Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

КРАСОТА В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Подземные галереи. С мозаичными панно и скульптурами. Московское метро. 200 станций, каждая четвертая — объект культурного наследия. Кажется, поезда здесь лишь для того, чтобы красоту эту можно было увидеть...


Станция «Маяковская». Замоскворецкая линия Московского метрополитена
«Маяковская».Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Шедевр ар-деко мирового значения. В 1939-м — Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке. Архитектор Алексей Душкин, работая над проектом, читал Маяковского и слушал Прокофьева. В итоге — сталь настоящего дирижабля, уральский родонит, смальта, мозаичное небо над Москвой. Мозаика «Сутки Страны Советов» по эскизам Александра Дайнеки и «И небо, в дымах забывшее, что голубо»...


Станция «Новослободская». Кольцевая линия Московского метрополитена
«Новослободская».Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина. «Каменный цветок» — назвали москвичи «Новослободскую» в середине прошлого века. В витражах эпохи соцреализма — энергетик, географ, архитектор, музыкант, художник, агроном и замысловатые узоры. Орнаменты уроженец Палеха, потомственный иконописец Павел Корин искал в парчовых тканях. Сами витражи — работа рижских мастеров из стекол, хранившихся в Домском соборе.


Станция «Площадь Революции». Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена
«Площадь Революции».Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Станция является работой архитектора Алексея Душкина. Галерея «Нового мира». 20 образов. За бронзовыми изваяниями — свои истории: матрос-сигнальщик — Олимпий Рудаков, позировал еще курсантом, а капитаном первого ранга, будучи в Англии, вальсировал с Елизаветой II в день коронации, — и свои традиции: потереть носы собак, туфельки студенток, флажки сигнальщиков и циркули изобретателей.


Станция «Партизанская». Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена. Фотография Сергея Макарова
«Партизанская» (до 2005 года — «Измайловский парк», с 1947 до 1963 года — «Измайловская», до 1947 — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») «Стадион», «Измайловский парк»...Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Название станция меняла не раз, а нынешнее подсказала жизнь. Место встречи бывших партизан. Памятники Героям Советского Союза. Партизанке Зое Космодемьянской — первой женщине, удостоенной этого высокого звания. Посмертно. И Матвею Кузьмину — крестьянину, который ценой жизни вывел фашистов под пулеметный огонь советских войск. Негласный музей боевой славы.
Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней


Станция «Новокузнецкая». Замоскворецкая линия Московского метрополитена

«Новокузнецкая»,построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой.Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена. Памятник самоотверженности и мужеству. Защитникам Севастополя, Одессы, Сталинграда, Ленинграда... «Новокузнецкая» строилась в разгар войны. В городе на Неве Владимир Фролов создавал жизнерадостные мозаики, украсившие своды. Картины из смальты по эскизам Дайнеки складывались в промерзшей мастерской блокадного города. Последняя работа художника доставлена в столицу по Дороге жизни. Владимир Фролов умер в осажденном городе в феврале 1942-го.


Станция «Римская». Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена.
«Римская». Открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» — «Волжская».153-я станция Московского метрополитена Одна из немногих станций московского метро, получивших название не по расположенному поблизости городскому объекту. Единственный фонтан в московском метро. Вода не бьет ключом, а стекает, как положено, в подземелье — у античных колонн и мраморных ножек младенцев Ромула и Рема. Основатель и первый император Вечного города восседают на станции «Римской». Позаботились о наличии в столичной подземке «римских достопримечательностей» итальянские художники Жан Пауло Имбриги, Альберто Куатроччи и российский скульптор Леонид Берлин.


Станция «Комсомольская». Кольцевая линия Московского метрополитена
«Комсомольская».Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Ворота Москвы. Вершина сталинского ампира. Работа патриарха советской архитектуры Алексея Щусева. Автор Мавзолея, Центрального телеграфа и Казанского вокзала воспел славу и доблесть русской армии. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Неподвластные времени. Герои советской эпохи — Молотов, Берия, Каганович, Сталин — один за другим исчезали с картины «Вручение гвардейского знамени». Сейчас на мозаике — Ленин с красногвардейцами.



Станция «Киевская». Кольцевая линия Московского метрополитена
«Киевская».Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры». Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения. Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники — А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Т. Иванов.

На торцевой стене центрального зала станции расположено панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — слова Ленина:

« Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза."
18 мозаик из полудрагоценных камней. Дружба русского и украинского народов. Начиная с Переяславской рады, когда запорожцы решили объединиться с Россией. Один из входов на станцию — в стиле модерн. Оформлен французскими архитекторами в традициях начала ХХ века. Ответный подарок парижской подземке — витраж «Курочка Ряба». Кремлевские звезды, двуглавый орел, самовар и черный квадрат... Установлен неподалеку от Лувра — на станции «Мадлен».

Витраж на станции Мадлен в Париже.Подарок советских метростроевцев.
Tags: культурное наследие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments