"Преподобный Сергий благословил Андрею Рублеву написать образ Троицы"
28 мин 25 сек.
***
Преп. Сергий скончался в 1392 году.
Известна легенда, по которой преемник Сергия - игумен Никон - просил Андрея Рублева расписать новопостроенный Троицкий собор (но ранние источники говорят о росписи вообще, не упоминая икону именно Троицы).
Если речь идет о росписи раннего, деревянного, собора, это 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор. Или же этот образ пишется для второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас.
Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических изданиях обе даты и приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.
Поскольку дисциплинарная комиссия патриархии запретила мне сомневаться в великой образованности новосибирского митрополита, то я исхожу из того, что эти даты ему хорошо знакомы. Встречи Сергия и Андрея истории неизвестны истории. Но если митрополит утверждает что Сергий, скончавшийся лет за 20 до написания Троицы, все же благословил работу над ней, значит, речь идет о посмертном видении Сергия Андрею. Но поскольку и об этом в древних и вообще никаких сведений нет, то остается предположить, что видение было самому митрополиту Тихону.
Тем более, что на 21 минуте он и сам рассказывает о видениях.
***
А вот сказанное на 4 мин 20 секунде и видениями не объяснить.
"Мы знаем, что преподобный Сергий обличил князя Олега Рязанского за то, что он свою дружину не прислал в войска Димитрию Донскому и хотел ударить в тыл русским войскам на Куликовом поле".
Поездка Сергия в Рязань это 1385 год (или 86), то есть много позже Куликовой битвы. Причем с 1380 по 1385 Москва и Рязань не раз успели побить друг друга.
Кстати, князь Олег - местночтимый святой Рязанской епархии. Был ли он пособником Мамая - большой вопрос. См. http://srbgm.cerkov.ru/blagovernyj-knyaz-oleg-ryazanskij/
***
Из проповеди в проповедь кочует тезис о том, что Сергий строил Троицкий храм, а Андрей писал Троицкий образ - «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Обычно ссылаются на "Житие преп. Сергия", написанное Епифанием Премудрым. Но там этого нет.
Из "Жития Сергия" Епифания Премудрого:
... блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты брат мой старший в нашем роде, не только телом старше меня, но и духом, следует мне слушаться тебя как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю тебя: вот уже церковь поставлена и окончательно отделана, и время пришло освящать ее; скажи мне, во имя какого праздника будет названа церковь эта и во имя какого святого освящать ее?»
В ответ Стефан сказал ему: «Зачем ты спрашиваешь, и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не хуже меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: “Будь осторожен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь в то время, когда пели святую литургию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: кем будет младенец этот?” Но священники и старцы, святые мужи, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: “Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу”. Поэтому следует тебе освящать церковь эту лучше всего во имя Святой Троицы. Не наше это измышление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал. Да будет имя Господа благословенно навеки!» Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Господь Бог не оставил меня, и желание сердца моего исполнил, и замысла моего не лишил меня».
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989
Первым якобы в Житии Епифания эту ссылку "увидел" Лазарев (Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34;
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=112&chap=2&ch_l2=3)
Он дал ссылку на вот это издание:
Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855.
Вот оно:
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003357954/viewer/
И там все равно нет искомой фразы.
Впрочем, об этом мы уже говорили 2 года назад:
Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.
Флоренский: «Преподобный Сергий строит храм Пресвятой Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, — по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, — побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира» («Троице-Сергиева Лавра и Россия»).
Фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия» вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла. Однако, комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо говорят: «Источник цитаты не обнаружен"(Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768).
И добавляют: "Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12»
Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
И.К. Яхонтов цитирует только первую «часть» этой мысли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): «…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…» (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73). Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Московским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417).
Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26 сентября 1892 года в Московской Духовной академии во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского: «Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании Тела Его — как чего-то чудного и в себялюбивом мире невероятного — имели постоянное утверждение в лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред ненавистною разделенностью мира…».
Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не "еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а философами...
http://diak-kuraev.livejournal.com/748334.html
Но митр. Тихон не читает мой блог, если он тут прямо не упоминается, вот и повторяет уже опровергнутые фейки...
28 мин 25 сек.
***
Преп. Сергий скончался в 1392 году.
Известна легенда, по которой преемник Сергия - игумен Никон - просил Андрея Рублева расписать новопостроенный Троицкий собор (но ранние источники говорят о росписи вообще, не упоминая икону именно Троицы).
Если речь идет о росписи раннего, деревянного, собора, это 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор. Или же этот образ пишется для второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас.
Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических изданиях обе даты и приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.
Поскольку дисциплинарная комиссия патриархии запретила мне сомневаться в великой образованности новосибирского митрополита, то я исхожу из того, что эти даты ему хорошо знакомы. Встречи Сергия и Андрея истории неизвестны истории. Но если митрополит утверждает что Сергий, скончавшийся лет за 20 до написания Троицы, все же благословил работу над ней, значит, речь идет о посмертном видении Сергия Андрею. Но поскольку и об этом в древних и вообще никаких сведений нет, то остается предположить, что видение было самому митрополиту Тихону.
Тем более, что на 21 минуте он и сам рассказывает о видениях.
***
А вот сказанное на 4 мин 20 секунде и видениями не объяснить.
"Мы знаем, что преподобный Сергий обличил князя Олега Рязанского за то, что он свою дружину не прислал в войска Димитрию Донскому и хотел ударить в тыл русским войскам на Куликовом поле".
Поездка Сергия в Рязань это 1385 год (или 86), то есть много позже Куликовой битвы. Причем с 1380 по 1385 Москва и Рязань не раз успели побить друг друга.
Кстати, князь Олег - местночтимый святой Рязанской епархии. Был ли он пособником Мамая - большой вопрос. См. http://srbgm.cerkov.ru/blagovernyj-knyaz-oleg-ryazanskij/
***
Из проповеди в проповедь кочует тезис о том, что Сергий строил Троицкий храм, а Андрей писал Троицкий образ - «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Обычно ссылаются на "Житие преп. Сергия", написанное Епифанием Премудрым. Но там этого нет.
Из "Жития Сергия" Епифания Премудрого:
... блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты брат мой старший в нашем роде, не только телом старше меня, но и духом, следует мне слушаться тебя как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю тебя: вот уже церковь поставлена и окончательно отделана, и время пришло освящать ее; скажи мне, во имя какого праздника будет названа церковь эта и во имя какого святого освящать ее?»
В ответ Стефан сказал ему: «Зачем ты спрашиваешь, и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не хуже меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: “Будь осторожен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь в то время, когда пели святую литургию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: кем будет младенец этот?” Но священники и старцы, святые мужи, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: “Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу”. Поэтому следует тебе освящать церковь эту лучше всего во имя Святой Троицы. Не наше это измышление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал. Да будет имя Господа благословенно навеки!» Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Господь Бог не оставил меня, и желание сердца моего исполнил, и замысла моего не лишил меня».
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989
Первым якобы в Житии Епифания эту ссылку "увидел" Лазарев (Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34;
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=112&chap=2&ch_l2=3)
Он дал ссылку на вот это издание:
Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855.
Вот оно:
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003357954/viewer/
И там все равно нет искомой фразы.
Впрочем, об этом мы уже говорили 2 года назад:
Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.
Флоренский: «Преподобный Сергий строит храм Пресвятой Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, — по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, — побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира» («Троице-Сергиева Лавра и Россия»).
Фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия» вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла. Однако, комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо говорят: «Источник цитаты не обнаружен"(Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768).
И добавляют: "Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12»
Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
И.К. Яхонтов цитирует только первую «часть» этой мысли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): «…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…» (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73). Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Московским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417).
Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26 сентября 1892 года в Московской Духовной академии во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского: «Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании Тела Его — как чего-то чудного и в себялюбивом мире невероятного — имели постоянное утверждение в лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред ненавистною разделенностью мира…».
Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не "еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а философами...
http://diak-kuraev.livejournal.com/748334.html
Но митр. Тихон не читает мой блог, если он тут прямо не упоминается, вот и повторяет уже опровергнутые фейки...
________________________________________
P.S. Который раз приходится отмечать, что безграмотность, невежество, абсолютное игнорирование ценности научных знаний стало у нас общепринятым символом власти. Все, кто более или менее имеет доступ к печатному слову или микрофону, от журналистов до политиков и тем более министров и архиереев, стали обращаться с историей так как им заблагорассудится.Эрудиция теперь измеряется чином, который имеет говорящий или пишущий. Чем выше, тем больше пренебрежения к историческим фактам. Если уж сам президент излагает свои версии истории,не будучи не эрудитом, ни просто высококультурным человеком, то что уж говорить о митрополитах, которые наскоро окончили нынешние ускоренные курсы семинарии и академии, где больше ценятся деньги, чем знания, то не знать истории - это вполне в созвучии со временем.
Глубоко поражает не малограмотность некоторых публичных персон. Поражает их абсолютная самоуверенность, нежелание знать и изучать, полное пренебрежение к тем, кто в силу своих знаний, эрудиции и трудов может стать им советчиком и наставником.
Обидно за науку и за служащих ей.