Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Что знают о Николае Чудотворце люди, желающие поклониться его мощам?

В репортажах, записанных в очереди у храма Христа Спасителя паломники говорили, что будут просить святителя Николая о здоровье для себя и своих близких, о мире в семье и во всем мире, об удаче в бизнесе, о снятии “венца безбрачия” и о величии России. Приводились также данные ВЦИОМ, согласно которым 72% россиян хотят приложиться к мощам Николая Чудотворца
Главный редактор "Портала-Сredo.ru" Александр Солдатов, не видит в этом ничего удивительного. «С одной стороны, между религиозностью и научными достижениями нет прямой корреляции. В истории и современности есть много примеров выдающихся ученых, при этом бывших или являющихся религиозными людьми. У науки и религии разные “сферы применения”, поэтому говорить, что одна мешает другой, это, примерно, то же самое, что говорить, будто философия мешает художественному искусству, или наоборот», – считает Солдатов.
С другой стороны, по мнению эксперта, тот тип религиозности, который демонстрируется многотысячными очередями в Москве и Санкт-Петербурге, не имеет прямого отношения к христианству. «В России наблюдается процесс массовой интеллектуальной деградации среди части общества, подвергшейся обработке пропагандой – очень грубой, злой, обращающейся чаще всего к низменным инстинктам, вызывающей агрессию и ненависть», – подчеркивает он. Процессу «интеллектуальной деградации», по мнению главреда credo.ru, способствуют такие факторы, наблюдаемые в современной России, как «удушение нормальной общественно-политической жизни, утечка мозгов и капиталов, жесткое ограничение свободы слова и совести, атмосфера страха».
Другой собеседник – Алексей Зайцев – в прошлом был преподавателем Московской Духовной академии, а ныне сотрудничает с различными религиозными и философскими изданиями.

Нынешний ажиотаж, связанный с демонстрацией фрагментов мощей Николая Чудотворца, он считает во многом искусственно созданным. «Создать подобный ажиотаж несложно, потому что (в России) есть достаточно большая прослойка людей, которая готова верить в разного рода волшебство. И, на мой взгляд, это – те же люди, которые в 90-е годы не отрываясь смотрели сеансы Кашпировского и Чумака. И которые чуть раньше были обычными советскими людьми, верящими в “светлое будущее” и в “победу коммунизма”. То есть, это – люди, которые не обладают критическим мышлением, не готовы что-то анализировать и брать ответственность за свою судьбу. И если некто предлагает какой-то чудесный фактор, они готовы в него верить. И иногда это работает», – оценивает ситуацию Алексей Зайцев.

Эксперт также убежден, что какой-то особой религиозной мотивации у тех, кто стоял в московской очереди к храму Христа Спасителя, и кто приходит в эти дни к Свято-Троицкому собору Санкт-Петербурга, попросту нет. «Потому что, если бы это были люди с какими-то хотя бы начальными православными убеждениями, то им нетрудно было бы выяснить, что разных частиц мощей так называемого “святого Николая” в храмах Москвы и Санкт-Петербурга очень-очень много. И никто не запрещает им поклониться этим мощам. Так нет – все эти люди взбудоражены “импортной поставкой”», – отмечает Алексей Зайцев.
О двух «подлинных» головах Иоанна Крестителя

Действительно, различные фрагменты мощей святого угодника находятся в московском Свято-Даниловом монастыре, в Троицком соборе города Подольска Московской области, в староладожской Никольской обители, в Александро-Невской лавре и в Никольском морском соборе Санкт-Петербурга, в Свято-Васильевском храме Челябинска. И во многих других церквях и храмах на территории Российской Федерации, о чем, кстати, сообщают официальные религиозные СМИ.

Есть и второй аспект, на который обращает внимание собеседник «Голоса Америки» в связи с поклонением Николаю Чудотворцу. «Даже относящие себя к православной традиции более-менее сведущие люди открыто говорят, что, как минимум, это – собирательный образ из двух людей. А именно: епископа Мирликийского Николая, получившего прозвище “чудотворец”, и Николая Пинарского, настоятеля Синайского монастыря. Их образы настолько переплетены между собой, что одни и те же сюжеты в разных версиях встречаются в житиях обоих, хотя один жил в IV веке нашей эры, а другой – в VI веке.

