Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Многообразие фальсификата: сыр и масло с растительным жиром

8281
Борисов Александр, Cопредседатель Союза потребителей, "Росконтроль"
Россия взяла уверенный курс на импортозамещение. У производителей появилась возможность выпускать продукты, не переживая об их конкурентоспособности. И многие воспользовались ситуацией исключительно с выгодой для себя. Проведенный Союзом потребителей «Росконтроль» масштабный веерный мониторинг сливочного масла и сыра выявил существенную проблему — фальсификация продуктов.
Но кому бы могло прийти в голову, что пособниками в обмане потребителей выступают регулирующие органы, занимающиеся непосредственно надзором в сфере защиты прав потребителей, и отраслевые союзы?

Корень зла молочной отрасли
Рассматривая имеющиеся на данный момент проблемы, можно констатировать, что некоторые производители создают иллюзии не хуже Гарри Гудини. Они мастерски выдают один товар за другой, пряча ключевые сведения о составе или наименовании за облаком красочного «дыма» на этикетке. Эксперты «Росконтроля» не раз обличали таких фокусников в рамках спецпроекта «Этикетка без обмана».
Среди них, например, маркетологи, занимающиеся продвижением масла, которое, при детальном рассмотрении, оказывается другим продуктом — спредом с растительным жиром, помещают на лицевую часть этикетки слова среднего рода «Кремлевское», «Деревенское», «Крестьянское», что ассоциируется со сливочным маслом. Для солидности указывается и ГОСТ, но вовсе не на масло (ГОСТ 32261-2013), а на спред (ГОСТ 52100-2003). Ставка идет именно на первые четыре буквы, ведь простой потребитель не знает наизусть все ГОСТы. А порой у покупателей «крадут» жир. Звучит хорошо только в том случае, если вы считаете количество калорий. Другие же тратят деньги на воду.
Вот как комментирует обман потребителей Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока: «Мне очень нравится, когда одна из структур заявляет, что 80% сливочного масла — некачественные. Доля жира не соответствует указанному на упаковке. Мы задаем вопрос, а на сколько не соответствует? На долю процента. Сливочное масло получается не 82%, а 81,3%. Я уверен, что мы все здесь скажем «Фу, как же можно есть такое масло?! Какой кошмар».
Андрей Даниленко не жалеет красноречия, чтобы защитить недобросовестный бизнес от нападок общественных организаций и потребителей, которые имеют наглость требовать достоверную информацию о товаре. «Доля процента», о которой столь язвительно говорит руководитель отраслевого союза, как свидетельствуют лабораторные исследования, может быть и 1,5%, и 3,3% и 4,4%! Широким жестом председатель правления «дарит» производителям наши деньги вместо того, чтобы призвать коллег по цеху снижать цены на продукт соответственно реальному его составу.
Тем же производителям, которые стараются работать по-честному, и выпускать продукцию соответствующего качества, Даниленко по сути не оставляет возможности добросовестно конкурировать. На фоне открытого одобрения воровства из кармана покупателей, им остается либо следовать примеру менее принципиальных членов союза, либо уходить с рынка. Возникает логичный вопрос: в чьих же интересах, на самом деле, действуют отраслевые союзы? Мы обязательно ответим на него позже, а пока давайте разберемся - что же не так с растительным жиром?
Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль»:
«Да, производитель существенно экономит, изготавливая товар с использованием растительного, а не молочного жира. Опасности для здоровья потребителя этот компонент не представляет, несмотря на громкие заявления некоторых противников пальмового масла. Считается, что оно бывает как пищевое, так и техническое — не соответствующее требованиям безопасности по показателям окислительной порчи. Однако, последнее, по данным экспертиз Росконтроля, изготовители продуктов питания, пусть и фальсифицированных, не используют».
Изготовители настоящего, всеми известного, сыра «Фета» притесняются конкурентами, изготавливающими «фетоподобный продукт». Его невозможно отнести к какой-либо разновидности сыра, а иногда даже и сырного продукта, ведь молочных жиров в нем нет вообще или они присутствуют в малом количестве. Зато упаковку украшают пейзажи греческих островов, а в некоторых случаях и цитаты технологов производства, что выступает, своего рода, гарантом качества для потребителя и отбивает у него желание изучать состав. А зря. На обороте мелким шрифтом пишут истинное наименование продукта. В случае с «псевдофетой» мы видим там следующую формулировку: сырный продукт или комбинированный продукт с растительным жиром (в последнем случае молочного жира в продукте нет совсем). С сыром «Сулугуни» такая же ситуация.
Чтобы найти настоящий сыр — внимательно читайте этикетку! Небольшая памятка: если в маркировке в явном виде отсутствует слово «Сыр» — то это, скорее всего, не сыр. А вот присутствие слова «Масло» вовсе не гарантирует, что это именно оно.
Лазейки в законе
И самое интересное, что размещая на упаковке спреда слово «масло» производители фактически ничего не нарушают. Как так? Объясним! Согласно Техническому регламенту на масложировую продукцию ТР ТС 024/2011 спред — это эмульсионный жировой продукт, изготавливаемый из молочного и разного вида растительного жира. Именно здесь кроется «ключ к успеху». В заявленном на этикетке составе растительно-сливочного «масла» растительные жиры отсутствуют — указан молочный жир и некий заменитель молочного жира.
Что такое заменитель молочного жира? Согласно техническому регламенту «это продукт с массовой долей жира не менее 99,0%, предназначенный для замещения молочного жира». Фактически растительное масло, но с красивым названием, которое позволяет обойти запрет на использование слова «масло» в названии и снять ярлык «спред» с выпускаемого товара, и повысить лояльность покупателей. Кроме того, получается совсем другой, инновационный продукт, для которого нет определения в ТР ТС 024/2011. Так как растительно-сливочное «масло» на самом деле полезный продукт со сбалансированным жирнокислотным составом, профилактическое действие которого обосновано и подтверждено, в том числе клиническими исследованиями НИИ питания, Роспотребнадзор регистрирует его по ТР ТС 027/2012, как продукт диетический профилактический.
Правда производители, на лицевой стороне этикетки, не понятно почему, крупным шрифтом пишут «Масло 82,5%» или «Масло 72,5%». Полное название «Специализированный пищевой продукт для диетического профилактического питания — масло растительно-сливочное», которое может отпугнуть потребителя, прячется на оборотной стороне пачки, , набранное мелким шрифтом. Видимо покупатель должен доказать, пройдя квест, что заинтересован в информации. Это уже можно квалифицировать как введение потребителя в заблуждение: маркировка продукции должна быть понятной, достоверной, а наименование продукта должно достоверно характеризовать продукцию и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
Тут важно сделать акцент на том, что при госрегистрации изготовителем в обязательном порядке предоставляется этикетка или ее макет. А раз на прилавке лежит такое «масло», можно констатировать невнимательность надзорного органа и не соблюдение требований ТР ТС 022/2011.
Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»:
«Необходимо обратить внимание на то, что в техническом регламенте специально отмечается -"Целями принятия настоящего Технического регламента являются: <...> предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей)". Регистрация продукта, который преподносится покупателям именно как масло, по существу — обман потребителя. Роспотребнадзор, как уполномоченный орган, должен не потворствовать подобного рода "хитростям", а внести предложения по доработке технического регламента и прекратить регистрацию продуктов, маркировка которых вводит в заблуждение».
Остается добавить, что производство такого масла обходится изготовителю существенно дешевле, чем производство натурального сливочного масла, поэтому начинаются ухищрения с дизайном упаковки. Также отметим, что встречается растительно-сливочное масло, которое не прошло госрегистрацию в качестве продукта профилактического питания, оно продается по декларации о соответствии — это уже настоящий фальсификат. Его реализация проходит с нарушением технических регламентов.
О чем молчат отраслевые союзы?
Фальсификат на прилавках — это не только обман потребителя, но и удар по добросовестным производителям, ведь цены на псевдопродукты ниже, а покупатель в кризисное время берет что подешевле. В перспективе, из-за ценовой конкуренции, на российском рынке может произойти «вымывание» качественных товаров. Добросовестному производителю просто невозможно выжить в такой конкурентной борьбе.
На данный момент методы идентификации наличия растительных жиров в сырье недоступны для большинства производителей. Это позволяет им, при выявлении фальсификата, перекладывать вину на других игроков — поставщиков сырья, снимая с себя ответственность. А сами производители объединяются в отраслевые союзы. Их цели, с виду, благие — создать экономически выгодные условия для производства и работы отрасли в целом, улучшить качество выпускаемой продукции.
На деле же эти объединения всё больше потворствуют недобросовестным производителям, «прикрывают своих», не пытаясь наладить контакт с потребителями. Заигрывая с властью, добиваются пересмотра существующих стандартов качества товаров в сторону снижения требований. Это идет вразрез с заявленной миссией, но в угоду собственной выгоде. До потребителя им нет дела, а в зарождающемся институте общественного контроля они видят угрозу, которую необходимо уничтожить. Об этом свидетельствуют и публичные выступления представителей отраслевых союзов.
Subscribe

  • Элита - расколоть или создать...

    Ихлов Евгений Мечта о расколе элит, приносящем демократизацию, также феерична как мечта о гибридности, приносящей либерализации... Но она…

  • Очень интересное кино

    Скорбное киноговно Габрелянова. Антимайдановский боевик «Майор Гром. Чумной Доктор» провалился вслед за столь же идейно…

  • Ленинград 80-х глазами западных туристов

    Необыкновенные впечатления иностранцев о Ленинграде конца 80-х. Перестройка, Горбачёв… Посещение СССР тогда было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments