Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Category:

Мозаика Советской эпохи

alex


Мозаика времен СССР
Что такое искусство мозаики? Меня всегда восхищали те, кто может из маленьких разноцветных кусочков собрать прекрасное полотно, которым можно любоваться всем! Ведь мозаика появилась очень давно и с языка древних римлян, слово мозаика, означало «сложенный из кусочков» Еще в те времена мозаика была распространена, ею выкладывали пол или украшали стены дворцов. Все мозаики делались в технике прямого набора. Для изготовления использовались натуральные камни или даже полудрагоценные. А еще позже стали использовать специально изготовленную смальту (очень плотное стекло). На русскую землю мозаика пришла после принятия христианства, но особо не распространялась из-за дороговизны материалов. Так как смальту приходилось привозить из-за рубежа.

Зато уже в 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений! Моя дорога в садик, а позже и в школу, проходила мимо автотранспортного предприятия, где водителем работал мой папа. И на торце знания красовалась огромная мозаика, меня всегда завораживала ее масштабность, я тогда была совсем маленькая и картина из камней высотой в 4-х этажное здание казалась мне просто невероятно огромной!!!!!

Мозаика времен СССР на домах
Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь. Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин. Может кто помнит мозаику где дети разных рас одетые в одни трусики берутся за руки и смотрят в небо? Или символичная мозаика «Победа над раком».

Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.

Советская мозаика в помещении
Но я думаю каждый согласится со мной, что самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая в 37-ом году получила гран-при на всемирной выставку искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается «Карта индустриализации СССР". На данный момент ее реставрируют в Санкт-Петербургском музее на Васильевском острове. Реставрация началась в 2008 году. Часть отреставрированного полотна можно смотреть сейчас. Это масштабная карта, которая сделана в технике мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней. Вы только представьте себе 45 000 пластин цветного камня!!!!! А еще использовались рубины, хрусталь, топазы. Посетителей выставки потрясают размеры и точность воспроизведения рельефа, изгиб рек, цвета подобраны в соответствии с топографическими картами СССР. А камни для ее изготовления собирали со всего Советского Союза. И выполнена работа была в рекордно короткие сроки всего за 11 месяцев.

Вот насколько советский человек был влюблен в свою страну и работу, движем идеей, что мог создавать такие шедевры. Ведь настенная мозаика, выполненная одним двумя людьми через столько лет, продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее.

Советская мозаика на здании
______________________________________


P.S. Мозаика с использованием смальты, цветной керамики или поделочных камней очень древнее искусство. Еще мастера и архитекторы Шумера использовали мозаику для украшения стен, колон храмов и дворцов. Но в то время для мозаики применялись керамические палочки разных цветов. Только позднее, в Древней Греции, а потом и Риме стали использоваться природный камень и смальта. Смальта - это цветное стекло ручной работы с окрашиванием первоначально кобальтом и имевшее ярко-синий цвет. Позднее цвет приобрел многообразие. Смальта стала делаться даже золотой и серебряной. Особенных успехов в изготовлении цветной смальты достигли мастера Византии. А в самом государстве мозаика стала основным видом живописной техники при украшении храмов.


Любили мозаичные украшения и в мусульманских странах. Поскольку для ислама изображение человека запрещено, мозаика явилась самым лучшим способом оформления стен и колон дворцов и мечетей.


Знали мозаику и способы изготовления смальты и в Древней Руси. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы.
Однако татаро-монгольское нашествие прервало культурное развитие Руси на несколько сотен лет. Мастерство выплавки смальты было забыто, а мозаики сменила фреска и живописная икона.
В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.Однако с его смертью мозаичное мастерство снова пришло в упадок.
Интерес к мозаике на основе производства смальты пробудился в конце 19 в. в Петербурге. По материалам Ломоносова было возобновлено производство смальты и частично мозаичные изображения уже были представлены в Исаакиевском собора, а храм Воскресения Христова (Спаса на крови) почти полностью украшен мозаикой из смальты.
Новый всплеск интереса к мозаике возник в Советском Союзе. Выше представленная статья как раз дает представление о значимости возрожденного древнего искусства мозаики в Советское время в СССР.
К сожалению, периоды расцвета культуры часто сопряжены с последующими годами полного ее упадка и деградации. По хронологии мозаичных панно можно выявит и историю расцвета тех или иных культур. С их упадком исчезает и это прекрасное творчество. исчезает, потому что в отличие от кисти и краски, а теперь балончика с краской, требует не только художественного мастерства, но и больших материальных затрат. Ведь изготовить цветную смальту, а тем более прибавить к ней природный камень и все это не для продажи, не для прибыли, а для красоты, для эстетического воспитания общества, слишком невыгодно торгошам-предпринимателям. Расцвет мозаичного искусства всегда совпадал с расцветом и богатством государства, позволяющего себе тратить средства на красоту.
Нынешняя красота - это убогое не просто бездуховное, но еще и нищенское граффити. Нет ничего дешевле и проще, чем разрисовать из дешевого балончика краски стены трущоб и промышленных зон, разрисовать грубым подобием исламского искусства каллиграфии, но далеким от его изящества и вкуса.
Так что занесите в копилку потерь еще и потерю любви к красоте, и в частности к мозаике на основе смальты.
Subscribe

  • Потери без приобретений.

    Ах, как сейчас здравомыслящие люди должны упрекать себя за то, что считали советские известия и оценки мировых проблем всего лишь советской…

  • Круизный отдых в СССР

    Несмотря на железный занавес, в Советском Союзе все же были ниши, в которые вход иностранцам не был запрещен. Одной из таких…

  • КОГДА В РОССИИ ОТКРЫЛИ ПЕРВЫЙ КИНОТЕАТР?

    Современное кино создали французы Луи и Огюст Люмьеры в конце XIX века. Они изобрели аппарат, который был предназначен для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments