Да, трудно сейчас понять молодежь. В театр приходят как на субботник или на шашлыки, в школе не делают различий на уроке ты или на школьном вечере, с быстротой молнии перенимают всякие не эстетичные пирсинги или татуировки, носят кроссовки с любыми платьями. Но главное, при этом никогда не забывают о косметике, причем, чем ярче и больше, тем лучше. А провинциальное студенчество впадает в другую крайность: носить обувь на высоченных, предназначенных для небольшого суаре, каблуках, дорогую одежду и театральный макияж, словно это не студентки, а кокотки. В чем причина этого убого примитивизма, полного отсутствия эстетических запросов, соответствия одежды и мероприятия, упрощения вкуса вплоть до полного его уничтожения? Чем выгодно дельцам ширпотреба такое массовое опрощение и безвкусица? С одной стороны вся эта попсовая, хиповая, хипстерская одежда дешевле в производстве, более подвержена моде и соответственно быстрее меняется на новую, что дает бесспорную выгоду производителям. Но в тоже время, когда кто-то начинает искать выгоду материальную в одном, происходит незаметный сдвиг в общем направлении духовного развития общества в целом, происходит переориентация человека на новые этические, эстетические и с-но духовные ценности.
Еще сто лет назад эстетизм требовал утонченности вкуса, его воспитания, требовал соответствия одежды и внешнего облика определенному моменту времени или занятию. И требования эти определялись общим культурным уровнем, социальным положением и воспитанием личности. Последующая нивелировка общественных слоев, тем не менее, не отменила требования к человеку в отношении его культуры. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и одежда и душа и мысли.» (А.П.Чехов). Вот главный принцип, на котором развивалось советское общество. На Западе в силу еще значимых социальных различий этот принцип соответствия одежды, внешнего облика и культуры сохранялся.
Но вот постепенно от эстетики и вкуса перешли к полной безвкусице, опрощению и небрежению во всем, будь то внешность, твои знания, культура поведения или принципы.
Неужели материальная выгода дельцов причина?
Дело в том, что воспитание вкуса – это не простое одномоментное занятие. Высокая культура требует определенного воспитания, дисциплины, умения владеть собой, а широта кругозора помогает в эстетическом воспитании. Подбор одежды не является чуждым общему направлению развития и требует тех же качеств: самоконтроля, знаний, культуры и знакомства с эстетикой.
Соответственно, безвкусица, упрощенность, граничащая с неряшеством, не требуют никаких личностных усилий и самодисциплины. Это постепенная деградация личности, опускание ее на дно, с которого ее с таким трудом подняли культурный и социальный прогресс.
Человек, не знающий дисциплины, самоконтроля, не заботящийся об отношении общества к его личности и бравирующий безнаказанным асоциальным поведением, т. е. эгоцентрическая личность, несмотря на уверенность, что она полностью свободна от условностей, на самом деле легко управляема и манипулируема. Именно этого и добивается нынешняя система воспитания под видом раскрепощенности и свободы. Начиная с самого раннего возраста, ребенок, предоставленный собственным инстинктам и желаниям без контроля и дисциплины, становится не способен к концентрации внимания, сосредоточенности, а следовательно, к целенаправленному труду в любой области. Уж если на склоне лет это понял такой мэтр воспитания, как доктор Бенджамин Спок, то вывод можно сделать вполне однозначный: элите нужно легко манипулируемое стадо, а не творческие личности.
В этой же связи стоит и нынешняя система воспитания полного непонимания эстетики и вкуса, выраженного во внешнем облике молодого человека.
Да, бомжам проще и легче жить, чем любому занятому в общественно-полезном труде, человеку. Состояние небрежения к одежде и внешности опускает планку требований, снижает интеллектуальные усилия по познанию мира, делает человека безразличным к оценке его личности другими, но не в плане независимости и свободы от диктата общественного мнения, а в плане приложения усилий по развитию собственных способностей.