Благотворительность. Как изменилось отношение и понимание самой сути этого вида деятельности. Ее у нас понимают совсем иначе, чем нужно, а чаще всего даже не понимают вообще.
От адресной благотворительности веет чем-то рабским. Дал на пропитание и заткнул рот. Это не благотворительность, а милостыня. Милостыня, даже в размере обеда на неделю или оплаты квартиры за месяц, в принципе не меняет жизнь человека ни в чем. Она была и остается милостыней.
Это как крупный выигрыш в лотерею или в рулетку. Даже если выигравший не пойдет вновь играть, полученные деньги – это сиюминутное удовольствие. Благотворительность же должна давать постоянное доступное многим благо.
В прошлые века благотворительностью считалось построить что-то долговечное и не одному кому-то, а всем беднякам. Например, странноприимный дом, народную больницу, школу. Благо творится во времени, а не в индивидууме на сегодняшний день. Не случайно в литературе прошлых веков герои сплошь и рядом отказывались от денежной единовременной подачки, считая ее унижением для себя, проявлением превосходства богатого над бедным, покупкой богатым чьей-то благодарности, т.е. духовным рабством.
Исламские халифы, следуя религиозной доктрине, всегда занимались благотворительностью в следующем направлении: мечеть, школа и для народа -постоялый двор и больница (три «м»: мечеть, маристан, медресе.)
И в Европе строили больницы, приюты и университеты по той же самой религиозной доктрине: бедный Лазарь, страдая на земле, получил Царствие небесное, а богач, наслаждаясь на земле, получил гиену огненную за гробом. Иными словами, бедный уже спасен своей бедностью, а богатому нужно заслужить спасение благотворительностью.
Но о какой благотворительности может идти речь, если у народа отобрали все блага и переложили в свой карман? Не по праву наследования, не по праву происхождения, не по праву завоевателя, не по праву труженика, а по праву мошенника, обобравшего доверчивого.
Хорошо, что слова имеют особенность сохранять свое значение в любых условиях идеологических перемен. Милостыня – это нечто из разряда уж очень унизительных действий. Милостыня – это не просто сиюминутная помощь, это еще и подтверждение статуса принимающего и дающего, это расписка в том, что принимающий – нищий раб, а подающий – богатый хозяин. Вот и стали заявлять о благотворительности. Все-таки благотворительность – это благородно. Можно даже сравнить себя с дореволюционными купцами, с Морозовыми, Мамонтовыми, Дягилевыми, Третьяковыми. Но те, дореволюционные благотворители, не подачками занимались, а создавали в нищей убогой (в отношении народа) России больницы, приюты, картинные галереи и театры.
Но Советский Союз – это не царская Россия. У народа еще недавно были и приюты, и лечебницы, и университеты, и дворцы (культуры, библиотеки, музеи). Благотворительностью было бы отчислять всем нуворишам из своего кармана средства на сохранение всех этих благ для народа. Но нет. Денег жалко, потому что понимают нувориши, что эти убытки в их мошне навсегда. А вот объявлять на всех углах о благотворительности очередной подачкой бедному конкретному индивиду это в духе нового времени: и имидж поднимает, и карман не тянет.
Собирают на 5 канале еженедельно деньги на операции конкретным детям заграницей. Было бы понятно, если бы речь шла о России до 1917 года или о разоренной колонизаторами нищей Африке, где нет ни больниц, ни врачей. Но мы, бывшая вторая держава в мире, куда подевала свои медицинские центры, клиники и врачей - специалистов?
Это не благородство, это позорное явление уничтожения культуры, благосостояния и социального равенства в некогда развитой и просвещенной стране.