Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Чехов и теория эволюции.



Креационизм и эволюционизм. Отчего возникает конфликт? Ведь факт принадлежности человека к живой единой природе не мешает вере в Бога. Он мешает догматике.
Любая религия требует не только ритуала, но и учения. А учение формируется в связи с социальными запросами общества.
Но люди в большинстве случаев не склонны к анализу. Им импонирует быть «по образу и подобию божьему». Кроме того приспособляемость к условиям жизни делает из них завидных конформистов.
Помнится, мне пришлось когда-то в целях религиозной агитации убеждать друзей, что глупо не верить в Бога только потому, что мы не видим Его и не ощущаем. К примеру, мы видим, как встает солнце на востоке и уходит на западе. Это очевидность, но это не научный факт. Наука говорит, что вращается земля, а не солнце. С Богом все обстоит подобным образом: мы Его не видим, но не факт, что Его нет. И люди верили, потому что никто из них не был способен научно обосновать движение земли вокруг солнца. Оказалось, что на обывательском уровне не только религия, но и наука становятся элементом веры. Поэтому богословы и приводят довод, что наука или атеизм – тоже вера. Для многих, очень многих наука является не пониманием и мировоззрением, а только верой. И пока науке принадлежал авторитет и уважение, люди мыслили себя ее приверженцами.
Стоило властям принять иное мировоззрение, свести науку к частному делу, причем малооплачиваемую и не популяризируемую, и обыватель усомнился в ее ценности.
В том разговоре о солнце и боге, мне никто не смог возразить аргументировано. К моему удивлению люди просто верили тому, чему их учили в школе. А когда им предложили новый взгляд, они в растерянности приняли его за новую истину, без сомнений и доказательств.
Точно так происходит и теперь. Люди от одного непонятного им факта перешли к другому, еще более темному и неясному: от эволюции – к креационизму.
Особенно умиляет довод креационистов : «Эволюцию никто не видел». Но ведь и акта творения мира и человека никто не видел.
Но что скажешь о человеке? Был он наивен, доверчив и не особенно просвещен, таким он и остался. От общества всеобщей грамотности мы перешли к обществу дилетантов и обывателей. Из века 21 переместились в век 19.
Вспоминается рассказ А.П. Чехова «Письмо к ученому соседу». В нем не просто в комической форме изложен мыслительный процесс обывателя. Чехов, как прекрасный психолог понял самую суть человеческой психологии: дилетант всегда считает себя знатоком в научных вопросах. Дилетант – это не просто глупец, это самоуверенный лишенный способности к анализу, знаниям и культуре индивид, очень любящий свои мысли, а выводы считать выше научных данных. Таким первооткрывателей-дилетантов очень много во всех областях знаний, но почему-то особенно много в истории и лингвистике. Им не мешало бы почитать Чехова:
«Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного……..
Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины местный максимус понтифекс отец Герасим и со свойственным ему фанатизмом бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения и других явлений мира видимого и восставал и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта покрытого светилами и аэроглитами. Я не согласен с о. Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому для вырытая из недр мира видимого и невидимого драгоценных металов, металоидов и бриллиантов, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы. О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежестпеннои обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы ми происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском, был погребен не как обезьяна, а рядом с абатом, католическим Иоакимом Шостаком, записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора). Абат значит католический поп. Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую посвоему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорей помещаются в животе чем в голове. Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить Вам.»







Tags: Чехов креационизм эволюция наука дилетан
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments