В качестве эпиграфа еще одна цитата:
"В 2016 году Смольный собор был передан в ведение РПЦ, в феврале 2017-го представители Русской православной церкви получили ключи от Сампсониевского собора. Как говорят в отделе эксплуатации (музея "Исаакиевский собор"), за помощью и советами, как содержать эти храмы, к ним никто не обращался."
http://m.fontanka.ru/2017/03/10/153/
"Разрушение и новодел: что происходит с храмами, которые забирает РПЦ?
"В 2002 году обсуждали пожар в одном из символов Костромы — церкви Преображения в Ипатьевском монастыре. Построенное в 1713 году без единого гвоздя строение загорелось из-за непотушенной сигареты. Дерево вспыхнуло моментально, и попытки священнослужителей потушить пожар самостоятельно лишь усугубили ситуацию: огонь вырвался наружу, загорелись северная и восточная стороны церкви. Пожарных вызвали спустя час, к моменту их приезда площадь пожара разрослась до ста квадратных метров.
Пожарные приехали через четыре минуты, но было уже поздно. Исторический памятник не удалось спасти. Им приходилось работать посменно из-за высокой температуры, не хватало давления монастырской водной системы, воду приходилось качать напрямую из реки. Огонь перекинулся на башню и галерею, грозил задеть Музей деревянного зодчества. В конечном итоге была уничтожена не только историческая церковь, выгорели резные ворота под Зеленой башней. Именно через них на царство в Москву выезжал Михаил Романов. Раскалились крыши угловых башен монастыря. Одна из крыш с крестом упала с десятиметровой высоты на дорогу, едва не задев людей.
Борисоглебский монастырь
Один из исследователей и реставраторов Борисоглебского монастыря в Дмитрове Сергей Гаврилов в 2000 году вспоминал, как памятник архитектуры переходил под церковное управление. По его словам, первый вопрос будущего настоятеля храма архимандрита Романа касался ворот: можно ли сделать Святые врата так, чтобы он мог въезжать через них на автомобиле. Позднее церковнослужитель удовольствовался хозяйственными Передними вратами...
Далее, по утверждениям реставратора, новые хозяева храма раскопали семисотлетнее кладбище. Человеческие останки из земли выгребали экскаватором. Несколько коробок с костями иеромонах монастыря предал земле по православному обряду, остальное просто погрузили на самосвалы и отвезли на свалку вместе с фундаментом дмитровского трудового лагеря (дмитлага) с торчащими могильными плитами из бетона. От предложения сделать из плит общее основание для большого памятного креста архимандрит отказался. Также на свалку отправился фундамент неизвестного сооружения, которое существовало до XVII века, первоначальные белокаменные пороги, часть сводов погребов и цоколя собора XVI века. Настоятельские кельи XVII века были полностью переделаны, хотя их реконструкция прошла незадолго до "капитального ремонта".
Реставрация иконостаса
Отдельная категория претензий искусствоведов и деятелей культуры - это обращение с древними иконами и иконостасами. Этот вопрос не единожды становился камнем преткновения между РПЦ и музейными работниками.
Один из самых заметных скандалов произошел в 2008 году в Псковской области. Там верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора отправился на реконструкцию к неизвестным мастерам. А нижний ряд с благословения митрополита отдали на "переписывание" местному мастеру. Исчезла серебряная басма, которая украшала весь иконостас целиком. Сообщения о схожих инцидентах поступали из трех храмов Псково-Печерского монастыря.
Все иконостасы объединяет то, что они были расписаны архимандритом Зиноном, который лично спроектировал и даже построил некоторые храмы.
Протоиерей Свято-Троицкого Кафедрального Собора Пскова отрицал практически все обвинения в плохо проведенной реставрации иконостаса. По его словам, нижний ряд конструкции напитался влагой и при запуске в храме отопления "претерпел некоторые изменения". Наличие серебряной басмы в церкви отрицали, заявив, что она была медной, прибитой ржавыми гвоздями. Представители храма списали повреждения на "слабенькую" основу.
Намекнув на то, что реставрационные работы проводятся не в Москве, а в Пскове и совсем недалеко от собора, протоиерей отказался раскрыть личность реставратора. В ответ на вопрос о лицензии на проведение реставрационных работ он указал на то, что иконостас не представляет какой-либо исторической ценности. Многие списывали повреждения икон на то, что в 2003 году в Троицкий собор провели отопление. Предметы искусства столетиями находились в холоде и привыкли к нему. Впрочем, и старые условия не слишком подходили иконам. Из-за высокой влажности каждую осень иконостас Зинона приходилось очищать от плесени.
По словам одного из разработчиков отопительной системы, они установили вдвое больше отопительных приборов, чем было необходимо для поддержания сохранности икон, и отказались от установки системы кондиционирования воздуха. Доски икон ссохлись, и произошло отслоение и вздутие. При этом в 2006 году, когда плохое состояние иконостаса стало очевидным, собор приобрел дорогостоящую мебель, софринские люстры и подсвечники "выше бабушек". При открытии Серафимовского придела после реконструкции стало очевидно, что живопись отца Зинона была уничтожена, изображения оказались просто переписанными заново. Некоторые связали это со стремлением главы епархии искоренить память об иконописце.
Рязанский кремль
Сотрудник музея-заповедника "Рязанский кремль" Ирина Кусова в 2015 году выражала опасения из-за передачи части кремлевских строений в ведение церкви. В 2008 году их решили отдать в полное распоряжение Успенского собора. Реконструкция соборного иконостаса сотрудниками музея была фактически прекращена. Ремонт должен был продлиться около 20 лет, и на все это время храм предполагалось законсервировать. Иконы необходимо было снять и восстанавливать параллельно с иконостасом, но в РПЦ не пошли и на меньшее. Сохранность икон конца XVII века была поставлена под угрозу из-за того, что не соблюдался необходимый режим температуры и влажности.
Успенский собор Рязанского кремля
Если раньше собор открывался редко и никогда не работал в дождь, то в новых условиях он функционирует при любой погоде. Нередко двери распахнуты настежь. И без того поврежденный иконостас разрушается еще больше. Епархии передали также уникальную коллекцию икон из древнерусской коллекции музея. Кусова утверждала, что в церкви они хранятся с грубым нарушением норм противопожарной безопасности...
Московский новодел
В 2009 году жители столицы заметили, что Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах, который находится неподалеку от Покровки и внесен в список объектов культурного наследия федерального значения, претерпел серьезные изменения. Храм, который пережил сносы при Сталине, прошел реставрацию в 1980-х годах, начали переделывать. Ограждение - объект охраны - уничтожили почти полностью, начали возводить новые столбы другой формы, устанавливать новую ограду, которая не совпадает с историческим рисунком. А ведь металлическая ограда XIX века на кирпичных столбах с белокаменными деталями стала одним из достижений советских реставраторов.
Кроме того, в оконные рамы вставили новые деревянные конструкции, а оконные решетки 1688 года заменили на современные. Строители прикручивали металлические конструкции непосредственно к древней кладке. Схожая участь постигла ограду и ворота храма Ильи Пророка в Черкизове — находившиеся в аварийном состоянии ограду и ворота заменили грубым новоделом."
отсюда
"В 2016 году Смольный собор был передан в ведение РПЦ, в феврале 2017-го представители Русской православной церкви получили ключи от Сампсониевского собора. Как говорят в отделе эксплуатации (музея "Исаакиевский собор"), за помощью и советами, как содержать эти храмы, к ним никто не обращался."
http://m.fontanka.ru/2017/03/10/153/
"Разрушение и новодел: что происходит с храмами, которые забирает РПЦ?
"В 2002 году обсуждали пожар в одном из символов Костромы — церкви Преображения в Ипатьевском монастыре. Построенное в 1713 году без единого гвоздя строение загорелось из-за непотушенной сигареты. Дерево вспыхнуло моментально, и попытки священнослужителей потушить пожар самостоятельно лишь усугубили ситуацию: огонь вырвался наружу, загорелись северная и восточная стороны церкви. Пожарных вызвали спустя час, к моменту их приезда площадь пожара разрослась до ста квадратных метров.
Пожарные приехали через четыре минуты, но было уже поздно. Исторический памятник не удалось спасти. Им приходилось работать посменно из-за высокой температуры, не хватало давления монастырской водной системы, воду приходилось качать напрямую из реки. Огонь перекинулся на башню и галерею, грозил задеть Музей деревянного зодчества. В конечном итоге была уничтожена не только историческая церковь, выгорели резные ворота под Зеленой башней. Именно через них на царство в Москву выезжал Михаил Романов. Раскалились крыши угловых башен монастыря. Одна из крыш с крестом упала с десятиметровой высоты на дорогу, едва не задев людей.
Борисоглебский монастырь
Один из исследователей и реставраторов Борисоглебского монастыря в Дмитрове Сергей Гаврилов в 2000 году вспоминал, как памятник архитектуры переходил под церковное управление. По его словам, первый вопрос будущего настоятеля храма архимандрита Романа касался ворот: можно ли сделать Святые врата так, чтобы он мог въезжать через них на автомобиле. Позднее церковнослужитель удовольствовался хозяйственными Передними вратами...
Далее, по утверждениям реставратора, новые хозяева храма раскопали семисотлетнее кладбище. Человеческие останки из земли выгребали экскаватором. Несколько коробок с костями иеромонах монастыря предал земле по православному обряду, остальное просто погрузили на самосвалы и отвезли на свалку вместе с фундаментом дмитровского трудового лагеря (дмитлага) с торчащими могильными плитами из бетона. От предложения сделать из плит общее основание для большого памятного креста архимандрит отказался. Также на свалку отправился фундамент неизвестного сооружения, которое существовало до XVII века, первоначальные белокаменные пороги, часть сводов погребов и цоколя собора XVI века. Настоятельские кельи XVII века были полностью переделаны, хотя их реконструкция прошла незадолго до "капитального ремонта".
Реставрация иконостаса
Отдельная категория претензий искусствоведов и деятелей культуры - это обращение с древними иконами и иконостасами. Этот вопрос не единожды становился камнем преткновения между РПЦ и музейными работниками.
Один из самых заметных скандалов произошел в 2008 году в Псковской области. Там верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора отправился на реконструкцию к неизвестным мастерам. А нижний ряд с благословения митрополита отдали на "переписывание" местному мастеру. Исчезла серебряная басма, которая украшала весь иконостас целиком. Сообщения о схожих инцидентах поступали из трех храмов Псково-Печерского монастыря.
Все иконостасы объединяет то, что они были расписаны архимандритом Зиноном, который лично спроектировал и даже построил некоторые храмы.
Протоиерей Свято-Троицкого Кафедрального Собора Пскова отрицал практически все обвинения в плохо проведенной реставрации иконостаса. По его словам, нижний ряд конструкции напитался влагой и при запуске в храме отопления "претерпел некоторые изменения". Наличие серебряной басмы в церкви отрицали, заявив, что она была медной, прибитой ржавыми гвоздями. Представители храма списали повреждения на "слабенькую" основу.
Намекнув на то, что реставрационные работы проводятся не в Москве, а в Пскове и совсем недалеко от собора, протоиерей отказался раскрыть личность реставратора. В ответ на вопрос о лицензии на проведение реставрационных работ он указал на то, что иконостас не представляет какой-либо исторической ценности. Многие списывали повреждения икон на то, что в 2003 году в Троицкий собор провели отопление. Предметы искусства столетиями находились в холоде и привыкли к нему. Впрочем, и старые условия не слишком подходили иконам. Из-за высокой влажности каждую осень иконостас Зинона приходилось очищать от плесени.
По словам одного из разработчиков отопительной системы, они установили вдвое больше отопительных приборов, чем было необходимо для поддержания сохранности икон, и отказались от установки системы кондиционирования воздуха. Доски икон ссохлись, и произошло отслоение и вздутие. При этом в 2006 году, когда плохое состояние иконостаса стало очевидным, собор приобрел дорогостоящую мебель, софринские люстры и подсвечники "выше бабушек". При открытии Серафимовского придела после реконструкции стало очевидно, что живопись отца Зинона была уничтожена, изображения оказались просто переписанными заново. Некоторые связали это со стремлением главы епархии искоренить память об иконописце.
Рязанский кремль
Сотрудник музея-заповедника "Рязанский кремль" Ирина Кусова в 2015 году выражала опасения из-за передачи части кремлевских строений в ведение церкви. В 2008 году их решили отдать в полное распоряжение Успенского собора. Реконструкция соборного иконостаса сотрудниками музея была фактически прекращена. Ремонт должен был продлиться около 20 лет, и на все это время храм предполагалось законсервировать. Иконы необходимо было снять и восстанавливать параллельно с иконостасом, но в РПЦ не пошли и на меньшее. Сохранность икон конца XVII века была поставлена под угрозу из-за того, что не соблюдался необходимый режим температуры и влажности.
Успенский собор Рязанского кремля
Если раньше собор открывался редко и никогда не работал в дождь, то в новых условиях он функционирует при любой погоде. Нередко двери распахнуты настежь. И без того поврежденный иконостас разрушается еще больше. Епархии передали также уникальную коллекцию икон из древнерусской коллекции музея. Кусова утверждала, что в церкви они хранятся с грубым нарушением норм противопожарной безопасности...
Московский новодел
В 2009 году жители столицы заметили, что Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах, который находится неподалеку от Покровки и внесен в список объектов культурного наследия федерального значения, претерпел серьезные изменения. Храм, который пережил сносы при Сталине, прошел реставрацию в 1980-х годах, начали переделывать. Ограждение - объект охраны - уничтожили почти полностью, начали возводить новые столбы другой формы, устанавливать новую ограду, которая не совпадает с историческим рисунком. А ведь металлическая ограда XIX века на кирпичных столбах с белокаменными деталями стала одним из достижений советских реставраторов.
Кроме того, в оконные рамы вставили новые деревянные конструкции, а оконные решетки 1688 года заменили на современные. Строители прикручивали металлические конструкции непосредственно к древней кладке. Схожая участь постигла ограду и ворота храма Ильи Пророка в Черкизове — находившиеся в аварийном состоянии ограду и ворота заменили грубым новоделом."
отсюда