Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Юбилейный год Василия Ивановича Баженова. Готика Просвещения.


Готика – это период в искусстве и архитектуре средневековой Европы Он охватывает период с 11-12 в по 15-16 в., и приходит на смену более раннему романскому стилю. Чаще всего готический стиль относится к архитектурным сооружениям и характеризуется как «устрашающе величественный».
С 16 в. готику сменяет стиль барокко. Завершается он в 18 веке. И именно в этом 18 веке происходит возврат к стилю средневековой готики, но уже в новом переосмысленном виде. Этот стиль так и называется : готика Просвещения или неоготика.
Понятие «готический вкус» в эпоху Просвещения, в XVIII столетии, стало универсальным во многих европейских языках. Оно обозначало ту территорию культуры, что не согласуется с «правильным» («изящным») вкусом, в нашем нынешнем понимании ассоциирующимся с неоклассицизмом. И в Англии, и в России готический мир в XVIII веке был во многом оппозиционен иссушающему свету рассудочного знания эпохи.
Восприятие и осмысление "темного средневековья" в эпоху Просвещения во многом определило интерпретацию настоящего и ожидания, направленные в будущее. Поэтому появление готических образов и мотивов стало не только очередной страницей истории искусства и архитектуры, свидетельством моды на "готический вкус", но и фактором политической пропаганды, ориентированной на общественное мнение, внутреннюю и внешнюю политику.
В архитектуре, как, впрочем, и в других видах и жанрах культуры Просвещения, «готический вкус» маркировал территорию древности как таковой, без уточнения конкретных исторических реалий. Все, что не подчинено классицистическому порядку, «безордерно», архаично, то gothique. В этот фонд наряду с западноевропейским Средневековьем попадают и шекспировский театр, и древнерусские соборы и терема.
В России одним из представителей готики Просвещения в архитектуре стал знаменитый русский архитектор Василий Иванович Баженов.
Баженов Василий Иванович родился в Малоярославском уезде Калужской губернии 1 (12) марта 1737 года. Был он по происхождению сыном дьячка дворцовой церкви, а стал первым русским образованным зодчим и выдающимся деятелем искусства XVIII века.
Первоначальное образование он получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Там он посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете.
( Д. Ухтомский - представитель русского зодчества эпохи барокко. Самое известное его творение – колокольня Троице-Сергиевой лавры. )
Продолжил Баженов образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.
Талан архитектора Баженова был бесспорен. Однако Екатерина II отнеслась к его проектам очень неоднозначно. Архитектору был заказан план нового царского дворца в Кремле в 1767 г. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.
Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.
Возможно, Баженов попал в немилость к императрице за свою связь с масонами и дружеские отношения с великим князем Павлом Петровичем
Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.
Он считается русским архитектором готики Прсвещения.
Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.
Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.
Архитектор умер 2 (13) августа 1799 года в Санкт-Петербурге от паралича, в тот самый год, когда императором Павлом был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Погребен в селе Глазово.


ГОТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ



АДМИРАЛТЕЙСТВО И ЭРМИТАЖНАЯ КУХНЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры. В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка — Адмиралтейства и Эрмитажной кухни. Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне Эрмитаж, была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки — правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо. Адмиралтейство состояло из трех зданий: центрального двухэтажного корпуса для хранения лодок и двух башенок по сторонам — птичников. И Эрмитажная кухня, и адмиралтейство были выполнены из красного кирпича с белыми декоративными деталями.

ЧЕСМЕНСКИЙ ДВОРЕЦ В ПЕТЕРБУРГЕ

Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
После успеха царскосельских павильонов готические здания начали возводить и другие архитекторы. Юрий Фельтен создал дворец Ла Гренуйер (с франц. «обиталище зеленых лягушек»), который впоследствии был переименован в Чесменский. По бокам треугольного здания находились две башенки — как в средневековом замке, впечатление усиливал вырытый по периметру дворца ров. Считается, что источником вдохновения Фельтена мог послужить шотландский замок Инверари Роджера Морриса, Робера Мили и Джеймса Адама.

Юрий Фельтен построил и так называемую Чесменскую церковь — готический храм Рождества Святого Иоанна Предтечи. Здание, образующее четырехлистник, было богато декорировано и завершалось готическими башенками-пинаклями.

БАБОЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Фотография: tsarselo.ru
Изначально этот дворец в Баболовском парке Царского Села был построен Ильей Нееловым (сыном архитектора Василия Неелова) для Екатерины II. В 1785 году императрица пожаловала дворец своему фавориту Григорию Потемкину. Это было асимметричное одноэтажное здание с готическими зубчатыми окнами и башней с шатровой крышей. Помещение включало в себя восемь комнат. В одной из них, круглом зале, была устроена купальня — позже, уже при Александре I, который поручил Василию Стасову реконструировать дворец, там установили так называемую «царь-ванную» работы Самсона Суханова. Это была чаша, сделанная из цельного куска гранита, — ее диаметр составлял 5,33 метра, а глубина — 1,52 метра. К сожалению, это здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и превратилось в руины.

ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БЫКОВЕ

Фотография: Давид Мзареулян / фотобанк «Лори»
Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково Михаила Измайлова. По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм. Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова.

АНСАМБЛЬ НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ В МОСКВЕ

Фотография: megabook.ru
Архитектурный ансамбль, возведенный в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, прекратившего Русско-турецкую войну, стал первым опытом Василия Баженова в готике. Все здания были построены из дерева и покрашены в цвет камня, поэтому до наших дней они сохранились лишь в рисунках архитектора Матвея Казакова. На них изображены окруженные колоннами павильоны, ростральные колонны со статуями Нептунов и обелиск. Каждый из павильонов был посвящен определенному городу, связанному с Русско-турецкой войной. В павильоне «Азов» проходили службы, в «Азов-Каланчи» — праздничные застолья, в «Таганроге» — ярмарка колониальных товаров, в «Керчи» и «Еникале» — балы и маскарады.

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ В МОСКВЕ

Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»
Этот дворец Матвей Казаков построил по заказу Екатерины II после воздвижения ансамбля на Ходынском поле. Эклектичное здание объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизм — главным домом с флигелями и парадным двором.

УСАДЬБА ЦАРИЦЫНО В МОСКВЕ

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента — Матвея Казакова. Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец. К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен — здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.
Tags: культурное наследие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments