Под луной, как известно, ничто не ново. Всё уже однажды было и хорошо изучено. Так называемые охранители нынешнего буржуазно-олигархического режима, под маской патриотов обращающиеся к рабочим с уговорами не поддаваться на проявления недовольства своим ухудшающимся положением на фоне кричащего обогащения кучки слившихся с властью миллиардеров - довольно старое политическое течение. Государственность России по умолчанию трактуется как исключительно буржуазная государственность. Любые попытки её изменить объявляются преступными намерениями уничтожить государственность вообще. В интересах сохранения буржуазной государственности России они не говорят о том, что эта государственность учреждена в интересах той самой буржуазии и служит не освобождению, а угнетению трудящихся. Тем самым подвергая государственность России рискам классовых конфликтов. Всякая мысль о классовом протесте и возмущении охранителями толкуется как провокация, недопустимое нападение на государство. При этом настоящие провокации буржуазии и обоснованные протесты трудящихся ставятся на одну доску. И рабочим внушается: ради сохранения господства буржуазии рабочему классу нужно терпеть всё, что с ним происходит. Однако ни одно предложение о том, как же неимущим классам заставить власть услышать себя и изменить курс на такой, где о трудящихся не будут думать исключительно как об источнике прибыли, охранителями не рассматривается. Они об этом молчат
Такое политическое течение уже было на свете и оно изучено очень хорошо. Портрет убийственно точный.
1848 год. Манифест Коммунистической партии. Глава третья, часть вторая.
2. КОНСЕРВАТИВНЫЙ, ИЛИ БУРЖУАЗНЫЙ, СОЦИАЛИЗМ.
Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые системы.
Буржуа-социалисты хотят сохранить условия существования современного общества, но без борьбы и опасностей, которые неизбежно из них вытекают. Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата.
Тот мир, в котором господствует буржуазия, конечно, кажется ей самым лучшим из миров. Буржуазный социализм разрабатывает это утешительное представление в более или менее цельную систему. Приглашая пролетариат осуществить его систему и войти в новый Иерусалим, он в сущности требует только, чтобы пролетариат оставался в теперешнем обществе, но отбросил свое представление о нем, как о чем-то ненавистном.
Другая, менее систематическая, но более практическая форма этого социализма стремилась к тому, чтобы внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом, в лучшем же случае - лишь сокращающие для буржуазии издержки ее господства и упрощающие ее государственное хозяйство.
Самое подходящее для себя выражение буржуазный социализм находит только тогда, когда превращается в простой ораторский оборот речи.
Свободная торговля! в интересах рабочего класса; покровительственные пошлины! в интересах рабочего класса; одиночные тюрьмы! в интересах рабочего класса - вот последнее, единственно сказанное всерьез, слово буржуазного социализма.
Социализм буржуазии заключается как раз в утверждении, что буржуа являются буржуа, - в интересах рабочего класса.
Источник →