Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Видения митрополита Тихона

Оригинал взят у diak_kuraev в Видения митрополита Тихона
"Преподобный Сергий благословил Андрею Рублеву написать образ Троицы"



28 мин 25 сек.

***
Преп. Сергий скончался в 1392 году.

Известна легенда, по которой преемник Сергия - игумен Никон - просил Андрея Рублева расписать новопостроенный Троицкий собор (но ранние источники говорят о росписи вообще, не упоминая икону именно Троицы).

Если речь идет о росписи раннего, деревянного, собора, это 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор. Или же этот образ пишется для второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас.

Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических изданиях обе даты и приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.

Поскольку дисциплинарная комиссия патриархии запретила мне сомневаться в великой образованности новосибирского митрополита, то я исхожу из того, что эти даты ему хорошо знакомы. Встречи Сергия и Андрея истории неизвестны истории. Но если митрополит утверждает что Сергий, скончавшийся лет за 20 до написания Троицы, все же благословил работу над ней, значит, речь идет о посмертном видении Сергия Андрею. Но поскольку и об этом в древних и вообще никаких сведений нет, то остается предположить, что видение было самому митрополиту Тихону.

Тем более, что на 21 минуте он и сам рассказывает о видениях.

***
А вот сказанное на 4 мин 20 секунде и видениями не объяснить.

"Мы знаем, что преподобный Сергий обличил князя Олега Рязанского за то, что он свою дружину не прислал в войска Димитрию Донскому и хотел ударить в тыл русским войскам на Куликовом поле".
Поездка Сергия в Рязань это 1385 год (или 86), то есть много позже Куликовой битвы. Причем с 1380 по 1385 Москва и Рязань не раз успели побить друг друга.

Кстати, князь Олег - местночтимый святой Рязанской епархии. Был ли он пособником Мамая - большой вопрос. См. http://srbgm.cerkov.ru/blagovernyj-knyaz-oleg-ryazanskij/



***

Из проповеди в проповедь кочует тезис о том, что Сергий строил Троицкий храм, а Андрей писал Троицкий образ - «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Обычно ссылаются на "Житие преп. Сергия", написанное Епифанием Премудрым. Но там этого нет.

Из "Жития Сергия" Епифания Премудрого:

... блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты брат мой старший в нашем роде, не только телом старше меня, но и духом, следует мне слушаться тебя как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю тебя: вот уже церковь поставлена и окончательно отделана, и время пришло освящать ее; скажи мне, во имя какого праздника будет названа церковь эта и во имя какого святого освящать ее?»

В ответ Стефан сказал ему: «Зачем ты спрашиваешь, и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не хуже меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: “Будь осторожен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь в то время, когда пели святую литургию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: кем будет младенец этот?” Но священники и старцы, святые мужи, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: “Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу”. Поэтому следует тебе освящать церковь эту лучше всего во имя Святой Троицы. Не наше это измышление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал. Да будет имя Господа благословенно навеки!» Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Господь Бог не оставил меня, и желание сердца моего исполнил, и замысла моего не лишил меня».

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989

Первым якобы в Житии Епифания эту ссылку "увидел" Лазарев (Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34;
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=112&chap=2&ch_l2=3)

Он дал ссылку на вот это издание:

Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855.

Вот оно:
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003357954/viewer/
И там все равно нет искомой фразы.


Впрочем, об этом мы уже говорили 2 года назад:
Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.

Флоренский: «Пре­по­доб­ный Сер­гий стро­ит храм Пре­свя­той Трои­цы, «что­бы по­сто­ян­ным взи­ра­ни­ем на не­го, ­­— по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия, — по­бе­ж­дать страх пред не­на­ви­ст­ной раз­дель­но­стью ми­ра» («Трои­це-Сер­гие­ва Лав­ра и Рос­сия»).

Фра­за «по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия» вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла. Однако, ком­мен­та­то­ры тру­дов от­ца Пав­ла игу­мен Ан­д­ро­ник (Тру­ба­чев) и С. М. По­ло­вин­кин пря­мо го­во­рят: «Ис­точ­ник ци­та­ты не об­на­ру­жен"(Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768).
И добавляют: "Вы­ра­же­ние мог­ло быть за­им­ст­во­ва­но из кни­ги: Тру­бец­кой Е. Н., кн. Умо­зре­ние в крас­ках. М., 1916. С. 12»

Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".

И.К. Яхонтов цитирует только пер­вую «часть» этой мыс­ли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): «…по­сре­де же цер­ковь боль­шу воз­дви­же, от­всю­ду ви­ди­ма яко зер­ца­ло…» (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73). Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Мос­ков­ским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417).

Вто­рая же «часть» мыс­ли бе­рет свое на­ча­ло, по-ви­ди­мо­му, из ре­чи мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) «Нрав­ст­вен­ная идея дог­ма­та Пре­свя­той Трои­цы», про­из­не­сен­ной 26 сен­тяб­ря 1892 го­да в Мо­с­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии во вре­мя празд­но­ва­ния 500-ле­тия со дня кон­чи­ны Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го: «Наш Бо­же­ст­вен­ный Учи­тель по­то­му и от­крыл нам уче­ние о Пре­свя­той Трои­це, что­бы мы при со­зи­да­нии Те­ла Его — как че­го-то чудно­го и в се­бя­лю­би­вом ми­ре не­ве­ро­ят­но­го — име­ли по­сто­ян­ное ут­вер­жде­ние в луч­шем Бы­тии, веч­ном и не­из­ме­няе­мом Бо­же­ст­ве, и взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­да­ли страх пред не­на­ви­ст­ною раз­де­лен­но­стью ми­ра…».

Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не "еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а философами...
http://diak-kuraev.livejournal.com/748334.html

Но митр. Тихон не читает мой блог, если он тут прямо не упоминается, вот и повторяет уже опровергнутые фейки...


_________________________________________

P.S. Который раз приходится отмечать, что безграмотность, невежество, абсолютное игнорирование ценности научных знаний стало у нас общепринятым символом власти. Все, кто более или менее имеет доступ к печатному слову или микрофону, от журналистов до политиков и тем более министров и архиереев, стали обращаться с историей так как им заблагорассудится.Эрудиция теперь измеряется чином, который имеет говорящий или пишущий. Чем выше, тем больше пренебрежения к историческим фактам. Если уж сам президент излагает свои версии истории,не будучи не эрудитом, ни просто высококультурным человеком, то что уж говорить о митрополитах, которые наскоро окончили нынешние ускоренные курсы семинарии и академии, где больше ценятся деньги, чем знания, то не знать истории - это вполне в созвучии со временем.
Глубоко поражает не малограмотность некоторых публичных персон. Поражает их абсолютная самоуверенность, нежелание знать и изучать, полное пренебрежение к тем, кто в силу своих знаний, эрудиции и трудов может стать им советчиком и наставником.
Обидно за науку и за служащих ей.
Tags: РПЦ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments