Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Канал "Культура" и Аристарх Лентулов.

«Культура» сделала передачу об Аристархе Лентулове.



Минимум информации даже о творческой деятельности. А зачем много, если не репрессирован, не запрещен, не признан космополитом, даже скучно как-то рассказывать об успехах и признании в стране Советов. Не в духе нынешней «свободы» и откровенности. И все-таки что-нибудь эдакое, припечатывающее гнет советской цензуры, найти-то нужно. Хотя даже на персональной выставке 1933 года А.Лентулову разрешили выставить все свои работы, от кубизма до соцреализма. А ведь это 33 год, предвестник репрессивного 37 года, и такой пассаж. Впрочем, искусствоведы у нас не отстают в креативности от рекламщиков.
Вот и догадались, что хоть Лентулова и не окрестили формалистом за кубизм молодости, но это произошло как-то случайно. Он и сам чувствовал, что случайно.Даже на выставку в зал пришел ни свет, ни заря. Все трепетал, дрожал и опасался: а не ждут ли там его в «черном воронке».
Да и потом, из опасений за себя, семью и друзей (вдруг вышлют за сто первый километр) сам построил себе дачу на таком расстоянии от Москвы. Поди, спохватятся, а он уже сам себя в ссылку отправил. И взятки гладки, как говорится.

Пески. Дача А.Лентулова
Было и еще одно предчувствие у Лентулова: сохранить хотя бы в живописи русское православие. Ведь антирелигиозная компания у Советов. Церкви сносят почем зря. Вот и подсказала ему душа (как в фильме «ПО семейным обстоятельствам» мудрая мама) «Иди и рисуй». И он стал рисовать.
Только почему-то церкви появились у него вначале в кубическом варианте, задолго до революции и Декрета об отделении церкви от государства.

Василий Блаженный 1913г.

Небозвон 1915 г.

Крестный ход 1914 г.

Новый Иерусалим 1917 г

А в поздних картинах преобладали далеко не попадающие под снос церквушки, а все больше памятники: Кремль, Новодевичий монастырь. Неужели своими картинами уберег их от сноса?

Кремль 1920 г.

Новодевичий монастырь 1936 г.
И вообще, советская власть постоянно заедала его творчество. Убегая от нее, он даже декорации для спектаклей стал рисовать. Ведь декорации это что? Условность. Можно и кубизм протащить, а в картинах все соцреализм, да соцреализм. Правда, отчего-то рисунки у него тоже не кубические, хотя вполне мог рисовать для себя. Писали же наши великие непризнанные диссиденты «в стол». Вот и рисовал бы для друзей или для жены и детей. Так нет же, все на реализм его тянуло. Даже в рисунках.

Это не юмористическая передача, упаси Бог, это передача о творчестве замечательно советского художника Аристарха Лентулова. Но вот изложенная она примерно так.
Наши домысливатели за других домыслили даже до того, что мемуары Лентулова натянутые, полные фактических неточностей, в которых он демонстративно отрекался от юношеских творческих порывов, компании «Бубнового валета», авангардизма, в сущности, от самого себя: «…в этом было что-то от улицы, от кафе филистёрского пошиба, молодых людей, оторвавшихся от сложной и серьёзной работы, которая оказалась им не по плечу. Я, хотя и был в котловане этого движения, в душе не был приверженцем похождений Бурлюков, хождения по улицам с раскрашенными физиономиями Ларионова и компании».
Вот почему нынешние критики и искусствоведы имеют право говорить за художников и писателей и именовать их откровения чуть ни ложью в угоду идеологии того времени.
Или они способны судить о других только по самим себе? Только по тем, кто уже в зрелом возрасте вдруг отрекся от своего советского прошлого и воспел капитализм, безнравственность, мещанство и карьеризм, посчитав их наконец-то полученной свободой и возможностью стать самими собой? Разве это не фальсификация и ложная интерпретация, в которых теперь принято обвинять всех и вся начиная от летописцев Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.
Если нет факта, то его можно придумать, создав словесную иллюзию из домыслов, так чтобы поверили слушающие и читающие.
И конечно, как и в отношении незабвенных братьев Маковских, когда вы захотите ознакомиться с творчеством Аристарха Лентулова, интернет услужливо предоставит вам картины раннего, дореволюционного Ленталова, организатора художественного объединения «Бубновый валет», кубиста и эксперементатора. А о следующем этапе вы прочтете следующее, уже бех иллюстраций и возможности самостоятельно составить мнение о его творчестве.:

Конец 1910-х – начало 1920-х гг. отмечены циклом подмосковных пейзажей, а самой громкой работой стал очередной автопортрет – «Автопортрет со скрипкой»: на сей раз не столь провокационный, как автопортрет 1915 года, но возвращающийся к приёмам аналитического кубизма. Лентулов вошёл в моду, стал получать большое количество государственных заказов, оформлять интерьеры кафе и даже украшать площади по случаю празднеств. Однако эксперты единодушно называют 20-30 гг. временем угасания некогда неукротимого «певца солнца» и экспериментатора. Он стал писать в меру тривиальные индустриальные пейзажи, портреты, виды моря.
Интересно мне посмотреть в глаза этим нынешним экспертам и попросить их назвать хоть одного худоэника и писателя, которые с течением времени и изменением отношения к жизни, не поменяли бы и творческой манеры, и бунтарского нрава на созерцательный философский.
Тот же друг в Бурлюк, Владимир Маяковский, щеголявший в желтой кофте сестры и будораживший своим авангардизмом весь Петербург, повзрослев и осознав смысл жизни, изменился очень сильно. Но таланта своего не растерял.
Кого бы вы ни взяли, А. Пушкина или Н.Гоголя, Рембранта или В. Маковского, даже юного Ломоносова и его же великого ученого, вы у всех всегда обнаружите странную особенность: уходить от наивности молодости, от ненужного эпатажа или восторженности и преобретать мудрость и глубину в творчестве и взглядах на жизнь.
Очень жаль, если бы Лентулов на всю жизнь остался сумбурным кубистом или шагнул бы по этому направлению к полной потере реализма и красоты.
Нельзя сравнивать художников советской эпохи с западными Пикассо, Модильяни, Дали и т.п. Образ жизни накладывает свой отпечаток. Художникам западного мира все время нужно было заявлять о себе, чтобы не попасть в полосу забвения. В 20-м веке заявить о себе – это остаться провокатором, создавать эпатаж, бросать вызов. Именно западный художник не в состоянии быть самим собой и за весь период долгой жизни, несущей мудрость и приобщающей к вечности, перебраться из Голубого периода в кубизм, а потом абстракционизм. Это не восхождение, а нисхождение таланта. Использовать подобные методы в творчестве свойственно молодости. В молодости они и остались навсегда. Они не стали философами и мудрецами. Они не изменили мир, но утвердили в пошлости толпу.
Возьмите бунтарей-шестидесятников. Что представляют они собой ныне? Опустившихся, исчерпавших себя, сжегших молодость и талант, никому неинтересных стариков. Их идеи были рождены наркотиками и брожением молодости, их философия была примитивна, их творчество – бесплодно.
Наши советские шестидесятники не превратились в опустившихся стариков только потому, что жили в стране Советов. Но поумнеть они не поумнели, но только прочнее утвердились в заблуждениях молодости.
Это показатель того, насколько талантлив или нет человек. Таланту свойственно меняться и разрастаться в новом. Бездарному эпигону – коснеть в своих застоявшихся взглядах и представлениях. Они не понимают, что есть творческий рост, что есть настоящее искусство и для чего оно существует.
А Аристарх Лентулов был творец и он понял, что авангардистская форма не может прогрессировать в бесконечность беспредметности. Живопись должна перевести настоящее в вечность, сохранив ее реальность, а не размыв иллюзией.


Астры 1913 г
Работы А.Лентулова потеряли беспредметность кубической формы, но они сохранили необходимую условность и неповторимость лентуловской цветовой гаммы.

Восход солнца 1928

1930 г.

Когда-то и мне приходилось увлекаться авангардизмом во всех формах и считать эпатаж и вызов подлинным творческим порывом. Но позднее пришло понимание назначения искусства, его значимости и ценности. И теперь, глядя на картины А.Лентулова я могу с уверенностью сказать, что на свое счастье он оказался не изгнанником, а советским гражданином. Именно спокойная, гуманистическая установка советского образа жизни позволила ему не закоснеть в авангардизме, не изощряться в оригинальности и вызове ради заработка и привлечения публики как случилось со многими на Западе, а стать самим собой и сохранить эпоху в прекрасных красках и образах.


Натюрморт с рыбой 1938 г

Строители Комбината 1931 г

Натюрморт 1936

Пристань в Сухуми ночью 1934
Tags: художники
Subscribe

  • Потери без приобретений.

    Ах, как сейчас здравомыслящие люди должны упрекать себя за то, что считали советские известия и оценки мировых проблем всего лишь советской…

  • Круизный отдых в СССР

    Несмотря на железный занавес, в Советском Союзе все же были ниши, в которые вход иностранцам не был запрещен. Одной из таких…

  • КОГДА В РОССИИ ОТКРЫЛИ ПЕРВЫЙ КИНОТЕАТР?

    Современное кино создали французы Луи и Огюст Люмьеры в конце XIX века. Они изобрели аппарат, который был предназначен для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments