Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Вера и религия


Праздник в честь богини Весты

Древняя Олимпия

Ж.Давид. Клятва Горациев

Пастофарианство

Все-таки великая вещь – человеческая речь. Можно говорить одно, а понимать совсем другое.
Последнее время доказательством Бытия Божия стало слово «вера». Причем пользуются этим словом строго канонически, подразумевая под ним весь комплекс религиозных мер. И особенно на этом основании любят говорить о вере в Бога ученых. Но если спросишь подобных верующих, а ходил ли тот или иной ученый в церкви или синагоги, исполнял ли в полной мере все, что составляет религиозные каноны и правила, они начинают злиться и доказывать тебе, что ты невежда.
Да, прикрыться словами о вере великих ученых сейчас не просто модно, а как бы необходимо в споре с атеистами.
И происходит подобное явление от того, что за 70 лет Советской власти люди, научившись быть свободными и ориентироваться только на свою совесть и закон государства, потеряли понятие слова «религия».
Но не следует забывать, что вера, надежда, любовь имеют отношение к человеческой психике. А религия – к социально-политической сфере. Иными словами, одно человеческая психика, другое – часть надстройки над экономическим базисом.
Люди могут верить и верят во что угодно и как угодно в зависимости от их образования, эрудиции, культурной среды и времени и при этом не обязательно в Бога. Люди верят в вещи, не имеющие доказательств и не относящиеся к предметам и законам материального мира. Люди верят в любовь, в законы чести, в необходимость защиты Родины, в потусторонние силы, в загробную жизнь и т.д. Среди этих вер присутствует и вера в богов или Бога. Вера не требует доказательств, но исходит из внутреннего миросозерцания и убежденности, что чувства человека – это реальность, доступная для понимания другим людям.
Однако, еще в самые древние времена, веря в явления природы как некую неподвластную силу, человек, понял, что веры мало. Нужна связь с этими силами. Нужно уметь договориться с ними, умолить их, задобрить и при этом совершить такие действия, которые были бы понятны высшей силе и своим повторением настраивали ее на связь с человеком. Таким образом, из веры родилась религия. Религия – это путь, по которому человек достигает общения с Богом или богами, это определенный ритуал и непреложный закон соотноситься с высшими силами так, а не иначе, не самому, а через посредника.
Когда-то Моисей получил от Бога скрижали Завета. Иными словами Бог заключил с Моисеем договор и дал ему скрижали с Законом, который должны исполнять все иудеи, заключившие через Моисея договор с Богом. Позднее эти законы были дополнены строгой регламентацией не только в вопросах нравственности, но и в вопросах быта, питания, одежды, поведения. Если в христианстве существует десять заповедей из Ветхого Завета и девять заповедей блаженства из Евангелия, то у иудеев, например, их 663. И все их нужно исполнять.
Основные заповеди, помещенные на Моисеевых скрижалях Завета, перешли в христианство и были дополнены новыми обрядами, ритуалом, символикой и морально-нравственной ответственностью. Часть же предписаний, содержащихся в книге Левита, были отменены самим Христом и в христианство не вошли. Так христианину не нужно совершать обрезание младенца и не нужно избегать употребления в пищу каких-то видов животных и растений. Но возникли новые, именуемые Таинствами, без которых человек не может не только называться христианином, но и никогда не войдет в общение с Богом.
Иными словами, религия – это связь с Богом по определенным канонам и ритуалу, нарушая которые, человек разрывает эту самую связь. Религия не допускает своеволия и своемыслия. Нужно мыслить и видеть мир так, как написано в священных книгах, ибо они Богодухновенны. Если написано, что Бог создал вселенную за шесть дней, то так и должно быть, если Иисус Навин по молитве остановил солнце, то так и должно быть, если Бог напустил на египтян семь казней египетских, то значит, так и было. Сомнения не должны нарушать ни закон, ни ритуал.
И когда защитник веры в Бога говорит, что Коперник был ревностным католиком, но создал систему, противоречащую библейской, то этот защитник не понимает того, о чем хочет говорить. Ревностные католики были в составе католической инквизиции. А вот все остальные, Коперник, Галилей, Лаплас или Декарт были просто верующими в Бога христианами, далекими от религиозного фанатизма. Они были детьми своего времени и вынуждены были исполнять церковный ритуал, но ревность их состояла только в одном: служении истине. И если истина в их понимании расходилась с каким-то церковным предписанием, то они уходили от этого предписания, потому что понимали Бога шире, чем им диктовал церковный канон.
В наше время, после того как мир обратил все взоры на науку, можно вернуться к вере, но чисто как явлению духовно-нравственному, связанному с понятием «совесть». А коль скоро ты считаешь себя православным, то тебе мало верить. Тебе нужно исполнять не только заповеди, но и весь ритуал. А ритуал регламентирует всю твою жизнь, на духовном и на бытовом уровнях. Поэтому не стоит удивляться поступкам Энтео или священника Дмитрия Смирнова, громивших выставки и опрокидывающих микрофоны, приговорам судов по делам об оскорблении религиозных чувств и возможному запрету фильма «Матильда». Эти действия входят в религиозность и ревность по Богу.
Некоторые люди с удивлением спрашивают: «Что, разве христианином может быть только практикующий, т.е. посещающий церковь регулярно?» Представьте себе, что да, только практикующий. Вспомните: христианин – это тот, кто почитает Христа Сыном Божиим и исповедует символ веры. А если вы почитаете Христа, то вспомните Его слова:
Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет;
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем;
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Каждый должен понимать, что религия, в том числе христианство – это путь спасения через связь с Богом по определенному ритуалу и закону.
Святые отцы писали, что вера без дел мертва, но дела, по которым определяется вера и есть исполнение воли «Отца Моего Небесного», то есть исполнение религиозных предписаний.
70 % россиян, заявляющих, что они православные, обязаны хотя бы раз в год быть на исповеди и причастии. Не лишнее будет и взыскивать с них некоторую сумму пожертвований, ибо церковь живет милостыней, а кому как не православным подавать ей милостыню.
Люди должны отдавать себе отчет, что введение в школы основ Православия, признание теологии наукой, возрождение монастырей, реституция храмов и строительство новых проводятся не для того, чтобы кто-то умиляясь красоте церковной службы или золотым куполам соборов, продолжал жить не исполняя предписаний церкви. Население России, признавшее себя православным, непременно должно стать еще и практикующим. Как это будет осуществляться, трудно сказать. Расчет на добровольность оказался несостоятельным. И теперь ищут причины уклонения православных от православия то в дорогих иномарках священников, то в голубизне архиерейства, то в тайных контактах патриарха с папой Римским. Даже самого патриарха Кирилла начинают обвинять в развале церковной жизни и снижении авторитета самой РПЦ. "В лице Алексия II народ видел такой культурный тип патриарха-отца, а в лице Святейшего Кирилла мы видим новый культурный тип: патриарха – активного деятеля, или, как он сам говорил, «менеджера»..." .
Кстати, история религий богата подобными обвинениями в адрес иерархов. Само христианство началось с обличения «книжников, фарисеев и саддукеев». Причины не только в политических играх, но и в упорном нежелании человечества совершенствоваться по религиозным рецептам, а религии удержаться в рамках первоначального учения и традиции.
К слову, сами иудейские равины понимая, что исполнить все 663 заповеди в меняющемся мире невозможно, научились обходить их по-фарисейски. « Для этого надо разбить действие на два этапа. К примеру, нельзя смешивать два вида зерна. Но ведь смешанные посевы—обычная практика в агротехнике. Но можно эту заповедь обойти: одному человеку покрыть зерно рогожей, а второму высыпать другое зерно на рогожу. А третьему эту рогожу выдернуть и унести, громко произнеся: «Мне нужна рогожа!». Зерно окажется смешанным, а греха не будет.»
Делают уступки времени и месту и католики. У них исповедь не привязана к причастию, а воскресный день считается малой пасхой, а потому причащаться можно всем, без поста и исповеди. Исчезли строгие предписания в постах, длинные чтения Псалтири и канонов. Но в Православии действует та же система, что и 200-300 лет назад. Чтобы быть православным, нужно это знать и исполнять.

В нашем случае все обстоит иначе. Большинство населения просто не понимает, что значит быть религиозным или верующим. А когда, наконец, поймет, то еще не факт, что захочет добровольно надеть на себя ярмо несвободы в виде средневекового обряда, ритуала и канона.
Вот и приходится встречать таких христиан, которые крестились в православии, женились и венчались на католичках в католическом храме, а детей вновь крестили в православии и при этом никогда не причащались, но абсолютно убеждены, что они – православные христиане.
Впрочем, нынешняя РПЦ МП понимает, что время требует перемен, тем более при таком интернационале, который охватил весь мир. И если с 1986 г. в той же РПЦ было усилено негативное отношение к католичеству вплоть до запрета православным священникам без крайней необходимости причащать католиков (по канонам самого католичества ограничений в причащении иноверцев-христиан нет), то сейчас единственным объяснением разницы между католичеством и православием является отсутствие евхаристического общения между этими церквями. Такой либеральный взгляд на иноверцев и порождает в недрах нынешней РПЦ раздор. Истинные патриоты и ортодоксальные православные стремятся превратить РПЦ в оплот средневекового мракобесия, когда любое отклонение от канона принималось за еретичество.
Вывод всего один: если восторжествует необходимость пересмотра многих положений православия в сторону либерализации в угоду времени, то наши верующие, но не практикующие будут чувствовать себя вполне уверено. Если нет, то предстоит жесткая работа по превращению верующих в ревностных православных овец стада Христова.
Tags: вера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments