Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Прерванные традиции

В последнее время много встречается статей по вопросу молодежного интеллектуального развития. Недавно одна блогерша выставила пост о ненужности классической русской литературы. Другой аналитик, опираясь на социологические исследования, приходит к выводу, что наша интеллектуально развитая молодежь не понимает и не интересуется русской жизнью, ни советской (если не считать романов и стихов диссидентствующей интеллигенции), ни дореволюционной. Для них интересен жанр фэнтези или европейская классика послевоенного периода. (Гарсиа Маркес,Пауло Коэльо, Ремарк)
Вообще-то удивляться нечему. Все годы перестройки советское общество представлялось в прозе, фильмах и всевозможных музыкальных группах как черное дно. Отвратительные персонажи (Маленькая Вера, Интердевочка, Авария - дочь мента, Плюмбум), набор мерзких житейских картинок и убогое мировоззрение (Наутилу, Цой). В это же время уже не только диссиденты, благополучно убывшие на Запад, но вся наша интеллигенция в один голос кричала, как плохо у нас и как замечательно на Западе.
Подобную психологию очернения собственной страны, власти и жизни пришлось встретить только у христиан Ближнего Востока (Сирия и Египет). Но их можно понять. Они были чужими в среде мусульманского государства, мусульманской культуры и религии. Если исходить из того, что недовольство бывает двух родов: одно выливается в борьбу за новое, но при условии сохранения и любви к своей стране, другое превращается в бегство и заискивание у сильных мира сего ради того, чтобы сбежавшие могли вернуться победителями, то придется признать, что первое патриотическое, является результатом любви к своей стране и народу и гордостью за них. Тогда как второе присуще людям чужим в данном обществе, далеким от любви к стране и народу, именно в условиях неприятия того социума, который сложился вокруг.
Ненависть к своей стране началась с момента Гражданской войны, с Белого движения. Затем ее подхватил слой потребителей без роду и племени. Они, сумев получить образование, так и не получили духовного приобщения к русской культуре. Она была и осталась им чуждой. А без этого невозможно любить страну и сограждан. Постепенно этот слой, увлеченный всем западным, а главное мечтой о безграничном потребительстве, стал слоем фрондирующей интеллигенции. Они выплыли в перестройку и они продолжили воспитание своих детей в духе 80-х годов. Ждать от этой интеллектуальной молодежи понимания и любви к России так же наивно, как ждать подснежники в декабре. Даже в теплой Европе чуда не происходит. Сезонность - следствие законов природы. Так и в нашем обществе, ненависть к стране и народу это не заносчивость богачей, это следствие закона, но уже социального: слой, не имеющий корней не способен принять прошлое.
Теперь о русской литературе. Дело в том, что вся русская культура начинала свое развитие не от потребностей в развлечениях, а от стремления к истине. Наша литература слишком сложна для восприятия. Она требует внутреннего единства прошлого с настоящим, глубины постижения души каждой отдельной личности. А если это прошлое не является ценностью традиционной, то и взаимопонимания не произойдет. Запад любит и ценит русскую литературу не из-за близости традиций, а за сложность психологических образов, за глубину проникновения в суть человеческой души, за поиск правды. Западная литература богата сюжетной фантазией, интригой. Русской литературе вся эта вычурность не присуща, именно эта сюжетная простота, но глубина духовная в постижении образа делает ее в глазах западного интеллектуала такой значимой. Но для упрощенного ума, воспитанного на развлекательном жанре, с интригой и напряжением нервов, сложность русской литературы недоступна.А чтобы полюбить прошлое через картины жизни, нужно слышать о них хотя бы от бабушек и дедушек.
Были, были в советское время любители русской старины, традиций, русского православия. Сколько церквей и особняков сохранено, описано и реставрировано энтузиастами. Сколько книг написано о русской истории. Они тоже пытались сказать свое слово в перестройку. Они добились Торжества Православия. Но к сожалению их дети превратились в монархистов и поклонников Белого движения.
Вот такая у нас интеллектуальная молодежь: либо на поклон к Западу, либо в ноги царю. Кому что ближе.
И чтобы показать какое значение имеет для человеческой души возможность ощутить прошлое через воспоминание, понять его, почувствовать его тепло, в следующем посте я дам небольшие отрывки из романа И.Шмелева "Лето Господне". Да, это воспоминания, да, это прошлое, но если человек близок своей стране и народу, он ощутит как от рассказа в его душу проникает свет и тепло родного дома.
Tags: русская литература прошлое
Subscribe

  • Православный халяль

    Оригинал взят у avmalgin в Православный халяль Для подтверждения качества готового продукта и норм его производства председатель…

  • Права человека или ежик в тумане

    Суд в Болгарии подтвердил, что патриарх Кирилл (Гундяев) - "агент КГБ" Софийский районный суд признал соответствующим…

  • Зачем Западу скандалы?

    Политолог рассказал, что будет с США, если Россия разгромит ВСУ в случае наступления на Донбасс Политолог Олег Матвеичев дал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments