь из любопытства. Иногда по некоторым дням ( то были церковные праздничные дни) приходилось видеть идущих в церковь или церкви бабушек. (для нас в то время все пожилые женщины казались бабушками). Эти женщины всегда одевались в темные длинные юбки и белые платочки. Зимой – в полушубки и шерстяные платки. Мы не удивлялись. Нам казалось, что они сохранились с дореволюционных времен. Отчасти так и было. Те, кто родился и начал взрослеть до революции, к нашему детству стали полноценными пожилыми женщинами или старушками-бабушками.
Так и утвердился образ дореволюционной православной: белый платочек и длинное платье.

Церковь в годы Сталина.
Но вот мы выросли. Стали студентами и в целях расширения знаний о русской культуре не раз заходили в церкви: то икону посмотреть уникальную или редкую для русского церковного искусства деревянную скульптуру. И снова мы видели пожилых женщин в платочках и длинных темненьких платьицах из своего детства.
Прошло время. По его протяженности можно было смело сказать, что ни одной дореволюционной бабушки не осталось в живых, даже если они долгожительницы. Но женщины в белых платочках и темных платьицах никуда не исчезли.
Я вхожу в православный храм и первое, что мне бросается в глаза – это женщины в белых платочках из моего детства. Сходство так разительно, что невольно закрадывается мысль: а было ли течение времени или оно застыло раз и навсегда, сохранив нам дореволюционных православных старушек?


70 лет советской власти в корне изменившей быт и образ жизни не только города, но и села. При желании, даже в этнографических экспедициях вы не обнаружите ничего из того, что было памятно и неотъемлемо жителям глухой провинции лет сто назад. Даже песни забылись, даже наряды не лежат в сундуках. Даже обряды приходится выучивать вместе в ведущими или организаторами праздников. А вот старушки в белых платочках и темненьких платьицах никуда не исчезли. И не к какой общине они не принадлежат, и никакого участия в православной жизни прихода не ведут. Обычные бывшие советские гражданки. И ведь все когда-то работали служащими, учителями, врачами. Изучали истмат и диамат. Изучали науки и приобретали профессии, далекие от церкви и Бога. И если знают что-то от прошлого, то в основном неведомо как сохранившиеся суеверия. Но вот таинственным образом, стоит только им войти в церковь, как не взирая на происхождение и годы жизни в современном мире, они обретают черты дореволюционных простолюдинок и считают, что в этом и заключается благочестие: в платочках и темненьких платьица.
Если вы зайдете в любую церковь Европы и даже Ближнего Востока, вы не увидите различия между молящимися и живущими оживленной жизнью людьми на улицах. Различия нет ни в одежде, ни в манере поведения. Это люди своего времени независимо от возраста.


Но наша традиция – это непременное завоевание благочестия через внешний вид: белые платочки (можно цветные), длинные темные юбки, и как дань нынешнему времени - рюкзачок за плечами (древняя котомочка) и кроссовки.
У меня нет в мыслях высмеять или облить презрением. Мне непонятно: почему? Почему через сто лет наши православные возвращаются к тому, что должно измениться во времени: к древнему внешнему виду. И ведь не помнят, что дворянство и интеллигенция в начале двадцатого века посещали службы в храмах в той одежде, в которой ходили по улицам и тем самым вполне соответствовали своему времени и общественному положению, как сейчас в Европе.
Почему платочки и длинные юбки стали знаком благочестивой православной души?


Молебен перед началом учебного года
Tags: православные скрепы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments