Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Свобода слова


Евангелие от Иоанна начинается так: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово».
Если мы отвлечемся от слова Бог, то смысл казанного не исчезнет Слово, будучи энергией мысли и чувства имеет огромное влияние на человека. Когда в обществе речь идет о благе, справедливости, о красоте и совершенстве, слова, как музыка и изобразительное искусство начинают направлять человеческий разум и душу на лучшее. Не случайно словам придается почти мистическое значение. Движение общества вперед зависит не только от экономических успехов, но и от готовности человека стремиться к открытиям, к постижению нового, лучшего. Так во все эпохи существовали периоды наибольшей интенсивности работы творческих замыслов человека. То, что приписывается гению одного человека, его личностному творческому потенциалу на самом деле является плодом коллективной мысли. В обществе в словах и мыслях рождаются начала поиска, и кому-то одному удается уловить это начало и высказать его уже в определенной теории, как итог общего труда.
Сколь часто бывают совершены открытия в разных странах, но по одной и той же теории поиска. Сколь часто мы видим творческий подъем и именуем его Ренессансом, Просвещением, Советской эпохой.
Да, нужны стечения экономических достижений и научных знаний, нужна востребованность обществом того или иного открытия. Но важен и настрой этого общества, который рождается словами.
У нас иссяк источник возвышенных слов, а с ним и источник духовного стремления к подвигу. Мы погрязли в мелочной обывательской суете, а необходимая для оживления и роста свобода слова, превращается в пустоту. Свободы слова попросту нет, а есть свобода эгоизма, самоуничижения и жалоб с критикой, заведомо не способной перерасти в реализацию новых идей.
Принято обвинять Советский Союз в том, что там не было свободы слова. Когда в государстве нет антагонистических классов, когда собственность на средства производства принадлежит народу, то свобода слова может быть использована не на благо общества, а на его разрушение. Здесь уместны ограничения по принципу врачебной практики: не все, что предлагают знахари, лечит и полезно для здоровья.
Сейчас мы имеем неограниченную свободу слова. И что? Стало больше решенных проблем? Изменился менталитет граждан в лучшую сторону? Исчезли порок и исправлены ошибки? Нет. Свобода слова обратилась в «слова, слова, слова….»
Более того, свобода слова взяла на себя смелость пропагандировать порок, зло, себялюбие и человеконенавистничество на основании того, что все люди не похожи друг на друга и имеют право на собственные представления о красоте, пользе, добре и свободе. Имеют, но только в той мере, в какой они могут обойтись без общества. Нельзя превращать свободу слова в безответственность, потому что человек – коллективист, а не индивидуалист. В противном случае он бы уже давно не существовал. И в силу зависимости от общества каждая личность делегирует часть своих прав на общий единый подход к нормам и правилам жизни.

Естественно, никакая свобода слова на деле не переходит в свободу от… (общества, закона, жизни). Свобода слова – это демагогический обман для наилучшего продвижения целей элиты в среду обывателей. Иными словами, если свобода – это хорошо понятая историческая необходимость, то свобода слова – это выражение классовой антагонистической сущности общества. И то, и другое – не могут быть абсолютными и истинно свободными.
Казалось бы, отчего Британские музеи полны совершенно невероятных формалистических предметов изобразительного искусства? Отчего в почете сказочно-фантастический или детективный жанр, или полная химерическая декадентско- философская небывальщина? Да потому, что слово пропагандирует подобное творчество как вершину оригинальности и эстетизма. На самом же деле под видом элитарного искусства людям преподносят безыдейность, глупость, абсолютно расслабляющее и духовно опустошающее действо, призванное лишить человека желания и способности думать. Великолепная находка в духе «Голого короля» Андерсена: смотри на неэстетичное, на убогое, на жалкое и считай, что в нем - непонятная тебе тайна.
Можно пройти мимо и забыть. Но увы, общество не может ничего забыть. На то и расчет. Пустота рождает пустоту. Эстетические вкусы менялись от века в век, от народа к народу. Но задачи эстетического восприятия всегда оставались неизменными. Их сформулировал еще Аристотель.
"Прекрасное – то, что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы или что, будучи благом, приятно потому, что оно благо". Благо содержится в морали и поступках.
"Из поступков прекрасны те, которые человек совершает, имея в виду нечто желательное, но не для себя самого; прекрасны также и безотносительно-хорошие поступки, которые кто-либо совершил для пользы отечества, презрев свою собственную выгоду, точно так же, как прекрасно все то, что хорошо по своей природе и что хорошо, но не именно для данного человека, потому что такие вещи делаются ради самого себя. Прекрасно и все то, что скорее может относиться к человеку умершему, чем к живому, потому что то, что делается для человека, находящегося в живых, сопряжено с эгоистическим интересом делающего. Прекрасны также те поступки, которые совершаются ради других, потому что такие поступки менее носят на себе отпечаток эгоизма. Прекрасно и то благоденствие, которое имеет в виду других, а не самого себя, а также то, что касается наших благодетелей, потому что это согласно со справедливостью. Прекрасны такие благодеяния, потому что они относятся не к самому человеку, [их совершающему]" (1366 b 36 – 1367 а 6).
По Аристотелю прекрасно то, что доставляет бескорыстное и созерцательное удовольствие,
Прекрасно и все памятное, и чем вещь памятнее, тем она прекраснее. ( Эти слова очень нужно было бы прочесть всем жаждущим уничтожения мавзолея и Ленина) И то, что нас переживает и с чем соединен почет и что имеет характер чрезвычайного, [все это прекрасно]. Прекраснее то, что есть только в одном человеке, потому что такие вещи возбуждают более внимания. Прекраснее также собственность, не приносящая дохода, как более соответствующая достоинству свободного человека.
Кроме того, Аристотель первым применил термин «катарсис» и дал ему объяснение в учении о трагедии.
По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Очищение души через сильные эмоции сострадания и сопереживания и есть катарсис.
До последнего времени свобода слова применялась именно в пропаганде красоты, добра, сострадания и сопереживания. Через искусство эта свобода вела к выражению наиболее ярко эмоций и чувств, очищающих душу и дающих пищу уму.
Даже церковная проповедь покаяния и слез о «гресех своих» направлена именно на переживание человеком катарсиса.
Но подобное понимание свободы самовыражения через слово и образ требует от человека напряженной работы ума и души. Требует высокого уровня культуры и воспитания. Даже в СССР при всеохватывающей системе воспитания и просвещения, далеко не все граждане любили театр, серьезную музыку и серьезные книги. Знания и культура требуют усилий. А поскольку капитализм построен на извлечении прибыли не только из производства, но и из культуры, то свобода слова стала тем двигателем ложных ценностей, которые удовлетворяют запросы непритязательной толпы. А для эстетствующих мещан преподносится суррогат из неэстетичной смеси бреда, вульгарности и глупости, легко выдаваемый за нечто сверхэлитарное. Эпатаж - дешевый без усилия со стороны «творца» и потребителя заменитель искусства и культуры в целом.
Но это в искусстве. Тоже самое и в политике. Свободу слова используют сплошь и рядом для того, чтобы выдать ложь за правду, втравить в ненужные споры и дискуссии большинство населения, и под прикрытием этой свободы, совершать то, что выгодно власти.
Свобода слова стала пропагандистом порока и эгоизма, потому что и то, и другое опускают планку личностного совершенства и позволяют ей (личности) руководствоваться только низменными удовольствиями. А управлять людьми, превращенными в рабов собственного эгоизма, гораздо легче, чем свободными грамотными личностями.
Упадок и примитив воцарился не только в культуре, но и в науке. Нет интересных открытий, нет движения вперед человеческой мысли. И дело не только в отсутствии финансирования. Свобода слова привела к дискредитации науки как творческой ценности, дающей объективное представление о мире и человеке.
Засилье свободно тиражируемых лжетеорий рождает у обывателя представление, что занятия наукой не требуют специальной подготовки. Стоит только начитаться всяких статей и в них найти то совпадения слов, то фантастические корни, то усомниться в древности артефакта, и ты уже заткнул за пояс науку.
Это страшное явление деградации личности, ее умственного развития, уничтожение в ней запросов на истину, проверяемую опытом и фактами, полностью лежит на «свободе слова», обернувшейся свободой дискредитации и поощрения невежества.
Свобода не может быть свободой от ответственности. То же самое касается и свободы слова.
Кажущаяся свобода слова в нынешних условиях демонстрирует далеко не свободу духа и творчества, а свободу превращения личности в ограниченного примитивного потребителя развлечений, удовольствий и праздности.
В мире капитала свобода слова оплачиваемое удовольствие. И чем свободней словом дискредитируют культуру, науку, нравственность, чем шире пропагандируют эгоизм и себялюбие, тем щедрее оплата этой свободы. В результате свобода слова становится орудием духовного обнищания общества.
Свободе слова благо там, где человек думает о благе ближнего, где слова могут быть услышаны властью, где через слово трудящиеся помогают решать общегосударственные вопросы. Но именно в классовом обществе, где заявлена свобода слова, ее не существует. Там, где права имеют богатые, свобода слова всегда направлена на одурачивание народа, на внедрение в массы лживых идей, образов, на пропаганду порока и распущенности, с помощью которых можно больше зарабатывать и дальше уводить от правды. Свобода слова – понятие классовое.
И когда общество поймет, что не любая свобода, будь то свобода деятельности или слова, служит благу, оно найдет средства перевести слово в оружие по борьбе со злом неравенства, классового антагонизма, национализма и религиозного фанатизма.
В словах заключена мистика Бытия. Чем энергичней люди будут проявлять стремление к правде и истине, используя высокие слова долга, ответственности, нравственной чистоты, тем шире распространится в душах их стремление к высшей цели, тем яснее осознают они, что собой представляет движение к Свету и Правде.
Люди должны понять, что взаимодействие их между собой осуществляется не только при прямом контакте, но и через мысли, выраженные словом далекими и совсем незнакомыми между собой людьми. Так рождается духовный подъем и оптимизм, так рождается будущее.
Казалось бы, коммунисты не были мистиками, но силу слова и образа они понимали прекрасно. Был Ленинский план монументальной пропаганды. Исключительной важности дело. И не только памятники ставили в городах и селах великим представителям человечества. Изречения, мудрые фразы и лозунги тоже имели свое воздействие на умы.

Смеялись в позднем СССР над лозунгами. Но неужели смеющиеся тогда, не оказались в дураках сейчас? Они не избавились от монументальной пропаганды, хотя были уверены в обратном. Просто эта пропаганда обернулась монументальной ложью рекламы. Странно, умная фраза вызывала у дураков отторжение, а глупая реклама – радует и привлекает. Вот вам и результат воздействия слов.


Слова, слова, слова. Они могут быть мутной грязной бесполезно льющейся водой, а могут быть чистым источником этой воды. Но забывать о силе слова нельзя.
Tags: свобода слова классы пропаганда
Subscribe

  • Культурные традиции

    «Мы продаем нашу святую, великую, обожаемую родину всякой иностранной шушере. Кто орудует с нашей нефтью? Жиды, армяшки, американцы. У кого в руках…

  • Действенное оружие лжи.

    Мастер-класс вашингтонской фальшивки Почему американский фейк про убитых кувейтских младенцев, сработал в отличие от российской байки про распятого…

  • Картина в деталях: «Портрет Вари Адоратской»

    В 2021 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Фешина. К юбилею в Третьяковской галерее открылась персональная выставка художника. Из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments