Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Лесбийский образ России и Европы начала ХХ века


В начале ХХ века отношение российского общества к лесбиянству стало очень терпимым. Не последнюю роль в этом сыграли несколько выдающихся лесбиянок – доктор Анна Евреинова и хирург Вера Гедройц. В 1920-е хирурги пытались лечить лесбиянок, но безуспешно. Французский режиссёр Себастьян Лифшиц в наши дни собрал коллекцию, как выглядели лесбийские союзы в начале ХХ века.

У каждой эпохи свои ценности. Более того, в традиции России есть такие «традиции», которые, мягко говоря, придутся совсем не по нраву неоконсерваторам, контролирующим сегодня агитпроп.

Одна из таких «традиций» — очень терпимое отношение российского общества столетней давности к гомосексуализму – явлению, которое сегодня в России трактуется как «опасное извращение и подрывная деятельность». Формально мужской гомосексуализм тогда карался по закону (до 3-х лет тюрьмы), однако судебные случаи по этой статье были единичны, а мужеложество процветало во всех сословиях империи (см. сноску по окончании статьи).

Наказание за гомосексуализм в начале ХХ века в основном применялось в туземных губерниях России, и оно там понималось не столько как репрессии, сколько как борьбы против варварских автохтонных обычаев. Профессор Эриксон в статье «О половом разврате и неестественных половых сношениях в коренном населении Кавказа» писал:



(Мальчики-наложники — бачи — в Самарканде, 1890-е годы)

«По данным за 1911-13 годы из общего числа случаев мужеложества в Российской империи почти половина приходилась на Тифлисскую губернию (включая города Тифлис, Баку, Екатеринослав, Ереван и прочие населенные пункты). Несмотря на распространенность половой психопатии среди населения данного региона, этот феномен был прежде всего порождением местных культур. Обычаи и нравы коренного населения Грузии и Армении, регионов вокруг Баку, Ташкента и Самарканда отнюдь не исключали однополых отношений, причем часто принудительных.

Распространенные на Кавказе похищения мальчиков и юношей для половых целей подчас объяснялись дикими нравами туземного населения. В Ташкенте и близлежащих регионах Средней Азии распространенность педерастии объяснялась изоляцией женского населения, специфическим образом жизни местного населения, коротавших досуг в разного рода чайных (чайханах), где с ранних лет они приучаются к восточной лени и тунеядству, а также местными традициями подростковой проституции – бачебаством (бачи – мальчики-танцоры передвижных групп, вовлеченные также в платный секс ). Чем крупнее город и больше в нём мусульман , тем чаще возникают судебные процессы по поводу педерастии».

В городах же европейской части России, как уже говорилось выше, гомосексуализм считался обыденным, «природным» явлением.

В предисловии к французскому изданию биографии Чайковского (1987 год) Нина Берберова приводит несколько фактов, свидетельствующих об открытости и ненаказуемости мужчин-гомосексуалистов в России на рубеже столетий. Тогда было по крайней мере семь Великих князей-гомосексуалистов (дяди, племянники и кузены двух последних царей). Самым ярким в этой групп был Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II. Он регулярно появлялся в театре и в других публичных местах со своим очередным любовником. Родственников-гомосексуалистов имела не только царская семья, но и многие русские семьи высшего общества. В воспоминаниях писателя Владимира Набокова о детстве в России «Говори, память» сообщается, что каждый из его родителей имел по одному брату, которые были гомосексуалистами. Такой же брат был и у самого Набокова (это Сергей Набоков, который жил в Австрии со своим любовником и погиб в нацистской газовой камере во время Второй мировой войны).



Лесбиянство же и вовсе воспринималось как норма – не только в городах, но и в деревнях. Несколько выдающихся лесбиянок тогда своими заслугами в художественной и научной деятельности сделали это сексуальное поведение привлекательным явлением для множества девушек.

В два последних десятилетия XIX века знаменитыми на русском литературной сцене были две пары лесбиянок. Анна Евреинова (1844-1919) имела степень доктора права Лейпцигского Университета и была активной участницей феминистского движения. Она стала основательницей литературного журнала «Северный вестник», который издавала вместе со своей любовницей-компаньоном Марией Федоровой. А Поликсена Соловьева (1867-1924) была поэтом-символистом, первой переводчицей «Алисы в стране чудес» на русский язык. Свою судьбу она разделила с Настасией Манасеиной, женой известного ученого, которая оставила своего мужа, чтобы стать любовницей Соловьевой.



В литературе появление лесбиянок и гомосексуалистов было отражено в романе «Девятидесятники» Александра Амфитеатрова, опубликованном в 1910-1911 годах. Главными персонажами романа были владелица крупного банка — лесбиянка и «декадентствующий» поэт-гомосексуалист, который появлялся на публике в яркой косметике и ювелирных украшениях, надеваемых специально, чтобы продемонстрировать свою гомосексуальность.



(Максимилиан Волошин, Поликсена Соловьева, Григорий Петров, литератор, бывший священник. Коктебель. 1910-е годы)

Ещё одной известной лесбиянкой-общественницей стала княжна Вера Гедройц (1870-1932) – русский врач-хирург, поэтесса и писатель, одна из первых в мире женщин-профессоров хирургии и одна из первых женщин, возглавлявших хирургическую кафедру. Княжна всю свою жизнь посвятила медицине, спасению больных и раненых во время боевых действий, а также медицинской науке, сделав множество открытий. Она организовывала в провинции больницы и распространяла современное оборудование, во время Японской войны организовала передвижной дворянский медицинский отряд. По возвращении домой она опубликовала отчёт о работе отряда и систематизировала его медицинский опыт. После этого ее имя стало известно всей стране.

В 1890-х Гедройц активно участвовала в оппозиционной деятельности и посещала революционные кружки и демонстрации. Во время Первой русской революции княжна, будучи приближённой царской семьи, активно помогала рабочему движению, а позже вступила в партию кадетов.

После революции она продолжила работу врача на фронте. В 1920-е годы жила в Киеве и принимала активное участие в работе киевских хирургических служб, в частности, организовала челюстно-лицевую клинику. В 1929 году княжна была избрана заведующей кафедрой факультетской хирургии на место уволенного в ходе репрессий против украинской научной интеллигенции (знаменитое Дело «Союза освобождения Украины») Е.Г.Черняховского. Однако в 1930 году её также уволили из университета без права на пенсию. На сбережённые средства и гонорары от изданий Вера Игнатьевна купила дом в пригороде Киева. Она почти оставила хирургическую деятельность, но продолжала оперировать в больнице Покровского монастыря.

Вера Гедройц была, по воспоминаниям современников, маскулинной женщиной, и нередко её называли «Сафо» и «Жорж Санд Царского Села».



(Вера Гедройц сидит, в центре)

Первой любимой женщиной княжны была Рики Дюги, которую Гедройц встретила во время обучения в Лозанне. Второй большой любовью Гедройц стала графиня Мария Нирод, с которой они вместе прожили в Киеве последние 14 лет жизни героической женщины-хирурга. В 1932 году Гедройц умерла от рака.

Изучением лесбиянок в начале ХХ века занимался врач Оршанский. Он писал:

«Гомосексуальные женщины делятся на активных и пассивных — здесь наиболее интересны активы, так как пассив, обычная, мало чем отличимая от других нормальных женщин, женщина. Активная женщина в этих случаях полна мужских черт как по внешности, так и по психике. Она обычно энергична, жива, предприимчива, занимает, и не без успеха, мужские должности — комиссионер-вояжер, управляющий делами и т. д., курит, пьёт вино и часто ругается довольно забористой бранью. Часто одевает мужскую или «под мужскую» одежду. Очень любезна с женщинами, помогая ей и ухаживая за ней. И часто добивается взаимности, подходя крайне осторожно и приучая к себе свою симпатию. Активная женщина часто уделяет внимание мужскому спорту — охоте, верховой езде, — полна стремления служить в войсках. И когда во времена Керенского был создан женский батальон Бочкарёвой, то там было большое число активных женщин, столь счастливых возможностью получить все то, что являлось предметом их желаний — мужская форма, оружие».



В 1920-е годы как в СССР, так и в Европе были попытки излечения от гомосексуализма с помощью хирургии. Так, австрийский биолог Эуген Стейнах ещё в 1918 году он обнародовал результаты пересадки обычных половых желез мужчине-гомосексуалу. После операции тот утратил жсноподобность, приобрёл мужские черты и «счастье сексуального общения с женщинами». В начале 1920-х годов о достижениях Стейнаха много писали, и они получили одобрение сексолога Магнуса Хиршфилда. Русские последователи Хиршфилда стали ярыми проповедниками секреторного происхождения гомосексуализма. Такая «эндокринная» теория идеально увязывалась с марксистко-ленинской догмой, согласно которой только сам человек является хозяином своей судьбы и обладает властью над природой, может преобразовывать ее для своих нужд.

Но если хирургическое излечение мужчин-гомосексуалов было не редкостью, то женский гомосексуализм не поддавался корректировке. Вот лишь один пример такой попытки излечения лесбиянства:



(Мария Бочкарёва и лидер английских феминисток миссис Панкхерст, лето 1917 года)

«В 1928 году профессор Харьковского университета Я. И. Киров уговорил 27-летнюю крестьянку Ефросинию В. согласиться на операцию: он трансплантировал ей под правую грудь фрагменты яичника свиньи.