Но многих подробностей, о которых, скажем так, “благочестивые верующие” убежденно говорят, вспоминая о Николае Чудотворце, в ранних списках житий ни Николая Пинарского, ни Николая Мирликийского не было. И окончательно образ Николая Чудотворца оформляется в X веке. И так получилось, что его мощи, если можно так выразиться, “запатентовала” Римско-Католическая церковь».

Религиовед также приводит курьезный исторический эпизод, согласно которому в Средние века существовало несколько голов Иоанна Предтечи. «И, как любит шутить одни из известных на Западе специалистов в это области: “Нам известны четыре головы Иоанна Предтечи, но только две из них – подлинные”.

Так вот, с мощами Николая Чудотворца – примерно, то же самое. Чьи конкретно эти мощи? Весь пропагандистский эффект их привоза в Россию построен на том, что эти мощи – запатентованные, из надежных рук, только им нужно поклоняться, а все остальное – фальшивка».

Зайцев напоминает, что “сертифицирование” появилось в позднем Средневековье, когда Римско-Католическая церковь начала наводить некоторый порядок с реликвиями. Потому что в разных монастырях обнаруживались одни и те же реликвии вроде, нескольких килограммов гвоздей, которыми Иисуса Христа прибивали к кресту, и доходило до курьезов, наподобие перьев из крыльев Архангела Гавриила.

«Иерархи Римско-Католической церкви к тому времени уже были просвещенными людьми, и поняли, что с этим нужно что-то делать. И тогда папа Римский и члены Римской курии получают право на законное патентование реликвий. А на православном Востоке ничего подобного не было. Там нет единого административного центра, а есть автокефальные церкви, независимые друг от друга. И в каждой можно найти свои сертификаты на мощи условного Николая Чудотворца.

Но во всех этих тонкостях никто из стоящих в очереди разбираться не будет. Если люди верят, что, к примеру, Алан Чумак может “заряжать воду” и делать ее “чудодейственной”, то они будут поклоняться и, скажем, поясу Богородицы. То есть, реклама и маркетинг делают свое дело, и народ идет», – резюмирует Алексей Зайцев.
В свой черед, Александр Солдатов в конце своего комментария сделал акцент на политических моментах того, что он назвал “гастролями” мощей Святителя Николая. Он отметил, что, по его мнению, у стоящих в очереди к мощам отсутствуют протестные настроения или критическое отношение к государственным органам. «Наоборот, доминирует благодарность за то, что родная власть опять позаботилась о нуждах простых людей и обеспечила им доступ к такому “магическому предмету”», – полагает главный редактор портала credo.ru

Не склонен он объяснять ажиотаж вокруг мощей и модой на религиозность: «Вряд ли в современной России все, что связано с православием, можно отнести к моде. Слишком это скомпрометировано в глазах особенно молодого поколения деятельностью РПЦ МП и лично патриарха Кирилла», – отмечает Александр Солдатов.

Наконец, по мнению Солдатова, привоз мощей используется церковью «как своего рода мистическое начало предвыборной президентской кампании. Я думаю, именно поэтому, а не для пиара Кирилла и РПЦ МП, мобилизованы такие пропагандистские и прочие ресурсы, чтобы всеми способами подталкивать народ встать в очередь к мощам. С этой точки зрения, поклонение мощам выглядит как выражение политической лояльности власти, которая призывает народ им поклоняться, а картинка многотысячных очередей – как демонстрация в поддержку Путина, собранная св. Николаем», – заключает Александр Солдатов.
__________________________________________________________________

P.S. Все, что происходит сейчас у нас в отношении православия и других религий, заставляет обратиться к периоду Средневековья. Казалось бы, всеобщее образование, здравый взгляд на жизнь, с ее реальностью, медицинские, экономические, политические знания на какой-то момент полностью исчезают из мыслей и чувств людей, родня их со средневековой неграмотной, убогой толпой.
Можно понять, когда человек идет на церковную службу, когда слушает молитву и песнопения душой и сердцем, понимая, что служба есть акт твоего личного единения с Богом. Но вот откуда жажда чуда в самой примитивной форме, идущей даже не от язычества, а от самого раннего анемизма?
Очередь к мощам двадцатикилометровый крестный ход, иконы, хоругви. Что это? Будто и не было разрыва в сто лет.


Репин Крестный ход в дубовом лесу

Репин Крестный ход

2017 г. Нижний Новгород

2017 Екатеринбург

Семья Романовых в Лавре

Путин и патриарх в Лавре. 2014 г
Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments