Мнение Святейшего Патриарха:
"А есть ли место для подвига в материалистической концепции человеческой личности, никак не учитывающей высшее начало или Божественное присутствие? Ответ однозначен: нет! Ведь материалистический подход предполагает, что главной задачей человека является сохранение собственной жизни. Именно так обстоит дело в животном мире, где главная задача — выжить самому".
Материалистических концепций много. Но среди них есть и теория "гена альтруизма". Кроме того, в концепции могут быть и нестыковки и пустоты и противоречия. Но как эмпирический факт мы видим, что в истории России было немало материалистических концепций с чрезвычайно жертвенным пафосом. По поводу чего еще В. С. Соловьев заметил, что мировоззрение русских революционеров-материалистов состоит из двух догм: 1. Человек произошел от обезьяны и 2. а посему нет больше той любви как положить живот свой за други своя.
Помимо этого, нынешний тезис Святейшего явно противоречит его недавнему открытию о том, что главный посыл советской идеи и эпохи - это возвещение человеческой солидарности. Солидарность все же есть явная антитеза эгоцентризму.
Наконец, и в религии "главной задачей человека является сохранение собственной жизни". С уточнением, что имеется в виду жизнь не только физическая, но и духовная и что речь идет о сохранении ее для вечности, а не для следующей пятилетки. Но тезис "спаси себя сам" весьма часто приписывается преп. Серафиму Саровскому.
Ну, а сколько людей, не помня в минуту выбора ни о каких концепциях (как религиозных, так и партейных), совершали подвиг в советский период, даже и напоминать неудобно.
"А есть ли место для подвига в материалистической концепции человеческой личности, никак не учитывающей высшее начало или Божественное присутствие? Ответ однозначен: нет! Ведь материалистический подход предполагает, что главной задачей человека является сохранение собственной жизни. Именно так обстоит дело в животном мире, где главная задача — выжить самому".
Материалистических концепций много. Но среди них есть и теория "гена альтруизма". Кроме того, в концепции могут быть и нестыковки и пустоты и противоречия. Но как эмпирический факт мы видим, что в истории России было немало материалистических концепций с чрезвычайно жертвенным пафосом. По поводу чего еще В. С. Соловьев заметил, что мировоззрение русских революционеров-материалистов состоит из двух догм: 1. Человек произошел от обезьяны и 2. а посему нет больше той любви как положить живот свой за други своя.
Помимо этого, нынешний тезис Святейшего явно противоречит его недавнему открытию о том, что главный посыл советской идеи и эпохи - это возвещение человеческой солидарности. Солидарность все же есть явная антитеза эгоцентризму.
Наконец, и в религии "главной задачей человека является сохранение собственной жизни". С уточнением, что имеется в виду жизнь не только физическая, но и духовная и что речь идет о сохранении ее для вечности, а не для следующей пятилетки. Но тезис "спаси себя сам" весьма часто приписывается преп. Серафиму Саровскому.
Ну, а сколько людей, не помня в минуту выбора ни о каких концепциях (как религиозных, так и партейных), совершали подвиг в советский период, даже и напоминать неудобно.
________________________________________
P.S.Можно добавить: именно потому, что материализм видит жизнь человека здесь и сейчас, он заставляет людей бороться за достойную жизнь, тогда как христиане живут долгом перед будущим. Для них главное - не согрешить здесь и сейчас, потому что сопротивление властям, борьба за чьи-то интересы - это греховное поведение, закрывающее им дорогу в Рай. Подвиг во имя Христа -вот единственная форма самопожертвования рекомендованная им.Столько раннехристианских мучеников записаны в святцы именно потому, что они шли на смерть ради Христа, а не своего ближнего.