«Ефросиния постоянно влюблялась в женщин, обрушивала на них потоки любовных писем… приставала к женскому персоналу в клинике и вообще «смотрела на окружающих её женщин глазами мужчины. С раннего детства она водилась в компании мальчиков и мужчин и носила мужскую одежду. Если хотела, могла говорить мужским голосом, стриглась по-мужски, отличалась твёрдой поступью, энергичной, быстрой, деловой походкой. В результате имплантации элементов яичника животного под правую грудь пациентки не удалось изменить её сексуальную ориентацию, и никакого влияния на гендерные характеристики операция не оказала. Врач признал факт провала эксперимента и согласился с тем, что одно только биологическое вмешательство не приводит к лечению извращений такого рода».

Интерес советских психиатров и юристов к женскому (и мужскому) гомосексуализму резко, в одночасье оборвался в 1934 году, когда мужской гомосексуализм был причислен к уголовно наказуемым преступлениям. Активная пропаганда «семейных ценностей» в духе сталинизма в полную силу развернулась два года спустя, когда аборт был запрещён и крайне осложнилась процедура развода. О лесбийской любви не только не писали и не говорили, но в основном на нее даже и не намекали на протяжении сталинской эпохи и позже, вплоть до 1980-х годов.



Французский режиссёр Себастьян Лифшиц в наши дни собрал коллекцию, как выглядели лесбийские союзы в Европе в начале ХХ века:













Я, конечно, не психолог, но наблюдая воочую некоторых гомосексуалистов еще с подросткового возраста (так уж мне повезло), прихожу к выводу, что и то, и другое (гомосексуализм и лесбиянство) по сути плод человеческой психики, воспитания и социальной среды, но отнюдь не физиологии. Именно поэтому так и не решил Фрейд причину появления гомосексуализма, что пытался объяснить все подсознанием и либидо, в то время как именно сознание играет здесь не последнюю роль.
Мне пришлось столкнуться с двумя вариантами этого порока ( именно порока, коль скоро он происходит под командой разума самого человека на удовлетворение своих потребностей, идей и желаний). В одном случае был примитив-развратник, повар в школе-интернате. Поскольку он совращал малолетних, то получил тюремный срок. Во втором случае был кружок элитариев студентов и преподавателей в мединституте и музучилище, то ограничились исключениями из вуза и аспирантуры, снятием степеней, снятием с работы, товарищеским судом и вынужденным переездом фигурантом в другие города. Но даже в случае с поваром-одиночкой, не говоря уж об элитариях, присутствовала крайняя самоуверенность и сознание собственного превосходства над всем остальным миром. Совершенно в духе Платона: дружба юноши с ученым мужем возвышает. Таких законченных самовлюбленных личностей мне не приходилось в то время встречать нигде. Полное презрение к обычным людям, е самолюбование и уверенность в незаурядности. Невольно вспомнился Оскар Уальд. У него его гомосексуализм носил именно такой характер. И что потом? А потом страдания,(для Уальда тюрьма), для моих знакомых позор и разрушение карьеры, очень многих вернуло с небес самовозвышения на грешную землю. Они излечились от гордыни, а главное, от своего нетрадиционного подхода к семье и женщине. Во всяком случае трое из знакомых мне элитариев,чью судьбу можно было проследить, благополучно женились, родили детей и жили вполне традиционно.
Лесбиянство, судя по статье, получило расцвет в период, когда Европа боролась за эмансипацию, и очевидно, первая причина крылась опять-таки в стремлении стать над обществом и традицией, выделится и осознать себя исключением.
Помнится, в детстве были соседки-девчонки, которые мало дружили с девчонками, не играли в кукол, а предпочитали компании мальчишек, чтобы лазать с ними по деревьям, чердакам, стрелять из рогатки или в тире в парке и смотрели на девчонок свысока. В детских самодеятельных спектаклях они всегда играли мужскую роль. Но ни одна из них, не имея дурного влияния пропаганды, никогда не превратилась в лесбиянку. Став старше, они влюблялись в ребят и думали только о семье и детях.
Как настроен человек в обществе в отношении собственной личности и ее таланта, как относится к окружающим, трудится или ведет праздную жизнь, позволяет ли само общество пропаганду того или иного образа жизни, зависит очень многое.Пропаганда, внушение, отсутствие самоконтроля и безделье очень часто деформируют личность, рождая в ней стремление отличиться чем-то, выйти за рамки, попробовать новизны, и всегда это законченные эгоисты.
Tags: психология нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments